СПИК. Рунет в питерской интерпретации

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Смирнов Федор
СПИК. Рунет в питерской интерпретации Собственное отраслевое мероприятие появилось в Петербурге еще в прошлом году. Его уже второй раз упаковали в рамки Всероссийского Интернет Марафона, с его региональной тематикой, хотя в действительности питерский Интернет занимает особое положение – где-то между «бордюром» и «поребриком». То есть Санкт-Петербург в своем онлайновом развитии ровно настолько опережает другие регионы, насколько и отстает от Москвы.

В этом году, в отличие от прошлогоднего СПКИРа, мероприятие уже не напоминало гастроли московских знаменитостей, конференция получилась «питерской по духу». Если тогда тон задавали Носик и Webalta, то в этот раз яркими и интересными выступлениями отметились и местные компании. Да и сама атмосфера, лишенная напыщенности КИБа и суетливости РИФа, располагала к неторопливому общению. Конечно, секции в четыре потока иногда жутко обостряли проблему выбора. Да и к действительно стоящим докладам приходилось продираться через откровенно рекламные выступления. Зато те, кто проявил терпение, были достойно вознаграждены.

Утро пожирателей рекламы

От пленарного заседания никто не ждал ничего сенсационного. Представители РОЦИТа рассказали о планах своего регионального турне и передали кубок Интернет Марафона организаторам.

Алексей Лесников (RU-CENTER) кратко поделился собственными выводами, основанными на DNS-статистике. По данным ICANN, Россия находится на 3 месте по темпам роста числа доменов, а если добавить сюда spb.ru и msk.ru – Рунет вообще рискует оказаться «впереди планеты всей». Он напомнил питерцам об известной тенденции последнего времени – доменные имена чаще регистрируют физические лица, чем организации. Анализ DNS-трафика свидетельствует также о растущей активности пользователей, что является свидетельством развития широкополосного доступа.

РОЦИТ, в свою очередь, поделился данными об официальной численности российского населения Сети (26 миллионов) и прогнозом на конец года (29 миллионов). Чтобы немного охладить энтузиазм и вернуть собравшихся к реальности, им была продемонстрирована исчезающе малая полоска на круговой диаграмме – такова доля Интернета на рынке СМИ.



Воодушевленный пленарными цифрами, народ пожелал знать, где деньги. И был разочарован. На секцию «А где же деньги в Интернете?» сгребли разношерстные проекты, которые занимались самопиаром, не слишком задумываясь о последствиях. Роман Юшко (TRINET) хотя бы предварительно рассказал о существующих бизнес-моделях. Рекламе, созданию веб-проектов на продажу и голому энтузиазму TRINET противопоставляет комплексную модель, реализованную в проекте ePik.ru. Он представляет собой сайт торгово-развлекательного комплекса, арендаторам которого TRINET предлагает разнообразное продвижение – от простенького раздела до баннерной рекламы, фотосессий и BTL. Особенность подхода заключается в том, что ePik.ru позволяет компании-разработчику сочетать онлайновые и офлайновые модели заработка в Сети.

За небольшой лекцией о том, что «нет бизнеса в Интернете / не в Интернете, есть просто бизнес вообще» и о доверии как связующем звене между Сетью и деньгами, настала очередь самого рекламного из докладов. Надежда Афонина (GoodsMatrix) во всех подробностях рассказала об особенностях своего проекта. Каталог продуктов питания, который могут наполнять как продавцы, так и потребители, - вещь, конечно, занятная, но вряд ли может служить убедительным ответом на вопрос: «где же деньги?». Если учесть расходы на модерацию, разбор и публикацию прайс-листов и оплату пользовательской активности, высокая доходность такого сервиса кажется сомнительной. Хотя, впрочем, каких-то цифр по доходам так и не прозвучало.



Те, кому работа «по вырубанию денег в Интернете», кажется слишком тяжелой, могут стать доменными регистраторами (что совсем непросто), либо киберсквоттерами. Павел Храмцов (RU-CENTER) рассказал о более простых и технологичных способах заработка. Количество доменов растет бешеными темпами и в первую очередь – за счет тех, что регистрируются на продажу. Нынче уже 38% всех доменных имен регистрируется сразу же, в день освобождения, а затем, разумеется, перепродается: когда - за пару сотен, а когда - и за несколько тысяч «зеленых». «Монетизировать» доменное имя можно путем прямой продажи, либо участия в аукционе, а можно припарковать домен и жить за счет контекстной рекламы. Хороший домен может приносить по 20 долларов в день, а то и больше.

Торговля доменами не противоречит закону, однако киберсквоттинг всегда имел репутацию не самого почетного заработка. Появление доклада о вторичном рынке доменов именно на «денежной» секции кажется странным. Не ждет ли нас после этого, например, мастер-класс по дорвеям? Выступление Наили Замашкиной (MoneyMail) к деньгам имело самое непосредственное отношение, однако на вопрос: «где?» - вразумительного ответа дать, увы, не могло. Понятно, что у платежных систем они имеются по определению, вот только остальным участникам рынка от этого ни жарко, ни холодно.

Интернет-поджарка, но без крови

Совсем другое впечатление произвела инвестиционная секция. Для начала Светлана Шевцова (I-strateg.ru) провела небольшой ликбез на тему инвестирования вообще и западного опыта в частности. Сам доклад был интересен, скорее, начинающим интернет-бизнесменам, однако это уже хорошо – вместо рекламы пользователям обрисовали основные стадии развития компании: от стартовых инвестиций до IPO. Сухая теория была проиллюстрирована графиками, отражающими динамику акций Microsoft, Google, Amazon.



Самым же любопытным оказался доклад Дмитрия Рудакова (Рексофт), который остановился на более тонких моментах инвестирования в Рунет. Он обратил внимание на то, что для запуска проекта с каждым годом требуется все меньше средств. Десять лет назад «Озон» стартовал с бюджетом в 750 тысяч, а для прошлогоднего «Фишапа» - потребовалось в семь раз меньше. В эпоху «веб 2.0» нет смысла «вылизывать» запускаемый проект до идеального блеска, сайты предлагаются пользователю не как готовый продукт, а как нечто, подлежащее постоянной доработке. Проект должен быть сырым, но не слишком; минимально прожаренным, но уже без крови. В современных условиях есть возможность тестировать свою идею и ее воплощение непосредственно на рынке, а не колдовать с фокус-группами. Наконец, меняется и само отношение к партнерству. При создании первых версий «Озона» проектной команде пришлось самим отлаживать все офлайновые бизнес-процессы: поставку, хранение, отгрузку книг, поскольку все издательства отказались от сотрудничества. Также поступили и банки в 1999 году при создании Assist. Нынешние же проекты рождаются с уже заложенными в них схемами партнерства.

Не разочаровала слушателей и секция, посвященная инновационным технологиям. Народ живо обсуждал трехмерный веб, который становится реальностью после установки специального плагина к браузеру. Андроник Назаретян (EnterNetica) рассказал о собственных наработках в направлении 3D-web, сопровождая слова демонстрацией вращающихся кресел, многомерных комнат и целых виртуальных миров. Разработка такой красоты сопоставима с затратами на создание хорошего веб-сайта – от 10 до 95 тысяч. Для разработчика ситуация хороша тем, что клиент плохо ориентируется в трехмерной графике, поэтому не лезет со своими советами. Технологию EnterNetica отличает и чрезвычайно легковесный плагин: в отличие от «двадцатиметрового» QuickTime, он занимает всего 100 Кб. Докладчик пообещал скорое появление SDK, стоимостью в пределах 150-500 долларов.



Максим Тульев, представляющий киевскую компанию «НетАссист», говорил о «независимости» в Интернете. Сбросить с себя провайдерское иго можно, обеспечив себе как минимум два канала связи, а также специальный блок IP-адресов. В случае проблем у одного из операторов связи сеть легко перейдет на запасной канал, при этом адресация полностью сохранится. Отдельного внимания удостоились также интернет-радио и сенсорные киоски.

На параллельной секции можно было наблюдать занятную комбинацию – представители «1С-Битрикса» и UMI.CMS убеждали публику в преимуществах своих решений. И если первая система управления контентом и так широко известна на рынке, то вторая активно использовала СПИК для продвижения. Как и раньше, создатели UMI.CMS не стесняются «отстраиваться» от более именитого конкурента. На стенде Umisoft, прямо при входе в пансионат, мне охотно рассказали, что «CMS нового поколения» делает особую ставку на простоту и интуитивный интерфейс, чего о «Битриксе» сказать нельзя. Каждый желающий мог вдоволь покликать по тестовому сайту, поперетаскивать туда-сюда модули и даже получить систему в подарок. При этом «Битрикс», похоже, спокойно относится даже к синей бабочке на логотипе питерской CMS и к утверждениям руководителя Umisoft Сергея Котырева о том, что подозрительная бабочка, дескать, появилась давным-давно, когда о других ее «вариациях» ничего не было известно.

На СПИКе в очередной раз прозвучал доклад Андрея Терехова о рейтинге веб-студий. По его словам, на очереди – сами CMS: в скором времени Tagline займется рейтингованием этих продуктов, при этом постарается добиться максимальной объективности исследования – например, на базе единого тестового сайта.

Вирус посеешь – чуму пожнешь

Круглый стол, посвященный проблемам Северо-Западного региона, начался как-то вяло. Марк Твердынин, председатель Правления РОЦИТ, предположил, что большинство участников конференции просто не осознали еще всю важность взаимодействия с государством для решения отраслевых проблем.

Самая несознательная часть СПИКа толклась на секции, посвященной нестандартному продвижению в Сети. Кроме уже набивших оскомину корпоративных блогов, была затронута тема вирусного маркетинга. Алексей Саминский с дотошностью вузовского преподавателя размышлял о прямых и непрямых каналах передачи информации. Чтобы поверить чему-то, мы должны получить информацию из источника, которому доверяем. Решая вопрос о доверии, мы опираемся на общественный, либо профессиональный статус информатора. Непрофессиональные информаторы, то есть те, что не являются журналистами или преподавателями, хотят быть услышанными большим количеством людей – выделиться, самовыразиться, удивить. Это стремление и льет воду на мельницу вирусного маркетинга.

Сопровождать рекламную кампанию посевом вируса бессмысленно. Однако даже в случае удачного креатива, который начнут массово тираживать интернет-пользователи, нужно следить за тем, чтобы контент не отрывался от источника. Эта связь часто обеспечивается, например, технологией (Picasa Web, YouTube, Google Calendar), либо регулярностью обновления (Mult.ru, курс доллара на rbc.ru).

Теорию тут же проиллюстрировали занятным примером. Оказывается, не так уж трудно создать десяток-другой «засланных казачков», которые убедят недоверчивую онлайновую публику в чем угодно. Особенно, если рекламируемый таким образом товар оправдывает затраты на весь «театр». В случае с элитной недвижимостью это, похоже, именно так.

# # #

Общее впечатление, которое осталось от питерской интернет-конференции, можно выразить одним слово – взросление. Это уже не просто «РИФ на выезде», а самостоятельное отраслевое мероприятие, со своими традициями, докладчиками и настроением.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100