Эрнест Мезак: «Года через четыре Страсбургский суд признает, что Терентьева преследовали незаконно»
- Как прокомментируете приговор Савве Терентьеву?
- В минувший понедельник Сыктывкарский городской суд вписал в свою историю самую позорную страницу. Я не сомневаюсь, что судья Сухарева и те, кто доверил ей это дело, прекрасно понимали, что дело Саввы Терентьева имеет даже не всероссийское, а международное звучание. Россия – член Совета безопасности ООН, ОБСЕ, Совета Европы и Большой восьмерки, что накладывает на нее особые обязательства в области прав человека. Но даже находясь под пристальным общественным вниманием, суд принял решение, которое категорически расходится с демократическими стандартами. Причем как в сфере свободы слова, так и в сфере справедливого судопроизводства.
- Вас не задевают реплики людей, выступающих в поддержку Терентьева, вроде «хорошо, что хоть не посадили»?
- Меня они не задевают. Как ни крути, условный срок за условное преступление – это лучше, чем реальное лишение свободы.
- Другие говорят, что Савва «наехал» на сотрудников милиции, а за любые свои слова всегда нужно отвечать. Как вам эта позиция?
- Действительно, нам придется ответить за всякое скверное и даже праздное слово. Об этом в Библии написано. Там, правда, утверждается, что отвечать за такие слова придется на Страшном Суде. Думаю, если метафизический суд над словоохотливыми блоггерами полностью подменить судами федеральными, то мы получим еще один 37-ой год. Благо, почва для этого готова. Российские судьи-криминалисты уже сейчас выносят примерно столько же оправдательных приговоров, сколько и пресловутые сталинские тройки.
- Какими будут дальнейшие действия защиты Терентьева, и как вы оцениваете шансы на успех этих действий?
- Понятно, что теперь приговор Саввы будет обжалован в Верховном суде Республики Коми. По-моему, эта кассация будет иметь успех, только если судьям спустят соответствующее ценное указание из Москвы. В противном случае защита блоггера обжалует решения российских судов в Европейском суде по правам человека. И года через четыре Страсбургский суд признает, что российская милиция заслуживает резких оценок, и поэтому Савву преследовали незаконно.
- Дело Терентьева обсуждается и освещается огромным количеством российских блоггеров, в том числе и тысячниками. Приносит ли это какую-то пользу - и кому в первую очередь?
- По-моему, Савве в его уголовном деле это сильно не помогло. Если судью Сухареву не волнует практика Европейского суда по правам человека, то уж тем более ей безразличны тысячники (какими бы Носиками они ни были). Между тем, я убежден в том, что именно массовые протесты блоггеров сделали дело Терентьева событием международного масштаба. Надеюсь, что такой резонанс заставит милицию и другие органы власти более терпимо относиться к критике их деятельности в Интернете.
- Есть ли какой-то толк от коллективных писем, адресованных властям, с просьбой подержать Терентьева?
- Я считаю, что подобного рода коллективные письма будут иметь успех только в одном случае: если их подача властям будет сопровождаться многотысячными митингами и демонстрациями в местах, где Савва хотел увидеть печи для «неверных ментов».
- Проходила информация о том, что пресловутый комментарий Терентьева в ЖЖ был лишь поводом для милиции «придраться» к нему, т.к. он к тому моменту уже находился в конфронтации с одним из ее сотрудников. Соответствует ли эта информация действительности хотя бы в какой-то мере?
- На самом деле все запущено гораздо сильнее. Напомню, что уголовное дело Терентьева было возбуждено по репорту молодого (ему что-то около 25 лет) оперуполномоченного отдела «К» МВД по Коми Николая Сичкаря. Насколько мне известно, Николай и Савва лично никогда не конфликтовали. Зато у Сичкаря был повод обижаться на блоггеров в целом. Именно он в конце 2006 году был той ищейкой, которой министр внутренних дел республики поручил найти владельцев хулиганского блога torlopov.livejournal.com.
Последний велся неизвестными от имени главы Коми Владимира Торлопова. Допрашивая меня по этому делу, Сичкарь изъявил желание опросить по возможности всех пользователей Живого Журнала. Я написал об этом в своем дневнике, после чего служебное рвение опера стало предметом оживленной интернет-дискуссии. Думаю, не стоит воспроизводить некоторые эпитеты, которыми тогда характеризовали уровень умственного развития сотрудников нашего отдела «К». Видимо, после этого Николай и затаил обиду на блоггеров. А Савва попался ему под руку.
- Стоит ли связывать дело отца Саввы Терентьева с судом над его сыном или, по-вашему, эти дела не имеют никакого отношения друг к другу?
- Думаю, эти дела связаны. В январе этого года отец Саввы разместил на двух сайтах свою критическую статью про джазовый фестиваль, прошедший в Сыктывкаре в конце 2007 года. Проходит пять месяцев, и в самый разгар разбирательства по делу Саввы организатор фестиваля, заслуженный работник Республики Коми предъявляет Терентьеву-старшему абсолютно надуманный гражданский иск. Я не исключаю того, что за истцом стояли правоохранительные органы, которые хотели создать семье Саввы дополнительные проблемы.
- Много говорится о том, что блоггеров судят и за рубежом. Отличается ли дело Саввы Терентьева от подобных дел в зарубежных судах? Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация с юридической ответственностью блоггеров в глобальном масштабе?
- Думаю, не стоит сравнивать дело Терентьева с преследованием владельцев интернет-дневников в Китае или на арабском Ближнем Востоке. Это явно не те страны, на практику которых стоит равняться. Что касается наказания блоггеров в государствах Совета Европы, то прямые аналогии с делом Саввы мне не известны. Недавно вот молодой англичанин был осужден за провокационную запись в своем интерне-дневнике, направленную против полицейского. Но там же был принципиально иной контекст! Английский блоггер не просто возмущался действиями конкретного копа, но и допустил оскорбительный выпад против супруги полицейского и их новорожденного ребенка.
Понятно, что в этом случае свобода слова была отменена обязанностью Соединенного Королевства защищать семейную жизнь своих граждан. Савву же, по большому счету, осудили за критику крайне неэффективного и крайне коррумпированного правоохранительного органа. Что до юридической ответственности блоггеров в глобальном масштабе, то это, по-моему, как раз тот случай, когда спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Мы, блоггеры, получим ту свободу слова, которую сможем коллективно отстоять.
- 10.07.2008 в 18:58
- 7 голосов
- одобрить
- утопить
- 1 комментарий
на своём сайте!