Дмитрий Седых: «Мобилайзеру пришлось воскреснуть»

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Смирнов Федор
Тематика: MobilizernewslandКПКонлайн-сервисы
Дмитрий Седых: «Мобилайзеру пришлось воскреснуть» В последнее время количество владельцев КПК растет весьма оптимистичными темпами, поэтому мобильный контент из «технологической экзотики» постепенно превращается в актуальную тему. Первые сервисы для «наладонников» появились в Рунете довольно давно, однако долгое время существовали как любительские проекты, поддерживались усилиями энтузиастов.
Примером такого «мобильного долгожителя» является сервис Mobilizer.ru, предназначенный для чтения новостей с КПК. Пользователю необходимо установить клиентскую программу и подписаться на новостные каналы, которые охватывают широкий спектр тем – от погоды и юмора до здоровья и женских журналов. В ноябре 2005 года, спустя два года после запуска, регистрация пользователей на Mobilizer.ru была приостановлена. Причиной стало появление на рынке компании Newsland, которая предложила сделать на базе любительского сервиса коммерческий проект. Создатели Mobilizer.ru добровольно уступили, не желая играть в конкуренцию. «Воскреснуть» сервису суждено было ровно через год, когда Newsland, не рассчитав свои силы, свернула это направление. К Новому году Mobilizer.ru окончательно пробудился ото сна: пользователям обещана версия нового поколения, которая по-прежнему останется бесплатной.
О прошлом и настоящем проекта, планах по развитию сервиса и перспективах мобильного контента в России рассказал в интервью TelNews Дмитрий Седых, один из создателей Mobilizer.ru.

- Как появился Mobilizer? Расскажите немного о его «первом рождении».
Ну, появился он, можно сказать, с одной очень простой целью: нам была необходима плошадка, на которой можно было бы тестировать наши технологии и демонстрировать их потенциальным потребителям. Так что, изначально, это было чистой «демкой» и «тестовым полигоном» в одном флаконе. На тот момент времени мы уже давно работали на рынке мобильных разработок и сделали не мало проектов. В какой-то момент было решено объединить некоторые компоненты из наших разработок и показать на базе них один из возможных сценариев использования мобильных устройств. Так и появился сервис Мобилайзер.
Сначала это был сугубо «внутренний» проект. Потом к нему стали подключаться друзья и знакомые, которые тоже хотели читать новости на мобильных устройствах. Вот так, постепенно, он и начал обрастать пользователями. Насколько я помню, для его раскрутки мы не предпринимали абсолютно никаких действий: знакомые приглашали своих знакомых, те, соответственно, своих и т.д. Сейчас это, кажется, называется «вирусным маркетингом». Но мы тогда ни о каком маркетинге и не задумывались. Да и мобильных компьютеров на тот момент было не так уж и много. Так что все это было рассчитано, по большому счету, на опытных пользователей, которые решили рискнуть и вложили деньги в свои первые КПК.

- Некоторое время назад Mobilizer практически «сдался», уступив место Newsland. Теперь произошло «воскрешение», постепенно появляются новые возможности... С чем это связано?
Как я уже сказал, для нас Мобилайзер являлся именно тестовым полигоном для отработки решений и технологий. Не более того. В тот момент мы не планировали строить на нем какой-либо бизнес. Так что данный публичный сервис всегда существовал, можно сказать, за счет спонсорской поддержки компании «Кварта Технологии» - сервера, канал, трафик, поддержка, разработки - все это стоит денег.
Поэтому, когда компания «Ньюслэнд» предложила сделать на базе Мобилайзера именно полноценный бизнес-проект, мы, естественно, согласились на это предложение. Мы предоставили им лицензии на движок Мобилайзера, и все закрутилось. Ну и на это время приостановили регистрацию новых пользователей на самом Мобилайзере, чтобы не быть им конкурентами. После покупки компании «Ньюслэнд» холдингом eMedia ими было принято решение о «концептуальной смене модели бизнеса» и, соответственно, закрытии старого проекта.
После этого пришлось «воскреснуть».

- Является ли Mobilizer по-прежнему лишь Вашим основным хобби?
Для меня Мобилайзер по-прежнему является основным хобби(том), но только моим он никогда не был. Это все-таки достаточно сложный продукт, и над ним работали и продолжают работать много людей. Кто-то приходил, кто-то уходил, кто-то подключался только, чтобы сделать небольшой кусочек работ. Но равнодушных к этому сервису в нашей команде точно не было. И, насколько мне известно, даже уйдя из нашей команды, а иногда и вообще из компьютерного бизнеса, они по-прежнему им пользуются. Лично для меня это очень лестная характеристика.

- Работает ли над проектом кто-то еще? Какова бизнес-модель Mobilizer, если, конечно, таковая имеется?
Да, сейчас над этим проектом, так или иначе, работает почти семь человек. Но людей все равно катастрофически не хватает. Мы бы с огромным удовольствием взяли к себе в команду еще несколько программистов, дизайнера, админа и пр. Так что, если у кого возникнет интерес, - пишите.
Теперь, что касается второго вопроса – бизнес-модели. Как я уже говорил, изначально мы планировали, что это будет просто площадка по демонстрации наших технологий. Ну и, отчасти, популяризация мобильных устройств на базе Windows Mobile. Других задач первоначально не ставилось. Соответственно, бизнес-составляющая была опосредованная. Сейчас уже можно сказать, что поставленных целей Мобилайзер добился, насколько это было в его силах.

- Насколько велик интерес российских пользователей мобильных устройств к сервису? Сколько сейчас зарегистрированных пользователей?
О-хо-хо! Хороший вопрос! Глобальный! Но я не знаю, как на него ответить.
Во-первых, я не знаю, как оценить объем российских пользователей мобильных устройств. Существует несколько оценок различных компаний, и они часто отличаются в несколько раз. Во-вторых, данный сервис никогда специально не «раскручивался», и очень многие о нем просто не знают ничего.
Думаю, что сейчас пересечение пользователей Мобилайзера и владельцев мобильных устройств - это доли процента. Мы в начале декабря «почистили» базу данных и удалили пользователей, которые уже давно не пользуются своей учетной записью, так что я могу с достаточно большой вероятностью назвать реальное количество пользователей, которые периодически используют наш сервис - это всего порядка двадцати тысяч пользователей. Точнее, сейчас посмотрю... Ага, чуда не произошло - это 26261 пользователь.

- Какие новостные каналы пользуются особой популярностью?
Ну, здесь все очень предсказуемо: компьютерные новости, юмор, развлечения, погода. Юмор иногда «побеждает» компьютерные новости, иногда –«проигрывает». Так что практически рядом идут по популярности. Но это становится очевидным, если попробовать представить себе типичного владельца мобильного компьютера, чем он интересуется, что обычно читает.
При этом я бы не сказал, что пользователи аполитичны - политика тоже не стоит на последнем месте и даже входит в десятку самых популярных каналов, как не удивительно. Но не на первых местах. Было и несколько для меня совершенно неожиданных вещей, связанных с каналами. Например, в свое время мы добавили в каталог некоторое количество так называемых «женских журналов». Сделали это просто, чтобы поддержать женскую половину пользователей и продемонстрировать якобы наш широкий кругозор. А в результате на эти каналы подписалась чуть ли не половина пользователей. Потом, после опросов, выяснилось, что большинство просто приносили КПК домой и давали почитать своим женам.
Таким образом они «оправдывались» за потраченные на мобильное устройство деньги из семейного бюджета. А в целом, все очень предсказуемо: наибольшим спросом пользуются те же ресурсы, что и в большом Интернете. Что и понятно. Еще при разработке сервиса мы допустили большую ошибку, не дав пользователям непосредственно с устройства управлять своей подпиской: подписываться на новые каналы и отписываться от существующих. Теперь вот пожинаем плоды такого решения: большинство пользователей, один раз настроив свою подписку, очень редко заходят на сайт, чтобы ее изменить - их все устраивает, и делать дополнительные действия с настольного компьютера им просто лень. В результате новые каналы очень долго остаются невостребованными, даже если они очень интересны. И только спустя некоторое время эта ситуация постепенно исправляется. Но думаю, что в ближайшее время мы все-таки исправим это и предоставим пользователям возможность полностью управлять своими подписками непосредственно с устройства.

- Про Интернет для мобильных пользователей в России, да и мире в целом говорят с осторожностью. Что является сдерживающими факторами?
У меня как раз обратное впечатление: про мобильный интернет пишут все больше и больше. И прогнозы все более и более радужные. Более того, вы посмотрите на то количество сервисов, которые появились за последнее время для мобильных устройств.
Практически любой более-менее популярный сервис вторым шагом задумывается о работе через мобильные устройства. Я думаю, что это не просто так и дальше это все будет развиваться достаточно быстрыми темпами.
Другое дело, что с мобильными устройствами есть своя специфика, которую надо учитывать: это и маленькие экраны, и сложность в навигации, и технические ограничения, и еще многое другое. Надо еще научиться разрабатывать специально под мобильные устройства. Но со временем это придет. И это время все ближе.

- Каковы планы по дальнейшему развитию сервиса Mobilizer?
Громадные! Свою первоначальную задачу, как мне кажется, Мобилайзер уже выполнил. Теперь пора активно развиваться и предлагать все новые и новые возможности для мобильных устройств. Другими словами: из демонстрационной площадки и хобби ему пора становиться полноценным мобильным сервисом.
Сейчас запускается новая версия сервиса, которая уже создается и управляется новой калифорнийской компанией. Теперь развитие сервиса будет определяться управленческой командой из-за океана. Правда, пришлось сменить имя сервиса, чтобы выйти на международный рынок, потому, что в некоторых странах имя Мобилайзер уже используется. Новый сервис будет называться mDigger. Сейчас он уже запущен в тестовом режиме.
Сразу спешу всех успокоить: новый сервис будет по-прежнему бесплатен для личного некоммерческого использования. В этом пункте изменений не будет. Как только он будет готов и оттестирован, мы предложим пользователям Мобилайзера упрощенную процедуру перерегистрации с автоматическим переносом всех их подписок на новый сервис.
Изменений уже много.
• Данный сервис сможет работать и без установки специального клиентского ПО. То есть им можно будет пользоваться не только с КПК или смартфона, но и практически с любого телефона, в котором есть браузер.
• В нем будет использоваться новый протокол синхронизации, который будет более «интеллектуально» подходить к этому процессу. Другими словами, пользователей ждет достаточно ощутимое снижение объема трафика. Протокол уже готов, а в ближайшее время будет доступно и обновленное клиентское ПО, которое будет его поддерживать.
• Параллельно мы ведем разработку принципиально нового клиентского программного обеспечения, в котором будут учтены многочисленные пожелания пользователей. Но об этом пока говорить рано.
• Мы так же планируем расширить и список поддерживаемых устройств. В ближайшее время появится клиентское ПО для работы с сервисом для UMPC, Tablet PC. Ну а желающие смогут воспользоваться этим ПО на настольных компьютерах: Windows XP, Windows Vista, Mac OS X, Linux.
Остальные секреты я пока раскрывать не буду.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100