Контент музыкальный, полулегальный

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Смирнов Федор
Контент музыкальный, полулегальный Воруют у нас везде, но почему-то именно музыке суждено было стать той сферой, которая как нельзя лучше иллюстрирует российское отношение к цифровому контенту. С музыкальным Рунетом прочно ассоциируются суды, упражнения с законодательством и длинные речи о светлом будущем в «постпиратскую» эру. Непотопляемый AllOfMp3.com, тем временем, несет музыку в массы, не слишком озабоченные проблемами копирайта.

Запад ломает копья в битве за DRM, которая отечественному пользователю может показаться просто надуманной. В Рунете торжествует формат MP3, который можно скачивать без всяких ограничений практически бесплатно. Законопослушная же Америка увязла в «яблочных» сетях: связка из аудиоплеера iPod и музыкального сервиса iTunes удерживает почти 70% рынка, остальные игроки пытаются повторить успех Apple. Так, в сентябре прошлого года на рынок цифровой музыки самонадеянно попыталась пробиться корпорация Microsoft, клонировав все ту же комбинацию из устройства и сервиса. Плеер получился неказистее, а пресловутые ограничения на прослушивание музыки – еще более жесткими. Компания SanDisk, удерживающая второе место на американском рынке mp3-плееров, решила поставить на Wi-Fi, а вместо самостоятельного «изобретения велосипеда» подключилась к музыкальным сервисам Yahoo.

Лидирующие позиции Apple на легальном рынке музыкального контента в Сети не вызывают сомнений. Основные тычки музыкальный сервис получает не от правообладателей, а от самих потребителей, которые устали от искусственных барьеров под названием DRM. Склонный к эффектным жестам, Стив Джобс выступил с «революционным» заявлением об отмене встроенных ограничителей, которые и существуют-то исключительно по прихоти лейблов. Кроме взаимного обмена декларациями, старания Джобса имели и некоторый практический эффект: свой каталог в «беззащитном» виде выложил в Сеть один из гигантов индустрии звукозаписи – компания EMI. Пока неповоротливые рекорд-мейджоры взвешивают все «за» и «против», альтернативные лейблы, вместе с начинающими музыкантами, давно уже облюбовали MySpace.com, где отсутствует мертвая привязка к империи Apple.

В России законопослушные сервисы пока представляют собой лишь небольшую верхушку айсберга с неопределенными перспективами. Под водой скрывается солидный пласт совсем нелегальных и полулегальных сайтов, в число последних входит и «главный враг IFPI» - AllOfMp3.com. Музыкальные магазины Soundkey.ru и Mp3.ru – достаточно новые явления на рынке, которые всячески упирают на собственную «дружбу» с законом. Пока остальные mp3-сервисы выкручиваются за счет «коллективных управляющих», новое поколение музыкальных порталов работает напрямую с исполнителями. Так, Soundkey.ru выступает в качестве посредника между публикой и музыкантами: правообладатель сам размещает файлы и устанавливает цену за скачивание. Еще один «легал» - Mp3.ru – в дополнение к сжатому треку предоставляет пользователю версию в WAV PCM.

Победа «дорогих, но законных» над «дешевыми, но пиратскими» существенно зависит от статуса организаций по коллективному управлению авторскими правами. Триумфальные реляции и некрологи, посвященные «пиратам», можно было прочитать еще в августе прошлого года. С ФАИР активно сотрудничает, например, сайт mp3search.ru, решивший для пущей убедительности провести аудит и добровольно отдавать правообладателям 50% прибыли. Очередная атака на музыкальные сервисы запланирована на 1 января 2008 года, тогда заветная статья ФЗ «Об авторских и смежных правах» исчезнет, а на смену ей придет 4 часть Гражданского Кодекса. Хотя хождение по «острию ножа» уже обернулось для некоторых mp3-сервисов материальными потерями. Так, судья не поддержала стремление Delit.ru и Delit.net выдавать лицензии «за всех», поэтому администрации сайтов предписано заплатить Gala Records 60 тысяч рублей.

Ситуация на музыкальном рынке Рунета настолько хаотична и неоднозначна, что длинный перст закона тычет куда попало, иногда попадая и в поборников легальной музыки. Примером такого парадокса может послужить иск шансонье Вилли Токарева к Звукам.ру, в котором он потребовал 200 тысяч рублей в качестве компенсации за 8 композиций.

В стране непобедимого пиратства исполнителям иногда выгодно отдавать целые альбомы совершенно бесплатно, возлагая надежды на Сеть как на средство популяризации собственного творчества. На Западе новички публикуются на MySpace. Российских же «звезд» в американских социальных сетях не жалуют: эксклюзивные композиции Земфиры мгновенно «слямзили» из ее дневника, после чего певице пришлось устанавливать «тройную защиту». Идея сэкономить на продюсерах, собрав стартовую аудиторию в Интернете, по-прежнему пользуется популярностью среди начинающих музыкантов. Это продолжает порождать интересные начинания, каковым, например, был фестиваль “Current music” в ЖЖ.

Куда податься начинающему исполнителю в Рунете? Можно ли заработать на «легальном» mp3-сервисе? Зачистят ли Сеть от «коллективных управляющих»? Наконец, когда в отечественный Интернет придут западные рекорд-мейджоры? Эти вопросы откроют новую, музыкальную неделю на TelNews.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100