Вечное противостояние в обмен на безопасность

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Смирнов Федор
Вечное противостояние в обмен на безопасность За последние пару лет сообщения о «громких» компьютерных вирусах, ловких фишинг-атаках или проделках спамеров стали привычными. Большинство пользователей настолько притерпелись к компьютерным «страшилкам», что начали воспринимать их как нечто вполне обыденное, вроде курса доллара или прогноза погоды. Локальные бои за информационную безопасность стали для юзеров просто естественной частью мироздания: вирусописатели ищут уязвимости – разработчики их латают, спамеры пытаются пробить фильтры – производители защитного ПО им мешают. Такое положение вещей, похоже, устраивает как враждующие стороны, так и самих пользователей. Есть сводки «с фронта» - значит, нужный, баланс сил поддерживается и даже страшно подумать, что было бы, если бы это хрупкое равновесие однажды было нарушено.

Уже сейчас ясно, что победителя в этой войне не будет, да и на перемирие надеяться не стоит. Злоумышленники выросли из «детства» и превратили то, что когда-то красиво называлось «протестной культурой», в доходный бизнес. За это время и пользователи успели не раз «обжечься», поэтому вопрос: ставить - не ставить антивирус трансформировался в обсуждение достоинств конкретных АВ-решений. Да и из самой индустрии информационной безопасности исчезла романтика борцов с хакерами, она все больше напоминает хорошо отлаженное производство, которое участвует в гонке вооружений.

Хотя застывшим и малоподвижным этот сектор назвать нельзя. Изобретательный и хорошо мотивированный народ – вирусописатели – постоянно изобретает новые трюки, к которым их противникам приходится срочно подбирать противоядие. Так, в апреле злоумышленники нашли альтернативу традиционным почтовым рассылкам вирусов – зараженные сайты стали рекламировать в AdSense: там и доверия больше, и спрятаться легче. В итоге Google целых две недели преспокойно рекламировал spyware. Следить за фронтовыми сводками волей-неволей приходится как рядовым пользователям, так и участникам интернет-рынка, поскольку безопасность напрямую влияет на успех их бизнеса.

В мае фишеры решили половить среди пользователей «Яндекс.Денег», зарегистрировав домен с похожим названием. Как утверждает Михаил Прибочий, заместителя директора по развитию бизнеса компании «АПЛ», темпы роста мировой индустрии ИБ в последнее время снизились, в России же этот рынок демонстрирует уверенный рост. Говоря о темпах роста, Наталья Касперская называет цифру в 50%. Причем бизнесу отечественных производителей антивирусов пока не слишком мешает «спящий гигант» из Редмонда, хотя еще год назад самые впечатлительные журналисты предлагали местным вендорам «собирать вещи». В борьбе с изобретательностью компьютерных злоумышленников эволюционируют и сами продукты.

Так, слово «антивирус» в скором будущем, похоже, станет анахронизмом – обеспечить безопасность компьютера, подключенного к Сети, сможет лишь комплексное, «антивредоносное» ПО. Вендоры дооснастили свои продукты недостающими компонентами для борьбы с разными видами «напастей» - от троянов и программ дозвона на платные номера до руткитов, фишинговых сайтов и хакерских атак. Самим защитным программам приходится все активнее бороться за собственную безопасность, поскольку вирусы делают все возможное, чтобы нейтрализовать их как можно раньше.

Шумиха вокруг человеческой угрозы, которая разгорелась с появлением социальных сайтов-муравейников вроде MySpace или Facebook, открыла перед АВ-вендорами еще одно направление. Сами социальные сети, под давлением исков, вдруг озаботились защитой несовершеннолетних пользователей, появились специальные плагины для защиты чад от онлайновых опасностей. В результате «родительский контроль» дополнил решения известных антивирусных компаний, в том числе, анонсированный недавно Kaspersky Internet Security 7.0.

Рунет по-прежнему трещит под давлением «мусорной почты». Вот уже несколько лет доля спама в почтовом трафике устойчиво держится на уровне 70%, и на этом фронте борьба напоминает вялый обмен ударами. Разработчики в ответ на очередную уловку «подкручивают» фильтры, а спамеры шевелят извилинами и наращивают количество зомби-сетей для рассылки. Привлечь их к ответственности в России пока не получается, несмотря на вступление в силу обновленного закона «О рекламе» в июле прошлого года. Победы над спамерами не удалось одержать и в США, где действует более эффективный CAN Spam Act и время от времени раздаются победоносные крики о поимке злостных генераторов «мусора». Во имя победы вендоры пытаются консолидировать усилия, пытаясь задавить этот «бизнес» совместной атакой.

Следить за быстроменяющейся «модой» на компьютерные угрозы – довольно хлопотное занятие. На этой неделе мы обратим внимание на самые актуальные приемы из арсенала злоумышленников – руткиты, спам и фишинг, а также подробно рассмотрим ситуацию на отечественном рынке ИБ. Каковы шансы западных АВ-вендоров в России? Превратятся ли защитные программы в «шпионов», жестко ограничивающих сетевую активность детей? Станет ли фишинг реальной опасностью для российских пользователей? На чем будет зарабатывать антивирусная индустрия, как только «антивредоносным» ПО обзаведется подавляющее большинство пользователей? Об онлайновом противостоянии добра и зла – в публикациях «Темы недели» на TelNews.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100