Ежедневное электронное издание о российском Интернете
Константин Калабин: «Наши силы направлены на развитие рынка интернет-объявлений»
Благоразумный eBay не торопится выводить на российский рынок локализованный аукцион, зато его проект Slando.ru довольно активно ведет себя в Рунете. Запущенная в марте 2006 года сеть частных объявлений обросла региональными сайтами и собрала месячную аудиторию в 1 млн. уникальных пользователей.
Сектор classifieds, безусловно, обладает своей спецификой, хотя и имеет общие черты с онлайновыми аукционами. И те, и другие площадки выступают, по сути, посредниками между пользователями, пожелавшими купить либо продать какие-то вещи. О возможных причинах неудач онлайновой «торговли с молотка», перспективах сетевых «досок объявлений», региональной экспансии и неопределенной бизнес-модели – в интервью Константина Калабина, директора проекта Slando.ru, корреспонденту TelNews.
- В июле Slando честно созналась, что является проектом компании eBay, которая знаменита, в первую очередь, онлайновым аукционом? Почему западный игрок решил заходить в Рунете именно со стороны частных объявлений, а не аукционного бизнеса?
Хочу сразу подчеркнуть, что наши отношения с eBay вообще не касаются аукционного бизнеса. Поэтому о стратегии eBay на российском рынке аукционов лучше спросить у них самих. Мы работаем совсем на другом рынке – на рынке объявлений. Мы его знаем хорошо и считаем, что ближайшие перспективы в странах с быстрорастущей экономикой у него лучше, чем у аукционов. Хотя, например, польский рынок - исключение. Там аукцион Allegro является одним из крупнейших сайтов во многом благодаря успешной реализации платежной системы.
- Почему, на Ваш взгляд, онлайновые аукционы в Рунете продолжают оставаться крошечным и замкнутым сегментом с очень низкими темпами роста?
По-моему (подчеркну, это мое исключительно личное мнение), есть 3 ключевых фактора, которые сдерживают рост данного сегмента в России и на многих других развивающихся рынках.
- Риск покупателя
Покупая что-то в Интернете, не имея возможности это увидеть, проверить, пощупать, пользователь идет на определенный риск. Для перевешивания этого риска цена должна быть очень привлекательной.
На западных аукционах это достижим, из-за того, что в цене товаров, продающихся в офлайне, очень велика составляющая именно расходов на магазин, логистику, зарплату продавцов и т.д. Соответственно, если кто-то может купить партию товара в Китае, положить к себе в гараж, а потом продавать по одному из дома, у него цена может в быть в 2-3 раза ниже, чем у конкурентов, и на 10-20% ниже, чем у онлайн-магазинов (потому что у тех есть расходы на поддержание сайтов, маркетинг и т.д). А онлайн-аукционы дают таким продавцам готовую и простую платформу, что и позволяет держать низкие цены, привлекающие покупателей.
В России такая модель не работает, так как эта составляющая незначительна, и удаление ее из затрат продавца не дает уменьшения в цене, достаточно привлекательного для покупателя, чтобы перевесить риски. Равно не работает она в Индии, Китае и других странах с относительно низкими операционными расходами.
- Инфраструктурный фактор
Главное преимущество успешных интернет аукционов, как и интернет-магазинов, – удобство. Не надо никуда идти, ни с кем встречаться. Выбрал, заплатил, через пару дней получил по почте. В любой из стран, где есть eBay, можно заплатить продавцу при помощи PayPal, а система почтовой доставки развита, надежна и, самое главное, почти поголовно люди ей доверяют. В России же исторически сложилось, что почте люди не доверяют, а нормальной интеграции банковской системы с системами онлайн-платежей почти нет. Когда две этих составляющих изменятся, перспективы онлайн-аукционов в России сильно улучшатся, потому что чем больше страна, тем к большему рынку можно получить доступ, не вставая с дивана.
- Культурный аспект
Этот момент характерен для всех развивающихся стран. Очень много людей элементарно не знают, как много можно найти в Интернете, а когда знают - боятся совершать сделки. Процесс изменения этого подхода занимает определенное время, обычно несколько лет, и сильно зависит от уровня проникновения Интернета в стране. В России он начался по глобальным меркам совсем недавно.
- Какое место в структуре бизнеса eBay занимают частные объявления? Как известно, всемирно известному интернет-аукциону принадлежит платежная система PayPal, VoIP-сервис Skype.
Как Вы сами сказали, eBay владеет большим количеством достаточно разных бизнесов, многие из которых весьма далеки от идеи аукциона и даже от интернет-коммерции (как Skype). Поэтому неудивительно, что компания инвестирует в проекты, которые могут открыть новые для нее рынки и направления.
- Насколько перспективным представляется российский рынок онлайновых частных объявлений? Как быстро он растет?
Разумеется, нам рынок объявлений представляется перспективным, иначе бы мы на нем не работали. Однако оценить его очень сложно, и оценки разнятся очень сильно, в зависимости от того, что считать объявлением и как на них зарабатывать. Мы считаем, что своим сервисом мы постепенно начинаем менять мнение пользователей Рунета об интернет-объявлениях в лучшую сторону. Ведь до запуска Сландо в Рунете были лишь традиционные «газетные» сайты объявлений, а все остальное было «досками объявлений» с крошечными аудиториями и невероятным количеством спама, сделанными с целью забить поисковую выдачу и зарабатывать на продаже ссылок и «контексте». Ценность таких объявлений для пользователей близка к нулевой. Мы же сделали первый сайт объявлений в нормальном понимании этого слова, ориентированный на людей.
- На российском рынке уже существует заметный игрок, на стороне которого время, связи с регионами и печатная версия, - "Из рук в руки". Считаете ли вы этот проект серьезным конкурентом?
Конечно, мы считаем «Из рук в руки» серьезным конкурентом. Эта компания присутствует на рынке очень давно, обладает сильным брендом и лояльностью со стороны потребителей. Но мы считаем, что наш сервис существенно отличается. Во-первых, у нас все объявления во всех рубриках в любых городах по-настоящему бесплатны, поэтому мы честно можем называть себя сайтом бесплатных объявлений. Во-вторых, мы являемся стопроцентно онлайновым бизнесом, и у нас отсутствуют многие элементы рудиментарного наследия оффлайна, вроде ограничений на длину объявлений. В-третьих, у нас гораздо больший процент объявлений от частных лиц, а не от компаний и агентств.
В любом случае, здоровая конкуренция – это очень хорошо для отрасли в целом, так как она стимулирует инновации и нестандартные решения, что привлекает больше пользователей в сегмент и делает их более активными.
- Чем объясняется такое странное географическое движение Slando - Восточная Европа, Бразилия, Украина, Россия? На какие рынка еще запланирован выход сети?
Было бы странно, если бы я озвучил все наши следующие рынки сейчас. Придет время – вы обязательно о нас услышите. «Странное» географическое движение объясняется тем, что мы не пытаемся объять необъятное, создавая сайты для каждой страны мира вплоть до Зимбабве и Камеруна, а фокусируемся на быстрорастущих рынках, где видим для себя наилучшие перспективы.
- Пока все объявления на Slando являются бесплатными для тех, кто их подает. Неоднократно утверждалось, что плата не будет введена и в дальнейшем. Какова же бизнес-модель проекта? Нельзя долгое время оставаться успешным, демонстрируя только цифры посещаемости, без строчек дохода...
Наши силы сейчас направлены не на получение денег, а на развитие и формирование рынка интернет-объявлений. Все знают, что Googlе не был первым поисковиком, iPod – не первый mp3-плеер, а MySpace – не первая социальная сеть, однако эти компании сумели создать продукты, которые радикально увеличили существовавшие рынки и изменили правила игры. Бизнес-модели для нас возможны разные, наиболее перспективная же определится в ходе развития рынка, поэтому ничего определенного по этому поводу я сейчас сказать не могу. Мы изначально создавали проект для пользователей, где можно совершенно бесплатно искать работу, жилье, продавать и покупать товары, знакомиться и общаться. Благо, специфика Интернета позволяет это сделать.
- 00.00.0000 в 00:00
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
Заработай деньги
на своём сайте!
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2
Обсуждаемые новости