Как интернет-СМИ мамонта хоронили
На «Ленте» можешь не служить, но телебашней стать обязан!
Предстоящие поминки собрали разношерстную аудиторию: от онлайновых монстров, которым, собственно, и суждено будет погибнуть, до людей, которые не слишком хорошо представляли себе значение слова «гиперссылка». Алексей Андреев, главред «Вебпланеты», на правах ведущего секции рассказал о своем неприязненном отношении к «веб 2.0». По его словам, это все было еще 15 лет назад, нынешняя концепция пользовательского контента не несет в себе никаких новшеств. Обычный маркетинг. Между тем, уже следующий докладчик объяснил собравшимся, что дело обстоит намного серьезнее.
Олег Козырев, представляющий ИД «Коммерсант», первый помянул мамонтов, и это задало тон всей последующей дискуссии. Аргументы вымирания традиционных СМИ, в том числе и онлайновых, приводились стандартные: они неповоротливы, формализованы, управляются небольшой группой людей, ограничены в источниках информации. Будущее же - за человеком-телебашней, которого не устраивает собственный сайт или блог, и он заводит собственный телеканал. Теперь ему уже не надо ходить на поклон к мамонтам: в телебашни превратятся и все окружающие; таким образом, почти у каждого события появится доступный очевидец. Традиционным СМИ пора, пока не поздно, идти на мировую с «веб 2.0», иначе их ждет полное исчезновение.
В направлении «народного СМИ» развивается проект BlogsNews.ru, редактором которого является Олег Козырев. Туда же движется и портал NewTimes.ru. Тот самый мамонт, по мнению докладчика, находится на последнем издыхании, а торжествующему пользовательскому контенту уготована вечная жизнь. Некоторые с трудом представляют себе жизнь в мире, где каждый выпускает свой телеканал. Кто же будет зрителем и как разобраться в хаосе вещания? Вот тут-то опять прозвучало старое слово «редакция», и у собравшихся стало спокойнее на душе.
Следующая докладчица – Марина Шилина (МГУ) - фантазировала на тему «веб 2.0» в научном формате, постоянно обращаясь к понятию коммуникации. Персонализация коммуникации – это основная тенденция информационного капитализма. От старой push-модели, когда информация распространяется в одном направлении, мы переходим к двусторонней коммуникации. То есть «веб 2.0» принес с собой не новые технологии, а именно изменения коммуникации в существующих технологиях.
В этой ситуации происходит выделение лидеров, в зависимость от которых попадают менее успешных пользователи Сети. Эта зависимость намного хуже, чем власть корпораций, поскольку люди обращаются к Интернету по разным причинам. К 2010 году пользователь станет основным автором контента, и Рунет окончательно утонет в спаме. Минусов здесь гораздо больше, чем плюсов: пострадает как содержание, так и форма.
Средства массовой информации превратятся в средства массовой коммуникации (СМК). Блоги и подкасты станут новыми жанрами журналистики. Попутно Марина Шилина упомянула удачные и неудачные UGC-проекты отечественных СМИ: например, сообщество вокруг «Кремлевской диеты» в «Комсомольской правде» и Клуб читателей «Ведомостей». Дальше мир ждет кошмар под названием «медиа везде», который понимается как конвергенция новых возможностей для СМК. Чтобы аудитория не слишком заскучала от околонаучной мишуры, собравшимся предложили подумать, какая разница между Пиноккио и Буратино. Оказывается, в первом случае смысл заключается в коммуникации с деревяшкой и рождении самостоятельной личности, а во втором – в золотом ключике, который позволил бы Буратино стать Карабасом-Барабасом и руководить собственным кукольным театром. Видимо, обилие теории и образов окончательно подавило аудиторию, поэтому доклад Руслана Чачанова (LiveInternet) в более доступном изложении воспринимался более живо.
Он начал с инцидента, вызвавшего небольшую «бурю в стакане» российской блогосферы и СМИ. Речь шла о золотистом «Матисе», который, якобы, произвел наезд на детскую коляску. Печатные и интернет-издания, как обычно, опубликовали противоречивую информацию, а некий знакомый блогер пролил ясный свет на это событие, поскольку был его очевидцем. Не успел Руслан сделать правильные выводы о величии блогов, как его перебила Галина Тимченко, главный редактор Lenta.ru. Для начала она сообщила, что Руслан (и его блогер) перепутали марку машины, это был Nissan, а значит, и автор поста, вполне вероятно, «фантазирует» или был очевидцем совсем другого ДТП. Да и вообще блогерам бесполезно конкурировать с профессионалами по оперативности, глубине подачи материала и точности, а Чачанова она на работу не возьмет. Леха Андреев пытался вернуть разговор в русло сосуществования СМИ и блогов, но уже было ясно, что «миром это не кончится». Обиженный докладчик из-за постоянных «комплиментов» в свой адрес свернул выступление. Из любопытного прозвучала лишь информация о том, что LiveInternet планирует внедрить идентификацию по open-ID, а также в скором времени развернуть «партнерку» со СМИ.
Далее были обнародованы красивые цифры о популярности пользовательского контента в Рунете. Евгения Семина, представляющая РА McCan Universal, продемонстрировала результаты исследования аудитории «веб-два-нольных» проектов по всему миру. Оказалось, что в деле UGC Россия явно не позади планеты всей. Блоги у нас читают 60% пользователей Сети, свои записи там оставляет 21%, причем этот показатель удвоился за последние полгода. По загрузке фото и видео мы обогнали США, а по вовлеченности в социальные сети – вообще лидируем. В целом, получилась картинка, которую не стыдно показать рекламодателю: пользователи «веб 2.0» мало отличаются по социально-демографическим характеристикам от среднего юзера Рунета, зато есть психологические различия – это лидеры мнений, люди яркие и творческие. Неясным остался вопрос о том, чем же обусловлен такой рост социальной активности российских пользователей. Может быть, лидеры мнений как раз уже пришли, а масса растет за счет новой волны?
Мамонта участники секции поминали регулярно. Столь же заметен был и антиблогерский настрой большинства журналистов. Многие, похоже, не поверили ни в человека-телебашню, ни в «медиа везде». Отпраздновать похороны мамонта российские интернет-СМИ, похоже, не против, но сами умирать не торопятся.
Онлайновые журналисты – высокооплачиваемый сброд
От похорон, попыток предсказать будущее и прочей метафизики потянуло к земному и насущному, поэтому выбор сам собой произошел в пользу кадровой секции. Ее ведущая - Галина Тимченко, уже отказавшая Руслану Чачанову в трудоустройстве, сформулировала тему следующим образом: «Кадровый голод на рынке интернет-СМИ: миф или реальность?». Она поделилась некоторыми результатами предварительного опроса руководителей различных изданий: так, никто из них не набирает персонал через кадровые агентства. Может быть, и дефицит является надуманным?
Дмитрий Малин, представляющий «РДВ Медиа», поведал о собственном печальном опыте – издательский дом долго и безрезультатно искал руководителя интернет-проектов. По его словам, количество вакансий для интернет-журналистов постоянно растет, ожидания претендентов, как правило, завышены, а на рынке много неквалифицированного персонала. Наряду с начинающими, есть и «звезды», для которых деньги играют второстепенную роль. Когда-то люди были готовы вести проект за $700, сейчас им мало $2500. Говоря о возможных выходах из сложившейся ситуации, он предлагает взять человека «на вырост», например, с другой специализацией, либо из традиционных СМИ. В ближайшие годы зарплата онлайновых журналистов будет расти на 30-50%, а время работы на одном месте будет только сокращаться.
Про хождение по кругу говорил и Иван Засурский, представляющий журфак МГУ. Он согласился с тем, что сейчас система подготовки кадров сильно отстает от потребностей рынка: на отделении интернет-журналистики учатся 15-30 человек, а по-хорошему необходимо – 300. Затем он переключился на тему конвергенции. Журналист будущего должен быть не только пишущим, но и фотографирующим, редактирующим видео, делающим подкасты и т.д. и т.п. По мнению Ивана, эти дополнительные навыки способны значительно повысить его стоимость на рынке труда.
Галина Тимченко воспользовалась случаем и пожаловалась на студентов. Дескать, проходить практику на Lenta.ru бесплатно не желают, а сами-то ну ничегошеньки не знают, мысли формулировать не умеют, с принципом построения новости не знакомы. Иван Засурский в ответ на это поделился радостью: впервые за последние годы его студенты захотели стать журналистами, а не кем-либо еще.
Свою ложку дегтя добавила и Наталья Селезнева (MediaJOBS.ru), для которой хантинг журналистов – основной хлеб. Кроме нехватки управленческих компетенций у кадров для интернет-СМИ, она отметила еще и дефицит культуры и ответственности. Компетенции буду браться, по ее мнению, из традиционных СМИ, хотя там зарплаты по-прежнему на 25% выше. В заключение она рассказала о своем неудачном опыте работы с подрядчиком, разрабатывавшем ее проект, а также авторитетно заявила, что «в Интернет приходят люди с высоким IQ».
Человека со стороны давно уже начал бы терзать вопрос: почему этим бездарям платят такие деньги? Его предвосхитила Наталья Кутушева (ИД «Коммерсант»), рассказавшая о старых добрых временах, когда квалифицированных людей было найти еще труднее. Тогда в Сети крутилось гораздо меньше денег: формируя службу прямых продаж рекламы, она вынуждена была взять на работу человека из «офлайна» на зарплату выше, чем у нее самой. Зато раньше и свободы творчества было больше, нынешние же стартапы чаще запускаются не с целью «попробовать», а с какими-то определенными бизнес-ожиданиями.
Юлия Сандлер (REGNUM) раскрыла секреты работы с региональным персоналом. Более 90% из 400 сотрудников информационного агентства трудится в регионах, достойных людей ищут в традиционных медиа и через местную администрацию, сотрудники многих ТВ- и радиокомпаний работают у них совместителями.
В заключение Юрий Синодов (Roem.ru) рассказал о самой недисциплинированной прослойке кадров для интернет-СМИ – о фрилансерах. По его словам, они не очень любят общаться с людьми, уверены в собственной близости к цели и считают свою работу творческой. Для эффективного взаимодействия работу надо атомизировать (написать подробнейшую инструкцию), постоянно контролировать сроки, страховаться за счет сотрудничества сразу с несколькими исполнителями. Подойдет игра в «доброго» и «злого» редактора, тогда есть вероятность, что «доброму» фрилансер расскажет больше об истинном положении вещей. В итоге, как метко выразилась Галина Тимченко, фрилансер стоит на табуретке и держит в руке лампочку, а еще четверо вращают ее. Другими словами, экономия на штатных сотрудниках выливается в немалые организационные затраты.
Кстати, собравшихся живо заинтересовал сам Roem.ru: были вопросы об инвесторах и источниках финансирования. Синодов притворялся глухим, а напоследок пробормотал, что «продает рекламу, вот уже на 20 тысяч продал».
Купите нам читателей, чтобы мы их продали
Рассказы о фантастических зарплатах в онлайновой журналистике неминуемо вызвали интерес к доходам самих изданий. Неужели реклама позволяет им зарабатывать наравне с традиционными собратьями?
Александр Леонтьев, руководитель веб-редакции «Известий», обвешивает сайт всякой всячиной – есть AdRiver, AdFox , «Бегун». Раздражает ли это пользователей? Конечно, но телевизор же мы смотрим… При этом количество обменных баннеров необходимо сокращать. Что же касается онлайновых доходов, то они составляют 7-10% от условного $1 млн., который зарабатывает издание ежемесячно. И это при 100 тысячах уникальных посетителей в сутки.
Делать ставку на контекст тоже не стоит. Он не способен принести онлайновым СМИ очень уж много денег; скорее, является способом монетизировать тот контент, на котором не получается заработать другими способами. Доход сайта не в последнюю очередь зависит от количества «продажников»: чем их больше, тем лучше.
Кирилл Готовцев (РА Maniaco) рассказал о тонкостях работы с рекламными агентствами. Так, самой интересной для него является не постоянная аудитория, которой столь гордятся многие издания, а совсем небольшой «сегмент» читателей. Данные Gallup, на которые так удобно ссылаться в общении с рекламодателями, по его словам, не исследуют аудиторию в той части, что ему интересна. Медиапланирование объективно существует, но обесценивается, поскольку подавляющее большинство планов правятся, исходя из непредсказуемых прихотей заказчика. Кстати, немалую роль играет и медиапланирование второго порядка: «Вы должны купить тот трафик, который мне нужен». Тут Кирилл оговорился, что поддерживает самоценность электронных СМИ, но ему, как рекламному агентству, они более необходимы для обеспечения нормальных продаж, нежели как источник трафика.
***
Собственная тусовка, похоже, пришлась интернет-СМИ по вкусу. Нынешние 280 участников выразили готовность пообщаться в следующем году или даже раньше. РОЦИТ же выразил готовность пожертвовать своей региональной активностью (Интернет-марафон), дабы уделять больше внимания этому сегменту российской интернет-действительности.
Все фотографии к материалу принадлежат i-SMI.
- 00.00.0000 в 00:00
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!