Рунет в ожидании года Cвиньи
Прошедший год оказался на редкость богат интернет-новостями. Инвестиционная привлекательность Рунета перестала существовать лишь на словах - в российском сегменте Сети в течение года появлялись новые стартапы, начиная от интернет-изданий и социальных сетей и заканчивая поисковиками. «Веб 2.0», воспринимавшийся совсем недавно как странное порождение «забугорного Интернета», наполнился для многих создателей российских интернет-сервисов конкретным содержанием.
«Большая тройка» присматривалась к «неместному» Google, который «обживался» на рынке, и игнорировала РИФ. Президент Путин решил пообщаться с интернет-аудиторией через Яндекс, но был угощен «медведом» и «зайчегом». Пользователи ЖЖ угодили в «СУП» и остались недовольны.
Каждый шаг Google на российском рынке сопровождался большими ожиданиями. Воистину скромные возможности разработчиков и специалистов по локализации не могли сравниться с той шумихой, которая сопровождала каждый «чих» компании. Однако необходимо признать, что в течение года «российский Гугл» неоднократно заявлял о себе, пусть сами поводы и были не слишком значительны. В основном, речь шла о локализации сервисов – так, на русский язык была переведена информация для веб-мастеров, появилась панель инструментов Google с поддержкой русской орфографии, англо-русский переводчик, по-русски «заговорили» и некоторые другие сервисы. Ничего революционного не произошло, несмотря на все ожидания, с системой контекстной рекламы AdSense – так, одно время появилась информация о сотрудничестве поисковика с Webmoney, однако Google пока не спешит хвастаться результатами. Лишь недавно у российских рекламодателей, привыкших рассчитываться с Google по кредитной карте, появилась альтернатива в виде банковского перевода. Самым же серьезным поступком можно, вероятно, считать запуск русскоязычной версии Google News – для этого потребовалась не только русификация интерфейса, но и добавление в базу российских СМИ.
Как справедливо заметил Игорь Ашманов, пока Google на российском рынке занимается лишь технологиями, ничего не слышно о маркетинговых мероприятиях, громких рекламных кампаниях, которые, к примеру, призывают отказаться от «Директа» и «Бегуна» в пользу AdSense. Так, Google долго собирался в Россию и пока что ведет себя очень неторопливо, что придает до поры-до времени уверенности местным игрокам.
Между тем, крупнейшие отечественные интернет-компании, с этого года известные также как «три кнопки», не теряли времени даром. Начав год с организации собственного отраслевого мероприятия – конференции «Интернет и бизнес» - Яндекс, Рамблер и Mail.Ru, наконец, четко противопоставили себя РИФу. Одной лишь конференцией, как выяснилось, стремление к консолидации не ограничивается – на КИБе была анонсирована ассоциация, которая должна помочь участникам рынка сообща отстаивать свои интересы. Впоследствии «большая четверка», дополненная РБК, повторно заявила о своих намерениях, пригласив и других игроков присоединяться. Тогда же промелькнула информация о том, что учредительное собрание новой ассоциации должно было состояться осенью. С тех пор, видимо, энтузиазм, вызванный подготовкой КИБа, понемногу улегся, поскольку ассоциация до конца года так и не проявила себя. Хотя, вполне возможно, мы вновь услышим об этом объединении в следующем году.
Если Google пока не принимают всерьез из-за «плохого знания русского языка», то Webalta не страшит Яндекс пока, очевидно, в силу своей молодости. Когда представители этого стартапа вещали о своих далеко идущих планах, многие лишь сдержанно улыбались. За год стало ясно, что новый поисковик просто так сдаваться не намерен – Webalta постепенно наращивает индекс (уже более 770 миллионов документов), запускает новые сервисы, самыми заметными из которых стали каталог и система контекстной рекламы «Оптимист». Хотя «развитие сервисов» частенько напоминает элементарное клонирование соответствующих проектов Яндекса, улыбка все чаще сменяется интересом: чем это все закончится?
Государство предприняло еще одну попытку продемонстрировать собственный интерес к Рунету. Примечательным на этот раз стал сам формат такого обращения – для общения с народом Президент Путин выбрал не СМИ, а открытую интернет-прощадку, где вопрос мог задать любой пользователь. Видимо, сведущим в сетевых тонкостях консультантам удалось донести до Президента идею интернет-конференции, однако они никак не смогли повлиять на ее реализацию. Как и следовало ожидать, рядом с осмысленными вопросами появились флэш-мобы, создателей которых интересовало мнение Путина относительно «преведа», Ктулху, роботов-пограничников и т.п. В итоге Президент не ответил ни на один вопрос, касающийся Интернета и телекоммуникаций, а офлайновая аудитория еще раз подивилась, насколько сумасбродными могут быть пользователи Сети.
Наконец, осеннюю встряску Рунету обеспечил «Живой Журнал». Известие о покупке компанией “SUP-Fabrik” лицензии на обслуживание «кириллических пользователей» всколыхнуло всю блогосферу. Кто-то увидел в этом грядущее ужесточение цензуры, чтобы блоггеров можно было привлекать по всей строгости российских законов. Другие обращали внимание на то, что блогосфера стала, наконец, жутко привлекательной для инвесторов. Как бы то ни было, страсти по «СУПу» значительно превзошли реальное значение сделки с “Six Apart”.
Как выясняется, не только блоггеры, но и некоторые участники рынка подозрительно относятся к действиям «СУПа» в Рунете. «Медиакомпания “SUP-Fabrik” получила право на обслуживание второго по величине сегмента ЖЖ. Все, что до этого там было на уровне демократическом, теперь пойдет от противного. То есть цензура станет упорядоченной, появится больше прямой и непрямой рекламы, инициированной «СУПом». Неизвестно чем это закончится для пользователей, читателей, блоггеров», - уверена Ольга Аракелова, руководитель отдела брендинга и PR ОАО «Вебальта».
Тревожным событием года она считает также готовность России закрыть сайт Allofmp3.com под нажимом США. «С одной стороны это событие, разумеется, заставляет задуматься и вселяет опасения, что любой проект, который окажется на пути конкурентов с Запада может быть так же легко устранен. С другой стороны, в глобальном масштабе, опасения, которые вызывают некоторые отечественные интернет-проекты «там», лишний раз показывает, что и в Сети происходят существенные события», - добавила Ольга Аракелова.
Джан Хан-Магомедов, исполнительный директор РОЦИТа, добавил в список самых значимых событий 2006 года курьезный прецедент – суд наложил штраф и «конфисковал» сайт «Новый фокус» в связи с тем, что этот ресурс не был зарегистрирован как СМИ. Таким образом, был создан прецедент, благодаря которому в дальнейшем появится возможность оказывать судебное давление на любые «неугодные» интернет-ресурсы, в том числе и на популярные блоги. Кроме того, Джан Хан-Магомедов отметил развитие такого направления, как «скрытый маркетинг». «Эта неэтичная технология вызывает осуждение и возмущение у многих, но пользуется спросом у заказчиков», - добавил он.
Дмитрий Гришин, генеральный директор интернет-холдинга Mail.Ru, вспомнил о двух собственных проектах – «Видео» и «Ответы», запущенных в этом году. Внимания, по его мнению, заслуживают также старт измерений Рунета TNS Gallup Media и запуск в Москве сети WiMax компанией «Синтерра». Феликс Мучник, возглавляющий «Софткей», отметил в качестве «событий года» подписание протокола по ВТО, продажу Рамблера холдингу «Профмедиа», создание российских представительств Corel и Adobe.
- 15.01.2007 в 16:36
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!