Рунет – территория ICQ или IM-пустыня?
Между тем, западные IM-гиганты в Рунете почти не представлены, если не считать Windows Live Messenger, который делает в России первые неуверенные шаги. Где российские AIM и Yahoo! Messenger? Вспомнит ли российский офис Google про Gtalk? Или «свежую кровь» для этого сегмента стоит ожидать с Востока? Мраком покрыты соответствующие планы «Яндекса», до последнего времени игнорировавшего это направление. Расстановке сил на отечественном рынке сервисов мгновенного обмена сообщениями и перспективам его развития посвящена данная статья.
По оценкам «ФИНАМа», ICQ по-прежнему занимает львиную долю IM-сектора – этому клиенту хранят верность около 70% пользователей. Оставшаяся треть «пирога» распределена между тремя более-менее заметными программами – «Агентом» (15%), MSN Messenger (6%) и QIP (4%). Несколько отличаются от этой картины российские данные МАСМИ за апрель-май 2007 года. Участники опросов признали за ICQ лишь 57,8% рынка, добавили пару процентов «Агенту» (17,5%), обозначили доли Skype (2,8%) и Gtalk (1%). Интересно, что доля «аськи» остается постоянной на протяжении вот уже нескольких лет: перед запуском своего кобрендингового продукта «Рамблер» опрашивал пользователей, и результаты также колебались в пределах 60-80%.
Борьба между «отстающими» идет за оставшиеся 30-40%, которые игроки делят между собой совсем не поровну. Так, медленно, но стабильно растет доля пользователей «Агента», популярность набирают QIP и Skype, а интернет-пейджеры из мировой тройки лидеров удерживают в России считанные проценты. При этом отечественные IM-сервисы постоянно рапортуют о быстром увеличении пользовательской аудитории. На нынешнем КИБе годовой рост числа пользователей ICQ был оценен в 100%, а Mail.Ru Agent, якобы, рос в два раза быстрее.
Впечатляющие цифры роста при не слишком заметном перераспределении долей объясняются просто. Как утверждает пресс-секретарь «ФИНАМа» Владислав Кочетков, текущий уровень «проникновения» интернет-пейджеров составляет 60%, что, разумеется, далеко не предел. Недавнее исследование Gartner обещает IM-сетям безоблачное будущее за счет корпоративного сектора. Пока интернет-пейджеры, по данным InfoWatch, используют не больше половины офисных работников, а к 2013 году этот показатель может достичь 95%.
В «Рамблере» уверены, что нынешнее вялотекущее состояние IM-рынка сменится бурным ростом. «Рамблер» приложит все усилия, чтобы ICQ стало единственным средством быстрого общения в Рунете. Полнофункциональным, удобным, современным. Остальные будут узкоспециализированы и смогут решать только одну из задач пользователя, привязанного к площадке. В бизнесе есть аналоги подобного - это карманные банчки. И они тоже имеют право на жизнь», - изложил свое видение будущего Алексей Садонов, руководитель отдела проектов.
Он также напомнил о том, что Rambler-ICQ – это всего лишь одна из составляющих партнерства с ICQ. Через свое рекламное агентство Index20 «Рамблер» продает рекламу на всей территории России и по всем клиентам ICQ на эксклюзивной основе. То есть популярность программ мгновенного обмена сообщения, альтернативных Rambler-ICQ, косвенным образом приносит прибыль «Рамблеру». «Мы с интересом наблюдаем за развитием программы QIP. На сегодня она выполняет очень важную функцию - популяризацию сервиса ICQ и отвоевывание рынка у других систем. Сделав свое дело, QIP уйдет с рынка, на котором останется только ICQ. Skype и «Агент» будут делить оставшиеся мелкие проценты, а про другие мессенджеры никто и не вспомнит», - добавил Алексей Садонов.
Играть в одной команде с ICQ, безусловно, выгодно. Успехи же российской «аськи», рожденной в недрах «Рамблера», остаются довольно скромными. Уверенный старт, уже в марте 2006 года принесший Rambler-ICQ первый миллион пользователей, сменился некоторым затишьем. В конце прошлого года компания даже пошла навстречу пользователям, недовольным привязкой номера «аськи» к логину на «Рамблере». В локализованной версии 5.1 пользователей постарались еще крепче опутать социальными сервисами вроде фотохостинга, блогов и видеосервиса и убрали обязательную регистрацию на портале. Затея с 2WAYSMS себя не оправдала: пользователи не пожелали платить дважды – и за отправку, и за прием сообщения. В итоге существование Rambler-ICQ вряд ли сильно повлияло на позиции глобального IM-клиента в Рунете: кто-то скачал и установил локализованный продукт, остальные продолжили использовать нерусифицированную «аську».
«Агент» пытается ставить на молодежную аудиторию, привлекая пользователей бесплатными SMS, «мультами», «будильниками» и прочими «рюшечками». Живущим под девизом «десять баксов-то не лишние» адресована и мобильная версия приложения, появившаяся в этом году в виде Java-приложения.
За последние два года QIP успел вырасти из «штанишек» любительского проекта и теперь собирает предложения о продаже. Совсем недавно он чуть не стал «официальным мессенджером РБК», однако свою причастность к QIP медиагигант отрицает.
«Яндекс» по-прежнему не желает демонстрировать собственный интернет-пейджер широкой публике. Так, одно время ходили слухи, что он будет использовать открытый протокол XMPP, но никакого подтверждения они так и не нашли.
При всем желании основных игроков перетянуть одеяло на себя, в будущем интернет-пейджерам придется научиться общаться «между собой». В свое время много шума наделало заявление о совместимости IM-клиента Microsoft с мессенджером производства Yahoo. Кстати, около года назад «Рамблер» обещал подружить пользователей «аськи» с приверженцами Gtalk.
Программам мгновенного обмена сообщениями не удастся избежать мобилизации. В этом направлении начали работать сами сотовые операторы. В апреле «ВымпелКом» предложил абонентам услугу «Свои», которая позиционировалась как альтернатива мобильной версии ICQ. Сервис позволяет обмениваться текстовыми сообщениями, а также разыскивать собеседников, правда, в пределах родной сети. Другие операторы сразу же оценили эту затею как бесперспективную, поскольку «Свои» не умеет взаимодействовать ни с одной из популярных IM-сетей.
Большую определенность в ближайшем будущем должна получить и бизнес-модель отечественного IM-сервиса. В этом вопросе мнения комментаторов оказались диаметрально противоположными. «Перспективы рынка связаны, прежде всего, с рекламными продуктами - российские пользователи, в отличие от западных, пока не столь охотно платят за дополнительные сервисы, рассматривая их наличие как должное», - считает Владислав Кочетков. Алексей Садонов, руководитель отдела проектов «Рамблера», утверждает обратное. «Со временем доля доходов доходы от рекламы будет уменьшаться (увеличиваясь при этом в абсолютных значениях). Все больше будет преобладать модель дополнительных услуг и возможностей», - прокомментировал он в интервью TelNews.
- 00.00.0000 в 00:00
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!