Красивый поиск с нелепой выдачей

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Смирнов Федор
Красивый поиск с нелепой выдачей Идея суперпоиска продолжает будоражить математические и лингвистические умы. Только все эти альтернативы «скучным» Гуглу и Яндексу, похоже, движутся, по одному замкнутому кругу: кластеризация, визуализация результатов, социальный поиск. Поэтому проекты зачастую просто повторяют один другой, с сохранением всех слабых мест конкурента.

Очередной нетрадиционный поисковик – VisualWorld.ru -  сильно смахивает на уже известный проект Quintura. Хотя под капотом, безусловно, спрятаны оригинальные научные идеи.

Стартовая страница проекта выглядит совсем уж аскетично для инновационной поисковой системы, поэтому стоит сразу же начать с экспериментов – ввести в окно ассоциативного поиска любой запрос. На следующей странице пользователь увидит список кластеров, а также занятную картинку, на которой слова связаны причудливыми линиями. Где-то в самом низу представлены сами результаты поиска, которые, видимо, с точки зрения разработчиков, имеют для пользователя второстепенное значение по сравнению с прочими «красотами».

Создатели VisualWorld.ru обращают внимание на основное отличие их поисковика от многочисленных конкурентов: система ищет не вхождения отдельных ключевых слов, а страницы, максимально точно описывающие то, что содержится в запросе. После ввода первого ключевого слова система начинает предлагать пользователю варианты продолжения запроса, подбирая слова-ассоциации. Кроме помощи в конструировании запросов, для каждой страницы система может продемонстрировать ее структуру в виде семантических связей между ключевыми словами (та самая непонятная картинка) и выдавать ключевые предложения в качестве аннотации.

«В нашей системе используются не простые слова-ассоциации, а различные уровни понятийной ассоциации, выявляемые на реальных текстах в Интернете. Более правильно понятие ассоциации распространить на семантико-смысловой аспект», - пояснил Сергей Кулешов, представляющий VisualWorld.ru, в интервью TelNews. По его словам, поисковик вырос из другого академического проекта «Визуальный словарь» и был запущен летом 2006 года как «система визуальной понятийной иерархической ассоциации». К разработке альтернативной поисковой машины причастен Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН, который в рамках проекта реализует и свои научные задачи.

Сергей Кулешов утверждает, что VisualWorld.ru уже официально запущен в коммерческую эксплуатацию, однако у некоторых комментаторов сайт вызвал легкое недоумение. «Чтобы оценить идею, ее нужно либо понять, либо посмотреть на результаты работы основанного на идее сервиса. К сожалению, ни в описании на сайте, ни в выдаче VisualWorld.ru мне не удалось найти чего-нибудь проясняющего, в чем именно состоит интерес и конкурентоспособность», - поделился впечатлениями Андрей Иванов, представляющий компанию «Ашманов и Партнеры».

Нерешенные вопросы после знакомства с поисковиком остались и у Антона Шуркуса из компании Quintura, несмотря на идеологическую близость двух проектов. «Идея как раз не ясна. На запрос выдается, кроме результатов, еще и список кластеров, часть из которых визуализируется в граф. Для чего? Ведь с этим графом ничего нельзя сделать», - сообщил он в интервью TelNews.

Своей оценкой сервиса VisualWorld.ru поделился также Игорь Ашманов. Для проверки поисковика на жизнеспособность он ввел однословный запрос «Финам» в окошко ассоциативного поиска. Он сразу же отметил схожесть интерфейса с Quintura: «Ровно такие же кластеры, ровно такая же картинка карты кластеров. Есть и другое общее свойство - с пользовательским интерфейсом и  другими маркетинговыми штучками все в порядке, как и у Quintura. Это говорит о том, что проект - инвестируемый, и в смысле формальных бизнес-процедур в нем все в порядке. Проблема только с технологией и бизнес-моделью. Ну, вот вы сами будете пользоваться поиском, где результаты поиска представляют собой шевелящегося объемного паука?».

Список кластеров, ассоциированных с «Финамом», вместо рубрик, на которые должна разбиваться общая масса результатов поиска, содержит немало мусора. Забавные экземпляры можно обнаружить и в сниппетах в нижней части страницы. Самого сайта «ФИНАМа» там нет, зато почему-то есть какая-то компания «СамараЛакто», занимающаяся реализацией молочных ящиков фин/пак. Не менее странные кластеры выдает и Quintura. «Тут ведь еще вводится дополнительный уровень сложности, лишние клики, напряжение ума, а массовому пользователю нужны ссылки, причем без проблем и обдумывания, лучше - самая первая. Я думаю, если пользователю нужно будет что-то быстро найти, он пойдет на Яндекс или Рамблер, по-моему, это очевидно», - подытожил Игорь Ашманов.

По его словам, тот факт, что число альтернативных поисковиков постоянно растет, а пользователи по-прежнему предпочитают традиционные, легко объясним: «На мой взгляд, дело в том, что продукта пока нет. Был бы продукт, можно было бы обсуждать, нужный он или ненужный, удобный или неудобный. Будет продукт, реально работающий и нужный пользователям, - свою долю рынка он захватит достаточно быстро (нужно помнить, что тот же Гугл шел к лидерству лет пять)». В качестве еще одного примера он приводит Nigma.ru, где набор кластеров тоже содержит мусор и незначащие слова, однако результаты поиска – вполне адекватные. «Вот Нигма и набирает постепенно аудиторию, уже и веб-мастера на форумах начинают отмечать трафик с Нигмы», - добавил Игорь Ашманов.

«Одних инноваций в интерфейсе поисковых сервисов недостаточно для победы над «большой тройкой». Визуальность привлекает посетителей, но чтобы удержать и побудить их приходить снова и снова, мы должны предоставить еще и лучшую релевантность результатов», - считает Антон Шуркус. Именно поэтому Quintura интенсивно работает над созданием собственного индекса.

«Альтернативные проекты возникают по причине, что все видят, хороший поиск - востребован, поэтому мечта сделать лучший поиск, чем у Гугла, Яндекса и других, кажется неплохой ставкой на жизнь. При этом реализация ставки для большинства стартапов видится не как пробивание в тройку лидеров, а как «слияние» с одним из них. Примеров, когда крупные компании покупают удачные технологические и социальные поисковые стартапы, уже довольно много», - пояснил Андрей Иванов. Он напомнил, что список лидеров интернет-поиска со временем тоже претерпевает изменения, только в этом случае нужно оперировать не месяцами, а годами.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100