Максим Спиридонов, PodFM.ru: «Бум русского подкастинга не за горами»
В марте ПЦ «Ройбер» представил проект PodFM.ru – по сути, первый и единственный конкурент уже ставшего легендарным RussianPodcasting. В интервью TelNews продюсер «Ройбер» Максим Спиридонов рассуждает о подкастинге в России и рассказывает подробности функционирования PodFM.ru.
- Последние данные исследований говорят о бурном развитии подкастинга, которое будет продолжаться и на протяжении ближайших лет. Именно это сподвигло вас на запуск проекта, посвященного подкастингу?
- Наш продюсерский центр «Ройбер» постоянно занят двумя вещами: исследованием перспективных направлений, в которых можно было бы создать новые веб-проекты, и, собственно, созданием этих проектов. Эти два процесса идут параллельно и постоянно. Мы стараемся «ловить тенденции», понимать, чего ждет рынок, чего ему не хватает и почему.
Летом 2007 года мы, определяя планы по запуску разработки новых сайтов, выяснили, что в нише русскоязычного подкастинга есть место, как минимум, для еще одного крупного проекта, который будет иметь очень высокие шансы на успех - как в среде пользователей, так и с финансовой точки зрения. Сделав такое заключение, мы приступили к подготовительным работам, а осенью того же года начали разработку сайта проекта.
Подкастинг в Рунете еще только начинается, решили мы тогда. И приятно видеть, что не ошиблись. Все это время, и особенно последние пару месяцев, можно было наблюдать, как увеличивалось количество талантливых подкастеров и оригинальных подкаст-лент на русском языке. Бум русского подкастинга не за горами.
- Среди первых откликов пользователей о PodFM.ru много сравнений вашего проекта с RussianPodcasting. Насколько уместны и корректны такие сравнения на Ваш взгляд?
- RussianPodcasting – это первый и, до выхода нашего PodFM, фактически единственный специализированный подкаст-терминал Рунета. Честь и хвала ему и его создателю Василию Стрельникову. Они были первопроходцами и в каком-то смысле обогнали время.
По той причине, что Rpod до сих пор был единственным подобным ресурсом, второй подкаст-терминал, пусть даже и сильно непохожий, неизбежно будут сравнивать с ним. Так устроен человек - ему удобно соотносить новое с чем-то подобным и уже известным.
Мы не видим проблемы в этих сравнениях, и будем стремиться не «меряться» с Rpod выступающими частями тела, а сотрудничать и дружить на ниве развития русскоязычного подкастинга.
- Как Вы оцениваете популярность подкастинга в России? Можно ли сказать, что у нас он до сих пор остается уделом, в основном, «продвинутых» пользователей?
- «Продвинутость» российского пользователя во многом определятся широтой его канала доступа в интернет. То, что подкастинг сейчас начал так активно набирать популярность, в значительной степени объясняется тем, что все большее количество людей получает высокоскоростной интернет. Вместе с этим идет процесс «ликбеза», освоения глобальной Сети как естественной среды коммуникации массовой публикой.
«Элитарен» ли подкастинг в Рунете сегодня? В каком-то смысле, пока еще да. Однако это ненадолго. Примеры США, Европы, опережающих нас в развитии Интернета на несколько лет, указывают на то, что скоро подкастинг и в Рунете станет массовым явлением. А последние месяцы демонстрируют начало сильнейшего роста в нише русскоязычного подкастинга. Что также подтверждает наши прогнозы.
- В февральском исследовании eMarketer приводятся невероятные суммы, которые в ближайшем будущем будут зарабатываться на рекламе в подкастах. Насколько этот вид рекламы перспективен в нашей стране?
- Я уверен, что не менее перспективен, чем в западных странах. Слушатель привык к рекламе на радио, спонсорским вставкам в радиопрограммах. В подкастах такое спонсорство – самый очевидный источник дохода как для авторов ярких подкастов, так и для подкаст-терминалов.
- По данным аналитиков, сегодня менее половины подкастов включают в себя рекламу. Будет ли со временем количество подкастов с рекламой расти? Как это будет воспринято слушателями? Ведь, к примеру, пользователи ЖЖ пытаются бунтовать против засилья рекламы на сервисе.
- Я бы отделил текущий конфликт в ЖЖ от неприятия рекламы в целом. ЖЖ - это слишком специфическая и многогранная площадка, чтобы мерить ее по общим канонам. На мой взгляд, там сейчас идет «священная война» активных пользователей против владельцев блогхостинга. При этом обе стороны стремятся не столько победить, сколько получить удовольствие от процесса.
Что же касается рекламы в подкастинге - как и везде, верно подобранная и умно дозированная, она принимается пользователем без особых возражений. В конце концов, каждый вменяемый слушатель понимает, что для того, чтобы его любимый подкаст вышел вечером, подкастер должен чего-нибудь покушать утром, а желательно еще и в обед. А откуда деньги? Самое логичное – от того, что он умеет делать хорошо - от записи подкаста.
Рекламодатель дал денег – подкастер получил их и смог уделить больше времени работе над качеством подкаста – слушатель получил более качественный и интересный продукт… Мне кажется – это красивая и, главное, логичная схема, в которой выигрывают все.
- Как с течением времени будет меняться соотношение скачиваемых подкастов и подкастов, воспроизводимых при помощи онлайн-плееров?
- Сложно сказать. Наверное, принципиально соотношение сохранится.
- Какие факторы могут способствовать развитию индустрии подкастинга и, наротив, что в данный момент мешает ее развитию?
- Как я сказал чуть ранее, развитию подкастинга способствует повышение общей интернет-грамотности русскоговорящих пользователей и увеличение скорости их доступа в интернет. Негативно же на подкастинг влияет тот факт, что широкий канал пока – удел меньшинства. Однако в скором времени это изменится.
- По каким основным направлениям будет развиваться подкастинг в ближайшие годы?
- Мы уверены, что в ближайшее время в подкастинг придут новые люди творчества – актеры, режиссеры, сценаристы со свежими идеями и оригинальными подкаст-лентами. Это будут как профессионалы от театра, радио и кино, так и самородки.
В то же время в подкастинг придут специалисты многих других профессий. Те, кому есть, чем поделиться. Не только программисты и «люди от интернета» (как это есть, в основном, сейчас), а врачи, педагоги, бизнес-тренеры, кулинары, спортсмены и даже художники (да, именно те, кому необходимо передавать и визуальную информацию – ведь такая возможность предусматривается подкастингом. В случае PodFM это технология слайдкастов). Словом, придут все те, кто сейчас в разных уголках страны рассказывает свои увлекательные истории для приятелей и знакомых или, наоборот, ведет незаурядные курсы и семинары, которые можно превратить в аудиокурсы. Подкастинг для них – возможность быть услышанными тысячами и миллионами заинтересованных людей. Ну а о том, что для слушателей подобное расширение спектра подкастинга – благо, говорить не приходится. Одним словом, «эра подкастинга» еще только начинается.
- 25.03.2008 в 09:40
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!