Легальное ПО в Рунете: все только начинается

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Родин Дмитрий Рубрики: мнения
Тематика: allsoft.ruIBMMicrosoftOracleozon.ruSAPsoftkeySymantec
Легальное ПО в Рунете: все только начинается Рост отечественного рынка лицензионного ПО, отмечаемый в последнее время всеми без исключения экспертами, обусловлен многими факторами. Помимо ужесточившейся в этом отношении политики стремящегося в ВТО государства, подкрепленной участившимися судебными исками по делам о пиратстве, это и приход на рынок западных игроков, и укрепление позиций крупных участников рынка, и, безусловно, развитие онлайновой торговли, которое ожидаемо повлияло и на продажи легального софта.
При оценке российского интернет-рынка лицензионного ПО мы сталкиваемся с той же проблемой, которая возникает и при анализе множества других сегментов отечественной IT-отрасли - отсутствием «официальных» данных, признанных всеми игроками или хотя бы их большинством. Некоторые компании проводят собственные исследования. Верить ли в их объективность – дело каждого из интересующихся, которые, впрочем, всегда могут сопоставить результаты исследований разных компаний.

Как известно, в 2007 году объем всего рынка легального софта в России увеличится на 20% и составит $2-2,3 млрд. (при мировом обороте свыше $250 млрд.). Компаниями на ПО будет потрачено примерно $1,8 млрд. из этой суммы. При этом лидирующие позиции как в российском, так и в мировом масштабе удерживают шесть компаний: Microsoft, IBM, Oracle, SAP, Symantec и Adobe, каждая из которых лидирует в своем, более узком сегменте. По общему мнению, текущая ситуация в ближайшие годы не изменится, а значит, делать выводы о положении дел на российском рынке онлайн-продаж лицензионного софта можно с оглядкой на эти цифры.

Крупных игроков на этом рынке, как говорится, раз, два – и обчелся, зато мелких компаний в избытке. Кроме того, до сих пор нет общего мнения по вопросу о том, стоит ли включать в оценки его оборота продажи поставщиков программного обеспечения, осуществляемые с их корпоративных сайтов. «По оценкам аналитиков нашей компании, общий объем интернет-продаж лицензионного ПО в России в 2007 году составит около $120 млн., - сообщает руководитель отдела маркетинга Softkey Татьяна Цветкова. - При этом доля Softkey на рынке - 70%, Ozon.ru занимает 2%, а остальное приходится на небольшие интернет-магазины (20-30 магазинов), 10% которых работают при офлайновых дистрибуторах ПО».

Имея на руках эти данные, попробуем узнать, чем характеризуется современный российский интернет-рынок лицензионного ПО и какие тенденции его развития можно выделить на нынешнем этапе. «К основным тенденциям можно отнести широкое распространение электронной формы оплаты и поставки ПО, оперативность доставки и соответствующие ожидания клиентов (например, при онлайн-покупке электронной версии программы регистрационная информация должна высылаться сразу же после оплаты, а не через день-два), - считает руководитель интернет-магазина Allsoft.ru Ирина Кузнецова. - Для нашего рынка характерно практически полное отсутствие ценовой конкуренции (ведь многие разработчики - например, практически все производители антивирусов, просто запрещают изменять официальную цену). Это приводит к тому, что конкуренция ведется на уровне сервисов, удобства интерфейса, условий доставки, разнообразия вариантов оплаты и т.п. Характерно стремительное и постоянное улучшение качества программных продуктов, включающее не только улучшение функционала, но и удобства использования, дизайна. Для крупных зарубежных игроков российский рынок онлайн-продаж ПО, по всей видимости, пока не очень привлекателен - в первую очередь, из-за высокого уровня пиратства в нашей стране. Но уже очевидно, что эта ситуация временная. Ведь еще одним отличительным фактором российского рынка ПО и, в частности, интернет-рынка, являются высокие темпы его роста и развития».

Перспективы, как видно, хорошие, однако, если бы все было так безоблачно, Россия вряд ли бы так сильно отставала от Запада по продажам легального софта и развитию онлайн-торговли. Судя по всему, для того, чтобы достичь каких-либо достойных (по сравнению с мировыми) результатов, нашему рынку еще предстоит преодолеть некоторые препятствия, которые уже в течение многих лет мешают ему развиваться более высокими темпами. Все они, являясь, по сути, проблемами всей нашей IT-отрасли в целом, давно лежат на поверхности, впрочем, не сильно ускоряя тем самым процесс собственной ликвидации. Однако, как отмечает Ирина Кузнецова, «даже незначительное улучшение ситуации по каждому из пунктов приводит к резкому росту спроса на данном рынке».

Комментирует Татьяна Цветкова: «Факторы, сдерживающие развитие российского рынка интернет-продаж лицензионного ПО, характеры для всей электронной коммерции в целом. В первую очередь, это неразвитость широкополосного доступа в Интернет, особенно в регионах. Во-вторых, низкая платежеспособность населения, что также больше относится к пользователям из регионов. В-третьих, это недостаточное доверие к онлайну как к каналу продаж. Здесь, к сожалению, у клиентов есть основания для беспокойства, поскольку интернет-торговля в нашей стране проходит период становления, рынок наводнен недобросовестными предпринимателями, которые используют Интернет как еще один способ получения легких денег, не уделяя должного внимания качеству работы. И, наконец, развитие онлайн-продаж тормозит низкая популярность электронных платежных систем».

Что же тогда ждет этот сегмент в будущем? Перечисленные проблемы пусть медленно, но решаются; обороты, по прогнозам экспертов, будут расти и впредь, но что изменится в самой структуре рынка в условиях его постепенного насыщения? Пока же рынок насыщен очень слабо, вовсе не исключен приход на него новых крупных игроков – возможно, и из-за рубежа. Все больше потенциальных покупателей получают высокоскоростной доступ в Сеть, с каждым днем все большее количество пользователей Интернета узнает о прелестях онлайн-торговли, да и многочисленные электронные платежные системы постепенно привлекают все новых и новых клиентов. Все это, естественно, не может не повлиять на изменение приоритетов и политики ведущих игроков рынка.

«По нашим прогнозам, будущее - за продажами электронных версий ПО в регионы, - делится Татьяна Цветкова. - Дело в том, что московский рынок уже достаточно насыщен, конкуренция становится жесткой, лицензионный софт представлен как в офлайновой рознице, так и в Интернете, где можно заказать доставку коробочной версии и получить ее в краткие сроки. В регионах же приобрести легальное ПО пока не так просто, что обусловлено большими расстояниями и вытекающими из этого сроками доставки, а также более "медленным" и дорогим, чем в Москве, Интернетом и невысокими доходами населения. Тем не менее, ситуация постепенно меняется к лучшему, и мы будем активно работать в этом направлении».

Спонсор «Темы недели»


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100
фасады для кухни лучшие цены в интернет каталоге Москва