Ежедневное электронное издание о российском Интернете
Сетература 2.0, или фильтрация словесного мусора
Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Смирнов Федор
Споры о сетевой литературе в последнее время как-то отошли в тень на фоне громких успехов мультимедийного контента. До текстов ли, когда широкополосный доступ и бесплатные видеосервисы позволяют даже не утруждать себя складыванием букв в слова? Это на заре Рунета самиздат, сетевые писатели, новоявленные критики и прочая эстетствующая публика во многом определяла развитие отечественного Интернета. Массовая Сеть – это не пространство для книголюбов, а рай для пожирателей музыки, видеоклипов и других несложных онлайновых развлечений.
В 2007 году реальность сетературы не ставят под сомнение даже офлайновые литературные авторитеты. Публицист и писатель Александр Кабаков, которому в прошлом году была доверена судьба «Русского Букера», вообще заявил, что ситуация с традиционной литературой не то что грустная, а вообще безнадежная. То, что большинство людей привыкли считать литературой, закончилось с появлением онлайнового творчества. Исчезает и профессия писателя – поскольку становится доступной каждому пользователю Сети. Факт признания сетевой литературы «официальным» писательским сообществом подтверждается и другим любопытным обстоятельством. В прошлом году знаменитая Пушкинская премия была вручена Дмитрию Новикову за произведения, опубликованные на его сайте.
Китай, на который с интересом и трепетом поглядывают представители крупнейших интернет-компаний, лихорадит не только от онлайновых игр и блогов. По статистике на конец 2006 года, местными юзерами было создано около 90 тысяч романов, содержащих 7 миллиардов иероглифов. Аудитория лиретатурных порталов китайского Интернета выросла до 6 миллионов человек, 500 тысяч из них составляют платные пользователи. Постепенно акцент в дискуссии об онлайновом литературном творчестве смещается с философского вопроса: «а можно ли считать это литературой?» - на более прагматичный: «а как на этом зарабатывать?». Интернет воспринимается начинающими графоманами как самый дешевый и демократичный путь к известности, а набравшими вес писателями – как эффективный PR-инструмент, канал общения с критиками и читательской аудиторией.
В свое время хаотичный литературный Рунет, рассеянный по домашним страничкам, объединился в литературные порталы вроде Proza.ru, Stihi.ru, Litera.ru, либо в сообщества по интересам – фантасты, юмористы, модернисты и т.п. С появлением «Живого Журнала» сетевые писатели двинулись в обратном направлении – можно завести себе онлайновую вотчину под названием «блог» и, благодаря собственному таланту, выбиться в «тысячники». Русский ЖЖ хорошо укомплектован мастерами слова, многие из которых успешно продаются в офлайне: Сергей Лукьяненко, Леонид Каганов, Сергей Минаев. Существуют даже авторские каталоги писательской братии, прописанной в ЖЖ, насчитывающие добрую сотню более-менее известных имен.
Отдельного упоминания заслуживают онлайновые библиотеки, которым поначалу пели гимны, а затем вызывали в суд. Грозовые облака с юридическим отливом по-прежнему висят над ними, угрожая пролиться новыми исками. Между тем, совершенно бесплатные сетевые книгохранилища не спешат закрываться, со странным упорством пытаются противостоять и государству с его несовершенным законодательством, и жадным правообладателям.
В чем же секрет «вечного двигателя» сетературы, позволяющий ей выживать под популярным знаменем бесплатного доступа к контенту? Как онлайновые издатели и библиотекари воспринимают поправки к части 4 Гражданского Кодекса, серьезно осложняющие им жизнь? Проходит ли дорога к офлайновому литературному признанию через Сеть? Чем зарабатывают сетевые писатели? Подробнее об этом – в материалах этой недели на TelNews.
- 00.00.0000 в 00:00
- 3 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
Заработай деньги
на своём сайте!
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2
Обсуждаемые новости