Гарри Кондаков: «Покой нам только снится!»

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Смирнов Федор Рубрики: лица
Гарри Кондаков: «Покой нам только снится!» Рынок информационной безопасности, несмотря на свой бурный рост в последние годы, не слишком избалован вниманием СМИ. Пользователям больше нравится считать доходы поисковиков, спорить о монетизации блогов и предрекать будущее онлайновой видеорекламы. Зато тревожные сообщения о появлении очередного трояна, аресте спамера или новых трюках фишеров появляются ежедневно.

Поговорить об отечественном и мировом рынках АВ-решений, перспективах роста этого сектора, а также об актуальных тенденциях в индустрии ИБ мы пригласили Гарри Кондакова, управляющего директора «Лаборатории Касперского» по России, странам СНГ и Балтии. Примечательно, что в России продуктам «Лаборатории Касперского» отдают предпочтение больше половины всех домашних пользователей. До этого показателя на отечественном рынке очень далеко западным компаниям, даже тем, что входят в мировую тройку лидеров – Symantec, McAfee, TrendMicro. Чем же «Лаборатории Касперского» удается привлечь пользователей на «постсоветском» пространстве? Завершится ли рост рынка ИБ массовым «прозрением» пользователей? Можно ли доверять свою безопасность «аутсорсерам»? Об этом – в интервью Гарри Кондакова изданию TelNews.

- Можно ли утверждать, что в настоящее время антивирусная индустрия переживает «золотой век»? Когда-то пользователей приходилось активно убеждать в необходимости установки антивирусного ПО, потом тот же путь пришлось пройти с антиспамом, сейчас основная масса пользователей осознали опасность - ликбез уже не требуется.

- Прежде всего, я хотел бы предостеречь всех от использования словосочетания «золотой век» применительно к антивирусной индустрии. «Золотой век» может быть в поэзии, музыке... Если случается эпидемия, от которой страдают люди, нельзя говорить, что для фармацевтических компаний наступил «золотой век». В настоящий момент в компьютерной индустрии ситуация очень непростая: количество всевозможных вредоносных программ растет невероятными темпами, каждые 5-6 минут в мире возникает новая угроза, способная нанести непоправимый вред той или иной группе пользователей информационных технологий. И слава богу, что основная масса пользователей действительно осознала, что все это очень серьезно.

- Вообще, правильнее, наверное, уже говорить не «антивирусная индустрия», а «антивредоносная». Будут ли угрозы ИБ становиться более комплексными в будущем? Как это повлияет на бизнес АВ-вендоров?

- Да, есть основания считать, что в дальнейшем угрозы ИБ будут становиться более комплексными, злоумышленники будут совершенствоваться в поисках всевозможных лазеек для проникновения в информационные системы. Активность злоумышленников в технологических областях будет тем интенсивнее, чем более распространенными будут становиться современные технологии. Так в ближайшие несколько лет бурное развитие и распространение мобильных технологий скорее всего спровоцирует злоумышленников на активные действия в мобильной среде. В свою очередь, антивирусные вендоры будут совершенствовать технологии, механизмы и методы защиты, чтобы эффективно противодействовать этим новым угрозам. Нас ждет нелегкая борьба с «виртуальным злом».

- Российский рынок решения в области ИБ кажется относительно спокойным и устоявшимся, бурных событий не заметно. Это обманчивое впечатление?

- Впечатление все же несколько обманчивое. С одной стороны, на российский рынок активно приходят новые игроки (в настоящее время в России так или иначе представлены более десятка производителей антивирусного ПО), с другой стороны, сам антивирусный рынок, особенно в сегменте домашних пользователей, растет невероятно быстро, к которому слово «спокойный» совсем не применимо: «покой нам только снится!».

- Насколько велики, по Вашим оценкам, обороты российского рынка АВ-решений? Не грозит ли рынку стагнация, как только подавляющее большинство пользователей оснастят свои компьютеры соответствующими программами?

- По моим оценкам, в прошлом году оборот российского рынка АВ-решений составил порядка 70-80 млн. долларов в ценах конечных пользователей. В ближайшие несколько лет рынок будет по-прежнему быстро расти (не менее 35-40% в год): в домашнем сегменте за счет снижения доли пиратства, уровень которого до сих пор очень высок (на сегодняшний день чуть менее 80%), в бизнес-сегменте за счет предоставления услуг по созданию систем информационной безопасности.
Кроме того, как и говорил раньше, очень вероятно массовое появление вредоносных программ в других средах, в частности, мобильной среде, что повлечет за собой необходимость защиты мобильных устройств. Стагнации рынка в ближайшие годы не предвидится.

- Уже сейчас доля «Лаборатории Касперского» на российском рынке больше 50%. За счет чего планируется развиваться в дальнейшем? У других игроков пусть меньшие, но достаточно устойчивые доли рынка.

- Насколько я понимаю, речь идет о рынке домашних пользователей. Конечно же, мы планируем расти, в первую очередь, за счет начавшегося процесса «обеления» рынка. Но наше развитие мы связываем не только с вытеснением пиратов и ростом рынка как такового. Мы также рассчитываем вернуть ту часть наших пользователей, которых, к сожалению, потеряли в свое время из-за неудачной, с точки зрения ресурсоемкости, 4-ой версии нашего продукта (версия была выпущена в 2002 году). Несмотря на то, что уже в 5-ой версии проблема «тормозящей 4-ки» была решена, а 6-ая версия "Антивируса Касперского" вообще стала настоящим бестселлером и в России, и в Европе, и в Китае, и в Америке, нам все еще приходится бороться с имиджем «тяжелого» продукта. Я уверен, что персональные решения новой 7-ой версии (она появится в продаже 7.07.07) помогут нам окончательно развенчать миф о том, что «Касперский медленный». Помимо отсутствия проблемы с ресурсоемкостью, новые версии "Антивируса Касперского" и Kaspersky Internet Security традиционно гарантируют высокий уровень детектировании вредоносов и самое быстрое время реагирование на обнаружение новых угроз.

- Как Вы относитесь к часто звучавшим в течение последних двух лет опасениям по поводу прихода западных игроков?

- А они уже практически все пришли на российский рынок. Безусловно, мы как лидер рынка не можем недооценивать определенные угрозы со стороны вновь пришедших западных игроков. С другой стороны, твердо убежден, что здоровая конкуренция идет только во благо: и пользователям, у которых появляется более широкий выбор тех или иных продуктов и производителям, которых конкуренция заставляет не стоять на месте, постоянно совершенствоваться, разрабатывать новые технологии, «фичи», продукты, предоставляя оптимальные решения для своих пользователей. Тот факт, что, несмотря на то, что практически все основные производители антивирусного ПО присутствуют на российском рынке, тем не менее, более 50% всех пользователей отдают предпочтение домашним продуктам «Лаборатории Касперского», говорит о многом.

- В этом году «Лаборатория Касперского» начала активно продвигать аутсорсинг в сфере обеспечения ИБ для корпоративных клиентов. Почему именно сейчас? Раньше клиенты были к этому не готовы?

- Да, вы правы. В прошлые годы аутсорсинг в области информационной безопасности находился в зачаточном состоянии. Подавляющее большинство компаний и организаций не было готово к потреблению подобного рода услуг. Сами слова «аутсорсинг» и «безопасность», казалось, противоречили друг другу.
Уже в прошлом году мы почувствовали преломление этой парадигмы. В этом году наметился достаточно серьезный интерес широкого круга компаний и организаций к аутсорсингу в области ИБ, некоторые из них уже стали нашими клиентами.

- Домашние продукты «Лаборатории Касперского» особенно любимы отечественными пользователями, на западном рынке доля ЛК не велика. Есть ли у российских пользователей какие-то особые требования, которые предопределяют выбор антивирусного решения?

- Вы не совсем правы. Интерес на западном рынке к домашним продуктам Лаборатории Касперского очень высокий. В целом ряде стран (например, в Германии, Франции) мы уже в течение нескольких лет стабильно входим как минимум в тройку ведущих компаний-производителей антивирусного ПО для домашних пользователей. Очень быстро растут продажи наших персональных продуктов в США, становятся популярными в целом ряде стран азиатского континента. За последние несколько лет по результатам тестов наши продукты постоянно собирают награды как лучшее решение для обнаружения и удаления вредоносного программного обеспечения, номинируются компьютерными журналами в качестве лучшего антивируса с характеристиками «самый инновационный», «лучшая покупка», «прекрасный продукт». Поэтому с уверенностью могу сказать – "Антивирус Касперского" удовлетворяет требованиям пользователей всех континентов, и эти требования не отличаются друг от друга: высокий уровень детектирования, быстрота в обнаружении новых угроз, удобство пользования.

- Наконец, хотелось бы услышать Ваше мнение о трендах, которые будут характеризовать этот сегмент рынка ПО в ближайшие пару лет?

- На российском рынке продолжится тенденция «обеления». В корпоративном сегменте все более востребованными станут дополнительные сервисы, предлагаемые антивирусными вендорами. Будет и далее расти интерес к новым для российского рынка услугам, таким, например, как аутсорсинг информационной безопасности.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100