К чему приведет аккредитация РАО

Опубликовано: 29.08.2008, 06:36 Автор: Родин Дмитрий Рубрики: мнения
К чему приведет аккредитация РАО
Ожидаемая еще с начала года новость об аккредитации одного из многочисленных российских обществ по коллективному управлению авторскими правами потихоньку распространяется по СМИ. При этом ни у кого не вызывает удивления тот факт, что эту аккредитацию получило РАО (Российское Авторское Общество).

Необходимость получения подобного рода аккредитации предусмотрена IV частью Гражданского кодекса РФ, вступившей в действие 1 января 2008 года. Одна из ее статей предусматривает специальную государственную аккредитацию по шести видам использования авторских прав. Отныне два из них официально входят в компетенцию РАО. По собственным данным, эта организация представляет на территории страны интересы более 23 тыс. российских авторов, которые имеют прямые договоры с обществом, и около 1 млн. зарубежных авторов в соответствии с договорами о взаимном представительстве интересов с зарубежными обществами-партнерами из 56 стран. Как известно, в свое время изменения в ГК вносились с целью «оптимизации» законодательства под требования для вступления в ВТО; теперь же наши власти собираются от этой идеи отказаться, однако правила, установленные обновленным Кодексом, при этом никто отменять, судя по всему, уже не будет.

 

Так или иначе, можно предположить, что в августе заканчивается длившийся в течение семи с лишним месяцев «переходный период», в течение которого владельцы разного рода заведений и транспортных парков, желающие использовать в своей работе чужую музыку, слабо себе представляли, кому им предстоит за это платить.

 

Вместе с тем в течение этого времени увеличилось количество проверок ресторанов, гостиниц, саун и прочих учреждений с участием правоохранительных органов - простой мониторинг новостных интернет-ресурсов и блогов по ключевым словам в последнее время свидетельствовал о том, что интерес милиции и правообладателей к музыкальным предпочтениям владельцев таких заведений в разных городах возрастал чуть ли не с каждым днем. Информация о результатах этих проверок в большинстве случаев либо скудна, либо противоречива, и делать выводы на ее основании довольно сложно.

 

Для того, чтобы разобраться, что же на самом деле изменится в столь неоднозначной ситуации с авторскими правами, которая сложилась в России, TelNews попросил прокомментировать получение РАО государственной аккредитации представителей самой организации, ЮНЕСКО и музыкального сообщества, а также ведущих юристов.

 

Алексей Туликов, координатор программы «Право и общество в цифровую эпоху» МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»:

 

- То, что именно РАО первым получит государственную аккредитацию на осуществление деятельности по коллективному управлению, было наиболее вероятным и теперь уже стало фактически свершившимся событием. Сферы коллективного управления, на которые теперь будет распространяться юридическая монополия РАО, ограничены и затрагивают, прежде всего, деятельность организаций радио- и телевещания, а также клубов, ресторанов, баров и других организаций общепита, в которых практикуется публичное исполнение музыкальных произведений.

 

Создание института государственной аккредитации призвано было, в том числе, уменьшить количество злоупотреблений, связанных с использованием объектов авторских и смежных прав в Интернете и доведением их до всеобщего сведения. Более того, распространенной является точка зрения, согласно которой закрытый перечень сфер аккредитованного коллективного управления, приведенный в п.1 ст.1244 ГК, вовсе не затрагивает интернет-сферу. Тем не менее, остаются некоторые возможности получения лицензий у аккредитованных организаций коллективного управления, например, для целей вещания в Интернете. Такое использование, так или иначе, связано с программой вещания и не позволяет получить доступ к произведению в любое время, что является обязательным критерием доведения до всеобщего сведения согласно пп.11 п.2 ст.1270 ГК.

 

И в то же время такое использование может быть признано сообщением по кабелю, что находится в сфере аккредитованного коллективного управления РАО. Однако практика применения положений кодекса может пойти и по пути ограничительного толкования его положений. Государственная аккредитация является всего лишь средством для установления формального, а не фактического баланса интересов, поскольку определение размера вознаграждения и методов его распределения является умозрительным. Поэтому государственная аккредитация является формальной гарантией соблюдения авторских прав, но вовсе не является гарантией соблюдения имущественных интересов авторов и иных правообладателей.

 

В этой связи наличие РАО не препятствует созданию других организаций коллективного управления в тех сферах, в которых РАО получила аккредитацию, и в интересах тех правообладателей, с которыми они заключили договор. Кроме того, правообладатель, который не заключил договора с РАО, вправе отказаться от управления этой организацией его правами.

 

Пренебрежение авторскими и смежными правами является распространенной и по существу вынужденной практикой у организаций вещания и общепита. Соответствующие правонарушения сложно признать пиратством в обыденном понимании этого термина, поскольку они не связаны с извлечением дохода от непосредственно распространения и воспроизведения результатов интеллектуальной деятельности. В большинстве случаев в данные организации поступает множество одинаковых требований о выплате вознаграждения от различных представителей одних и тех же правообладателей. При этом на каком основании предъявляются требования, кому именно, за что и сколько выплачивать для организации остается неясным.

 

В этой связи государственная аккредитация в большей степени охраняет интересы пользователей, которые теперь имеют возможность оградить себя от притязаний третьих лиц за счет заключения договора с единственной организацией, получившей государственную аккредитацию в соответствующей сфере коллективного управления.

 

Кроме того, государственная аккредитация предоставляет РАО возможность предъявлять от имени неопределенного круга правообладателей требования в суде, необходимые для защиты прав, которые находятся в сфере ее коллективного управления. Данные обстоятельства, безусловно, предоставляют РАО серьезный аргумент для того, чтобы добиваться от пользователей заключения договора о выплате вознаграждения. Но в то же время сферы аккредитованного коллективного управления РАО не затрагивают смежные права, которые неизбежно обременяют такого рода использование произведений. Это права исполнителей и изготовителей фонограмм, за аккредитованное коллективное управление которыми в настоящее время развернулась настоящая война.

 

Юрий Яхин, ведущий юрисконсульт издательства «Эксмо», специалист в области правового регулирования Интернета:

 

- Росохранкультура дала РАО аккредитацию по двум из шести предусмотренных ст.1244 ГК РФ сфер, в которых действуют организации по коллективному управлению правами. Такая аккредитация наделяет организации правом представлять интересы неограниченного числа авторов, в том числе тех, которые не передавали им в управление свои права. Фактически это означает управление всеми правами по направлениям, для которых выдается аккредитация, за исключением случаев, когда автор не желает, чтобы его права находились в управлении у РАО и управляет ими самостоятельно или входит в другую организацию по коллективному управлению правами.

 

РАО получило аккредитацию по управлению правами композиторов: в кино, на телевидении, по радио и прочими способами (громкие случаи исполнения песен в ресторанах и т.п.). Сфера Интернета при этом затрагивается довольно мало: аккредитация по основному способу использования произведений в Интернете - доведению до всеобщего сведения - вообще не предусмотрена законом, а воспроизведение не было предметом прошедшей аккредитации. Фактически в отношении Интернета правами РАО могут воспользоваться только те владельцы интернет-ресурсов, которые полностью повторяют механизм кино, радио или телевидения в Интернете без возможности обращения к тому или иному произведения в любое время. Для примера используем обычную радиостанцию. Слушатель не может послушать те композиции, которые ему нравятся, в любое удобное для него время - он вынужден слушать то, что предлагает радиостанция. Таков же механизм и в данном случае.

 

Что касается борьбы с пиратством - тут изменения будут незаметными. Очень досадно видеть «войны» вокруг организаций по коллективному управлению правами, в том числе, и вокруг РАО. Эти «войны» носят криминальный характер, что, конечно, сказывается на имидже сферы коллективного управления правами не лучшим образом.

 

Павел Протасов, юрист, журналист, ведущий юридического блога Dura Lex:

 

- Аккредитация - это принципиальное нововведение законодателя. Ранее отсутствие такого порядка сбора вознаграждения для неограниченного круга авторов приводило к тому, что появлялись «коллективные управляющие», которые с легкостью раздавали лицензии направо и налево (про дрязги вокруг сайта AllOfMP3.com, думаю, помнят все). Сейчас этим может заниматься только РАО, остальные «управляющие» могут действовать только в интересах тех, кто заключил с ними договор. Впрочем, РАО и до получения аккредитации занималось сбором денег за использование музыки, звучащей в общественных местах, - хотя в статье 1326 ГК сказано, что это может делать только аккредитованная организация.

 

Насчет того, как это отразится на правах отечественных авторов, ответ простой: никак. Аккредитация дала РАО право представлять неограниченный круг лиц, но этим правом оно пользовалось и так. Не вижу принципиальных изменений. Что же касается т.н. «борьбы с пиратством», то она может только усилиться: если верить ежегодному отчету РАО за прошлый год, оно все чаще начало обращаться в суды в защиту авторских прав, тогда как раньше в обращениях в суд инициатива исходила в основном от самих авторов. Однако иски со стороны РАО затронут, скорее всего, владельцев заведений общепита, с которых общество будет собирать деньги за «публичное воспроизведение» музыки.

 

Борьба с пиратством в Сети связана с дополнительными сложностями, и я не думаю, что РАО будет их преодолевать. Кстати, если верить отчету, в прошлом году РАО собрало более полутора миллиардов рублей. Из них отечественным авторам досталось чуть больше одной трети, 575 миллионов. В то же время, на свои собственные расходы РАО потратило чуть меньше трети, 432 миллиона. Полагаю, КПД этой организации мог бы быть и выше. Но думаю, в этом году сборы возрастут еще и за счет ухода конкурентов РАО с рынка борьбы за авторские права.


 

На несколько вопросов TelNews, в том числе вытекающих из приведенных выше комментариев экспертов, ответил советник генерального директора РАО Хазби Джатиев:

 

- Изменится ли что-нибудь в деятельности РАО после получения государственной аккредитации?

 

- Считаем получение государственной аккредитации знаком доверия к деятельности РАО. После ее получения у РАО появляется шанс еще более активно работать над защитой интересов РАО, опираясь на поддержку государства.

 

- А каких изменений в связи с этим стоит ожидать правообладателям?

 

- Правообладатели всегда имели хорошую поддержку в лице РАО, когда имели с нами дело. Изменения будут только в лучшую сторону, т.к. им не надо будет метаться между несколькими организациями, из которых далеко не все способны защитить их права. Но, на мой взгляд, государственная аккредитация РАО в двух сферах авторского права еще больше полезна пользователям, которые теперь точно знают, с кем работать, чтобы не нарушать закон.

 

- В последнее время увеличилось количество исков по делам о нарушении авторских прав, инициированных РАО, хотя ранее истцами по таким делам чаще выступали сами правообладатели. С чем это связано, и сохранится ли эта тенденция в дальнейшем?

 

- Для ответа на этот вопрос позволю себе напомнить, что РАО - организация по коллективному управлению авторскими правами, т.е. выступает в защиту интересов всех авторов - членов РАО и от их имени ведет дела с пользователями (телерадиокомпании, театры, концертные площадки и т.д.). Юридическая служба РАО ведет именно такие дела, а членам РАО оказывает, в случае необходимости, юридическую помощь и консультации. Конкретно в судах работают частные адвокаты по договору с конкретными авторами и правообладателями, чьи права нарушены. Естественно, что с укреплением законности в сфере авторского права количество этих судебных дел будет возрастать, в том числе с участием РАО.

 

- Чем обусловлено возрастающее количество проверок мест общепита, гостиниц, саун и т.п. заведений на предмет нарушения авторских прав? Каковы цели и результаты этих проверок?

 

- Возрастающее число проверок на предмет нарушения авторских прав связано с тем, что правоохранительные органы резко усилили свою работу в сфере защиты интеллектуальной собственности, получив для этого серьезную юридическую базу в виде IV части ГК РФ. По нашим предварительным оценкам, только 25-30 % таких пользователей авторских произведений, как кафе, рестораны, ночные клубы и т. д. соблюдают российское законодательство по авторскому и смежным правам – то есть нам предстоит еще работать и работать.

 

- Если я правильно понимаю, РАО занималось сбором денег за использование музыки, звучащей в общественных местах, и до получения аккредитации. Как это соотносится с положениями ст.1326 ГК, в которой сказано, что это может делать только аккредитованная организация?

 

- РАО занималось и занимается сбором авторского вознаграждения за использование музыкальных произведений в общественных местах: до 1 января 2008 года - по Закону РФ об авторском и смежном правах, сейчас - по упомянутой вами статье ГК РФ. Многие пользователи правильно поняли юридическую паузу до государственной аккредитации РАО и продолжали выплаты авторского вознаграждения, немногие заняли выжидательную позицию, но к настоящему моменту после серьезной подготовительной работы РАО все имевшиеся по аккредитации вопросы решены.

 

- У многих вызвали недоумение цифры, представленные в отчете РАО за 2007 год. Почему получилось, что на «собственные расходы» РАО тратит лишь немногим меньше, чем выплачивает правообладателям?

 

- Нас радует, что вы знакомы с отчетом РАО за 2007 г. Хотелось бы знать, знакомы ли вы с отчетами еще каких-либо российских авторско-правовых организаций? (Нет – прим. авт. ). Лично я – нет, хотя по долгу службы интересовался. Замечу, что этот отчет ежегодно утверждается Авторским Советом и Ревизионной Комиссией РАО, представляется налоговым и аудиторским службам и направляется в Международную конфедерацию обществ авторов и композиторов (СИЗАК), членом которой РАО является с 1975 г. - кстати, единственное от Российской Федерации. Я мог бы поспорить с вами по цифрам, но не вижу необходимости - скажу только, что РАО выплачивает авторам все получаемые суммы авторского вознаграждения за исключением сумм на свою деятельность, определенных письменным договором с автором, строго следуя финансовой дисциплине.

 

- Можно ли говорить о том, что уже в ближайшем будущем сборы РАО возрастут за счет приостановки деятельности неаккредитованных организаций по управлению авторскими правами?

 

- В сфере аккредитации РАО других заметных организаций на сегодня нет, поэтому мы рассчитываем увеличить сборы только за счет увеличения числа плательщиков авторского вознаграждения.

 

Оригинальную оценку последним событиям в сфере авторских прав в России TelNews получил от представителя музыкального бизнеса.

 

Валерий Мифодовский, основатель движения Free!Music, продюсер группы Exit Project:

 

- С получением РАО государственной аккредитации никаких серьезных улучшений не произойдет. Сильные станут сильнее, а слабые - слабее. Авторы, не входящие в коммерческую элиту, точно ничего не выиграют от этого изменения. Это локальное, а не системное изменение.

 

IV часть ГК все равно не успевает за изменениями в мире. Авторское право и его регулирование уже давно отстали от реальных потребностей и авторов и пользователей, превратившись лишь в инструмент бизнеса под видом защиты прав авторов. По хорошему, нужна глобальная и радикальная реформа, а не косметический ремонт который мы наблюдаем сейчас. Если говорить про решительные шаги, то стоило бы резко уменьшить срок охраны произведений, например до 15-20 лет с момента публикации, действительно признать право автора самостоятельно распоряжаться своим произведением без посредников (например, дарить его обществу) и организовать публичный реестр авторов и произведений, доступный всем без исключений.

 

Другой путь - разделить понятия коммерческого произведения и общественного достояния, которые регулируются по-разному: первый случай - в интересах бизнеса, второй - в интересах общества и автора. А автор в момент первой публикации уже сам решит, к какому типу отнести свое произведение.

В заключение остается отметить, что в последнее время в российской блогосфере стала появляться анонимная и пока не проверенная информация о деятельности РАО и его руководства, несущая явно негативный оттенок. В частности, в одном из блогов утверждается, что против РАО возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.159 Уголовного кодекса (мошенничество, совершенное в особо крупном размере). На момент подготовки материала получить подтверждение этой информации TelNews не удалось.


Комментарии
4ekapts
4ekapts
09.09.2008, 19:08 это спам!
0 голосов
Проверить информацию о возбуждении уголовного дела можно в УВД ЦАО, тел.600-14-16, дело №346433
4ekapts
4ekapts
21.09.2008, 13:06 это спам!
0 голосов
http://smi2.ru/4ekapts/c57824/
4ekapts
4ekapts
21.09.2008, 13:07 это спам!
0 голосов
http://smi2.ru/4ekapts/c57827/
Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100