Игорь Осадчий, PRO2: «Мы делаем сервисы, без которых становится дискомфортно»

Опубликовано: 22.04.2008, 17:06 Автор: Родин Дмитрий Рубрики: проекты
Игорь Осадчий, PRO2: «Мы делаем сервисы, без которых становится дискомфортно» PRO2 – сеть профессионалов, действующая на основе рекомендаций – пережила второе рождение и предлагает пользователям свой способ поиска нужных специалистов.

Подробнее о сервисе можно узнать как на сайте, так и в блоге компании и из видео c презентации на BarCamp Baltics 2008. Мы лишь отметим, что в основе PRO2 лежит рейтинг специалистов внутри различных отраслей, формирующийся на основании данных о том, сколько человек включило того или иного специалиста в персональный топ в каждой отрасли. Стать одним из профессионалов на проекте можно по рекомендации другого участника, который указывает, специалистом в какой отрасли вы являетесь. Кроме того, уже доступен поиск специалистов по регионам, а также сервисы с говорящими названиями «Клубы» и «Решения».

Об отличительных особенностях оригинального сервиса и методах его работы в интервью TelNews рассказал Игорь Осадчий, занимающийся в PRO2 маркетингом:

- После запуска в 2006 году на следующий год работа над PRO2 была приостановлена. Есть ли гарантии того, что в ближайшее время с проектом не произойдет ничего подобного?

- Работа над техническим развитием pro.murman2.ru (т.е. первой версии проекта), действительно, была приостановлена почти на год, но это никак не сказалось на пользователях - проект был доступен, все функции работали, пользовательская база проекта продолжала наращиваться.

Сложно что-то гарантировать в будущем, работая в такой изменчивой отрасли, как интернет, но оснований для прекращения деятельности проекта в будущем не наблюдается. Однако можно точно сказать, что мы учли опыт, который нам дал первый запуск, и вряд ли допустим те же ошибки, которые привели к временной приостановке разработки.

- Верно ли, что через PRO2 лучше искать людей для решения конкретных вопросов, чем для долгосрочного сотрудничества?

- Я с трудом могу себе представить ситуацию, в которой ты еще до начала сотрудничества можешь точно сказать: «Этот контакт для решения конкретного вопроса», а вот этот «для долгосрочного сотрудничества». Обычно, хорошо решив какой-то вопрос, обращаешься к тому же человеку в будущем. А потом, лет через десять, понимаешь: «Ух ты, да у нас же долгосрочное сотрудничество».

Также не могу представить ситуацию, когда стал бы искать людей «просто так, на будущее». Есть задача - нужны люди. Нет задачи - и говорить о каком-то сотрудничестве сложно. Так что не думаю, что имеет смысл такого рода деления: «конкретные вопросы» и «долгосрочное сотрудничество». По себе могу сказать, что с некоторыми специалистами, на которых вышел через больше года назад, сотрудничаем до сих пор.

- Как вы сами оцениваете, насколько сложно в PRO2, по сравнению с другими сервисами, «накрутить» рейтинг того или иного пользователя?

- Глупо было бы говорить, что это невозможно даже теоретически, но опыт показывает, что практически это либо слишком сложно, либо этого просто не делают. А если этого не делают при базе участников в 5 тыс. человек, то вряд ли это может стать «болезнью системы» и происходить при 50 тыс. или 500 тыс. участников.

Да и вообще, механизм рейтинга очень, если можно так сказать, натурален. Все как в жизни - тебе звонят и спрашивают: «Кого порекомендуешь взять себе бухгелтером?». Ты лезешь в телефонную книжку и даешь пару-тройку телефонов. Дальше интересующийся обзванивает других своих знакомых с тем же вопросом и выбирает из предложенных несколько кандидатур для собеседований.

В PRO2 все точно так же, только свою рекомендацию ты даешь сразу: «Вот этих троих я считаю в бухучете лучшими - получите рекомендации (звездочки)». И жизнь показывает, что если в отрасли присутствует хотя бы пара десятков специалистов, то нескольких из них начинает рекомендовать заметно большее число незнакомых между собой людей, нежели остальных. Так что рейтинг работает.

- Поясните, пожалуйста, почему пользователь PRO2 не может самостоятельно указать собственную сферу деятельности? К примеру, как быть, если он успел сменить несколько профессий, а его рекомендуют в той сфере, которая его больше не интересует?

- Человеку сложно оценить себя объективно. Кто-то считает себя хорошим певцом, а окружающие, которые слышат его пение, могут торопиться покинуть помещение, чтобы не терзать свой слух. Однако когда несколько десятков людей сказало, что человек является хорошим специалистом в области IT, то скорее всего так оно и есть. Обращаться к такому специалисту можно без опасений. И в жизни, и в PRO2 принцип один.

А если человека перестала интересовать отрасль, в котороq его знают и ценят (да, Стив Джобс тоже уходил в монастырь, хотя для нас он, в первую очередь, глава Apple, а не монах), то можно удалить у себя ставшую «ненужной» сферу - это пользователь решает сам.

Но в любом случае, PRO2 - это сеть специалистов с рекомендациями, а рекомендации могут дать только другие люди.

- Стартовавший недавно проект gooroo, который с определенной долей условности можно назвать вашим конкурентом, берет с пользователей комиссию, если сайт приносит им практическую пользу. Почему вас не привлекает подобная модель?

- Насчет конкуренции - сложно сказать, честно говоря не вижу в чем проекты могут конкурировать. Скорее, они дополняют друг друга. А насчет такой бизнес-модели - в России, насколько мне видится, она пока не прижилась. Пример - кейс Job24.

Да и на Западе вспомнить с ходу успешные бизнес-проекты, построенные на этой Модели, не получается. Хотя они есть, и их немало. Поэтому мы смотрим за всеми возможными способами монетизации, но вводить их будем, начиная с наиболее эффективных (с нашей точки зрения), и продолжать менее эффективными. Хотя эффективность того или иного способа реально покажет только жизнь.

- Говоря о планах по монетизации PRO2, вы упоминали медийную и контекстную рекламу, а также спонсируемые группы и оффлайновые сервисы. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о последних двух пунктах.

- Сейчас в PRO2 появилось такое понятие, как «Клубы». Им всего месяц отроду, но уже сейчас можно констатировать, что идея была правильной: клубами стали пользоваться и Pro начали привыкать к новому уровню удобства (хотя, кто пользовался Baseсamp, тот просто получил тот же уровень удобства, но бесплатно).

Через некоторое время, когда концепция клубов будет доведена до логического завершения, появится возможность не только создавать открытый или закрытый клуб, но и продвигать его рядом способов. Такие дополнительные возможности продвижения клубов, т.е. потенциального увеличения числа их участников, будут уже платными. К тому же за деньги можно будет получить дополнительный функционал для клубов, который не нужен физическим лицам, но будет полезен предприятиям.

Но об этом, так же как и о том, что будет в оффлайне, будем рассказывать по мере появления. Не потому, что идей жалко, а потому, что в случае принципиально новых сервисов лучше смотреть на готовую реализацию, а не слушать «как это будет».

- Наверное, чтобы говорить об эффективности PRO2, проекту сначала необходимо набрать определенную «критическую массу» зарегистрированных в нем профессионалов. К каким количественным показателям вы стремитесь в ближайшем будущем и в перспективе?

- Наш опыт в Мурманске и Тюмени показывает, что увеличение числа пользователей в регионе до 500-1000 участников влечет за собой резкое увеличение эффективности проекта. Так что на этот год ориентируемся на достижение числа примерно в 1000 участников в каждом регионе. Но, как обычно, жизнь может внести свои коррективы. И в ту, и в другую сторону.

- Насколько я понимаю, PRO2, как и «МойКруг» позволит пользователям «выгружать» контент с сайта - чтобы иметь возможность работать с контактами, не заходя на него. Чем обусловлено это решение?

- Мы придерживаемся той точки зрения, что накопленные пользователем связи - это его активы. И было бы нечестно не давать ему пользоваться этими активами вне проекта. У нас нет задачи привязать пользоваться к себе, не давая ему работать без регистрации или не давая возможности забрать свою записную книжку. Мы просто делаем сервисы, без которых становится дискомфортно.

Попробуйте у пользователей упомянутого уже Basecamp отобрать этот сервис и не дать ничего взамен - большинство из них будет испытывать серьезный дискомфорт. Так и с PRO2 - мы стараемся сделать проект настолько удобным, чтобы человек не просто заходил «телефон знакомого посмотреть», а пользовался бы проектом наравне с такими сервисами, как поисковые машины, e-mail, IM и т.д. Судя по отзывам пользователей, это удается.

- Как обстоят дела с версиями PRO2 для PDA и мобильных устройств?

- Насчет PDA версии - она будет, но это явно не приоритет. Слишком незначителен пока процент пользователей коммуникаторов и «наладонников». К тому же на подходе компьютеры класса Eee PC, которые достаточно малы, чтобы везде носить их с собой, а с другой стороны, их функциональность не ограничена. Да и вообще, PRO2 - это все же офисный инструмент, а не автомобильный.

Хотя самые важные данные, например те же контакты, дадим использовать довольно скоро. Хотя не обязательно это будет PDA-версия – возможно просто RSS или что-то подобное.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100