Ежедневное электронное издание о российском Интернете
SMO: не путать со спамом
Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Родин Дмитрий
Отечественный рынок SMO, всесторонне рассмотренный TelNews в рамках текущей «Темы недели», все еще находится на этапе становления. Однако в том, что его ждет большое (хотя бы по российским меркам) будущее, уже почти никто не сомневается. Нравится это кому-то или нет, методы SMO постепенно становятся нормой при раскрутке даже далеко не самых интересных сайтов и блогов.
Сначала мы попытались узнать у специалистов их мнение о том, существует ли вообще четкая граница между спамом и отдельными приемами SMO, и где она проходит. Иначе говоря, было интересно услышать, что, на их взгляд, допустимо в SMO, а что можно только спамерам.
Один из основных носителей идей SMO в нашей стране, автор проекта SMOpro.ru Илья Рабченок считает что граница, безусловно, существует, и приводит пример из собственного опыта: «Есть две границы, они у разных людей считаются за «ту самую черту». Моя граница - в живом сообществе никогда не публиковать не подготовленную под это сообщество информацию. Вторая граница: не участвуешь в сообществе, но опубликовал анонс на свой сайт, - значит уже спамер. Какая из них правильная - решать людям; в чужой монастырь со своим уставом не ходят».
«Спам не перестаёт быть спамом, сколько его ни переименовывай, - рассуждает руководитель службы блогов компании «СУП» Антон Носик. - Можно называть спам «директ мэйлом», можно «целевой рассылкой по базе адресов», можно «технологиями социального маркетинга», но суть его от этого не меняется. Спам — это, прежде всего, непрошенные сообщения рекламного характера, забивающие канал, предназначенный для нерекламных межличностных коммуникаций. Применительно к SMO можно показать границу на очень простом примере.
Вот, приходит в конференцию (или блог, форум) по теме мобильной связи штатный сотрудник МТС. Который так и регистрируется, так себя и представляет остальным участникам обсуждения, и выступает по любому вопросу с корпоративных позиций. Спам ли это? Любой разумный и осмысленный участник подобного обсуждения ответит на этот вопрос отрицательно. Участие представителя МТС в форуме, посвященном сервису этой компании — информационная ценность, возможность для других участников обсуждения получить сведения и комментарии по интересующей их теме из первых рук. Хорошо, если представители «Билайна», «МегаФона» и «Скай Линка» тоже бы там поучаствовали.
А теперь возьмем другую ситуацию. На деньги мобильного оператора в конференцию приходит виртуал, т.н. «засланный казачок», который не является специалистом в области сотовой связи, но получает деньги за нахваливание определённого сервиса. Разумеется, его выступления будут спамом, и любой ответственный модератор такого казачка вычистит и забанит непосредственно в момент обнаружения. Казалось бы, мотивация у сотрудника МТС и у казачка одинаковая, и вектор выступлений сходный. В чем же разница? В маскировке рекламного сообщения под частное мнение».
Директор и владелец проекта «Скрытый маркетинг» Алексей Крехалев напоминает о близости методов SMO и бизнеса, которым он занимается: «Граница существует. SMO очень близка к скрытому маркетингу. Это метод продвижения, основанный на создании каких-либо популярных тем для обсуждения, привлечении внимания к какому-либо действительно интересному событию. Сами сообщения размещаются на наиболее подходящих площадках и не должны вызывать какого-то отторжения или негативной реакции, потому как такие сообщения являются органической частью сообществ и социальных сетей. Другое дело, что часто спамеры маскируются под «SMOшников», они размещают однотипные посты на как можно большем количестве площадок, используют автоматические системы постинга и т.п.
Разница в двух методах продвижения буквально в следующем. SMOшник - является членом сообщества, пытается быть полезным для сообщества, имеет какой-то авторитет и его посты не воспринимаются негативно. Спамер - он и в Африке спамер: ему все равно, как будет развиваться сообщество, не важны свой статус в нем и реакция его участников».
Руководитель проекта Liveinternet Валентин Любимов уделяет значительное внимание действиям спамеров: «Спам - это навязывание пользователю информации, действия, которые, потенциально, пусть и в небольшой мере, могут создать дискомфорт для среднего пользователя. Спам бывает весьма разнообразный - начиная от очевидного спама в постах сообществ и комментариях и заканчивая спамом в тегах и списке своих интересов. Цель одна: без интеллектуальных затрат, чисто «кликерскими» методами привлечь максимальное внимание. В борьбе со спамом важно очертить границы, которые переходят спамеры и очень редко - добропорядочные пользователи; например: в какое количество сообществ, где он не является постоянным автором, добропорядочный пользователь может добавлять сообщения? А в скольких топиках оставлять комментарии? Введением таких барьеров мы вынуждаем спамеров думать, а этого они очень не любят.
Не знаю, что считают социальной оптимизацией сами представители этого нового направления, но, наверное, это, как и SEO, использование недостатков (или особенностей) алгоритмов рейтинговых сервисов и блог-хостингов для повышения собственной значимости. И, наверное, лучший алгоритм для SMO, как и для SEO, - просто делать качественный продукт (будь то блог или сайт) и использовать именно особенности качественного продукта для того, чтобы его находили, потому что и рейтинги, и поисковики стараются найти именно его».
«Я считаю, что меры SMO сильно отличаются от «грязных приемов», - комментирует руководитель AdMe.ru Марат Мухаметов. - Принципы SMO довольно четко характеризуют его как ряд действий для мотивации добровольного упоминания объекта в социальных медиа».
Если же смотреть на SMO глазами незнакомых с последними трендами в области интернет-продвижения борцов со спамом в блогах и форумах, картина представляется несколько запутанной. В примере, приведенном Антоном Носиком, достаточно четко очерчивается граница между спамом и SMO, но на практике могут возникнуть ситуации, когда недостаточно опытные и умелые «SMOшники» сами заставляют принимать себя за спамеров. Интересно понять, рискуют ли адепты SMO, оставляя свои сообщения, быть забаненными (принятыми в штыки, проигнорированными) наравне со спамерами или «настоящая» и грамотная социальная оптимизация все же не вызывает никаких вопросов у борцов со спамом. В то же время все комментаторы отрицают существования какого-либо особого противостояния между модераторами и пользователями, занимающимися социальной оптимизацией.
«Мне кажется, проблема явно высосана из пальца. Как таковых борцов со спамом в блогах и форумах нет, как нет и сторонников SMO. Единичные же заявления «экспертов» в этом вопросе поражают своей некомпетентностью», - считает Алексей Крехалев.
Илья Рабченок указывает на то, что активность пользователя, предполагающаяся при социальной оптимизации, идет только на пользу развитию блогов и форумов: «Борцы со спамом в форумах не обращают внимания на корректный тематический анонс от новенького, но активного участника форума. Администраторам и модераторам форумов выгодны такие участники – они активны и находятся в теме форума. Более того, одно из направлений SMO как раз заключается в тематическом общении на форумах и блогах, участия в тусовке».
«Я думаю, что проблема противостояния преувеличена, - резюмирует Марат Мухаметов. - Вряд ли кто-то считает, что удобный интерфейс экспорта «Ведомостей» в блог - это спам, или осуждает удобство комментирования в «Коммерсанте» под своим LJ-аккаунтом, или - технологию RSS, которую использует каждый блоггер. Поэтому я считаю, что скорее не «SMO против спама», а «скрытый маркетинг против спама»».
- 00.00.0000 в 00:00
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
Заработай деньги
на своём сайте!
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2
Обсуждаемые новости
Печи всех типов: печи для бани. Печи, камины.