Пользователи реальны, деньги потенциальны
Первый «закладочный бум» разразился в Рунете ровно год назад. В декабре 2006 года представители BobrDobr.ru вовсю анонсировали первую и неудачную версию своего сервиса. Через считанные месяцы мы наблюдаем с десяток проектов различной «свежести», каждый из которых целит в вожделенную нишу социальных закладок. Это наводит на мысли об оформившемся сегменте, а Максим Спиридонов (Memori.ru) вообще уверен, что «спрос на социальные закладки в Рунете удовлетворен полностью».
С одной стороны, поверить в это сложно, ведь базовый функционал таких сервисов ориентирован на среднестатистического пользователя Сети: по своей сути, закладки – это массовый продукт. В действительности же, закладочные сайты пока осаждает продвинутая аудитория «эпохи веб 2.0», падкая на эксперименты. Ежедневными показателями в несколько десятков тысяч уникальных посетителей сейчас никого не удивишь, а постоянное прикручивание нового функционала и борьба за пользователя требуют немалых вложений. Будут ли деньги в сегменте социальных закладок?
В «ФИНАМе» уверены, что о «рынке» в этом случае говорить рано, есть лишь достаточно небольшой сегмент. «Понятно, что он может расти высокими темпами, но вряд ли здесь можно говорить о больших оборотах», - добавил Владислав Кочетков, пресс-секретарь инвестиционного холдинга.
«Рынка» не видят и представители «Бобра», правда, по другой причине. По мнению Сергея Житинского, директора по развитию BobrDobr.ru, пока есть несколько сервисов, которые предлагают похожий функционал в разном дизайне, «под разным соусом». Пользователь останется там, где ему удобнее и комфортнее.
«Сейчас есть лидер по трафику – это Memori.ru; есть лидер по ТиЦ и по количеству закладок в базе – это мы, - изложил он свое видение ситуации в этом сегменте. - Наш задел, как мы считаем, – более долгосрочен, так как ТИЦ – это, в том числе, следствие размещения ссылок на нас. Люди, ставящие на нас ссылки, размещающие наши кнопки и виджеты – это наши постоянные пользователи, а не случайные «друзья», занесенные на сайт желанием получить приз. Такие люди как пришли, так и уйдут. А мы стараемся привлекать долгосрочных пользователей, нам важна их лояльность».
Константин Вощанов, создатель сервиса MoeMesto.ru, занимает менее категоричную позицию. Да, посещаемость сегодняшних «закладочных» лидеров смешно сравнивать с показателями del.icio.us, либо «большой тройки» - «Яндекса», «Рамблера» и Mail.Ru. «С другой стороны, «Одноклассники» тоже не один год выходили на сегодняшние позиции, так что все еще впереди. Чем больше людей будет пользоваться Рунетом, тем выше будет потребность в хранении персональной информации онлайн», - добавил он.
В любом случае говорить о деньгах в этой нише сегодня не приходится. В лучшем случае, это инвестиции в доработку и продвижение самих сервисов. Пока проекты являются убыточными, но большинство из них вынашивает планы по выходу на самоокупаемость.
Так, зарубежный Mister Wong планирует начать получать доходы из России к концу 2008 года. MoeMesto.ru, который около года назад запускался на личные средства Константина Вощанова, сейчас, по мнению разработчика, вполне мог бы выйти на самоокупаемость за счет размещения рекламы. Пока же «представляется более целесообразным наращивать функциональность проекта и пользовательскую базу». Не собирается приносить прибыль в следующем году и BobrDobr.ru: с ростом посещаемости доходы будут закономерно расти, однако затраты на разработку и продвижение тоже планируются немалые.
Если говорить о бизнес-модели, то основной интерес в случае сервисов социальных закладок представляет реклама. Возможно собирать деньги и за премиум-сервисы, но вероятность успеха не так высока. Сергей Житинский считает, что вторая модель вообще неперспективна для закладочных сайтов. На прибыль от продажи «дополнительных услуг» рассчитывает разработчик MoeMesto.ru, отдавая приоритет все-таки рекламной модели.
«Самый непосредственный вид заработка это, конечно, реклама. Кроме обычных баннеров, в Германии недавно стартовал наш собственный вариант контекстной рекламы «Wong SL», с помощью которого пользователи могут создавать тематические объявления в Mister Wong. Заказчики положительно приняли этот вид рекламы, так что мы уверены, вскоре ввести «WongSL» и на интернациональных порталах», - рассказали представители Mister Wong.
Владислав Кочетков («ФИНАМ») считает, что сервисы социальных закладок вряд ли будут приносить существенный доход в чистом виде. В перспективе они будут интегрированы в более масштабные социальные сети, в плане расширения их функционала. «По сути, сервисы закладок создаются в большей степени под перепродажу», - пояснил он. Похоже, именно такой способ монетизации в минувшем году оказался доминирующим в этой нише . Так, покупка Memori.ru в октябре, по различным оценкам, обошлась РБК в $400-500 тыс.
- 17.12.2007 в 18:52
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!