Ежедневное электронное издание о российском Интернете
Филипп Кулин: «Виртуальный хостинг - благодатная почва для начинающих бизнесменов»
Продолжая заявленную в начале недели тему о виртуальном хостинге, TelNews не мог не обратиться к человеку, от которого во многом зависит развитие данного вида услуг в нашей стране. В интервью нашему изданию бывший руководитель отдела виртуального хостинга компании PeterHost.ru, управляющий Гильдии Хостинг-Провайдеров Филипп Кулин рассказал о своем видении ситуации на российском рынке виртуального хостинга и обрисовал отнюдь не радужные, на его взгляд, перспективы развития этого бизнеса.
- Ситуацию на рынке хостинга в России можно сейчас охарактеризовать как стабильную. Никаких войн или нездоровых сенсаций. Правда, я бы назвал это стагнацией. Хостинг по объему представленных услуг недалеко ушел от уровня пятилетней давности - размещение серверов и виртуальный хостинг. Услуга виртуального выделенного сервера (VPS/VDS) - это, наверное, единственное достижение последней пятилетки. Хотя сейчас стали популярными решения на основе фреймворков Django, Ruby on Rails и им подобных, «хостить» их особо негде. Здесь я имею в виду «эффективно хостить», поскольку просто в рабочее состояние их можно привести на многих хостингах.
Также неразвито направление предоставления сервисов. Чтобы было понятно, о чем я, - приведу пример. Сервис электронной почты. Да, он, конечно, предоставляется практически всеми провайдерами. Но уровень его развития, разнообразие услуг и подача клиенту оставляют желать лучшего. Сейчас появилось еще такое понятие как блог-хостинг, но и распространенность и, опять же, уровень сервиса пока находятся в зачаточной стадии. Но наибольший объем, конечно, составляет виртуальный хостинг. Если верить сайту NETSTAT, то виртуально «хостятся» 87.51%. Это не обязательно виртуальный хостинг, поэтому его доля все-таки меньше, но порядок цифр примерно такой.
- На российском рынке услуги виртуального хостинга предоставляют несколько сотен игроков, из них серьезных - всего пара десятков. Могли бы вы оспорить эти данные и считаете ли такое количество поставщиков приемлемым для нынешней стадии развития отечественного рынка?
- Да, действительно, так и есть. Несколько сотен игроков и два десятка серьезных. Сложный вопрос - приемлемо ли это. Серьезность игрока определяется уровнем дохода. А уровень дохода предопределен объемом рынка. Будет больше спрос, будет больше серьезных игроков. Конечно, множество мелких игроков сильно ограничивает крупных, и, с позиции бизнеса, лучше бы, конечно, их не было. Но мы наблюдаем и тенденцию скупки и поглощения более крупными игроками более мелких. Этот процесс будет продолжаться всегда, как и процесс появления новых мелких игроков.
- Почему сложилась такая ситуация, когда даже самые крупные игроки вроде .masterhost и «Хостинг-Центра РБК» имеют доли на рынке, не превышающие или едва превышающие 10%? Нормально ли такое положение дел, и будет ли оно меняться в ближайшее время?
- Такая ситуация сложилась по нескольким причинам. Во-первых, цена вхождения довольно низка. Аренда сервера с каналом колеблется в пределах 1,5-3 тыс. рублей в месяц, аренда готовой панели управления - в районе 1,5 тыс. рублей в месяц. Всем этим с грехом пополам может управлять обычный продвинутый пользователь Интернета. Во-вторых, Интернет пока слабо контролируется государством, и малый бизнес испытывает здесь наименьшее сопротивление «сверху». Можно работать «по-белому», «по-черному», «по-серому». Неконтролируемая внешнеэкономическая деятельность, более чем странная лицензия с туманными абстрактными требованиями и т.д. Очень благодатная почва для начинающих бизнесменов. В-третьих, «малые» хостеры имеют ряд преимуществ (как и любые небольшие фирмы в области любых услуг). Это и индивидуальный подход, и «поворотливость», и отсутствие развитой бюрократии.
То есть это нормальная ситуация, и ничего принципиально плохого в ней нет. Естественно она будет меняться. Есть тенденция скупки небольших хостеров крупными, есть тенденция «обеления» бизнеса, что точно не влияет положительно ни на цены, ни на появление новых «малых» предприятий, есть тенденция овладения государством понятием «Интернет» и усиления контроля над ним. Правда, я уверен, что все это пока - слабые поводы для глобального укрупнения. Интернет развивается, в бизнес вливаются фирмы из все большего количества регионов - поэтому говорить о каких-то значимых изменениях ситуации с долей малых хостеров пока рано. Вполне возможно, что их доля в итоге вырастет вопреки наметившейся тенденции.
- В какую сумму можно оценить оборот российского рынка виртуального хостинга?
- Сразу предупреждаю: оценка рынка, в котором нет какой-либо централизованной статистики, - гадание на кофейной гуще. Субъективно оцениваю весь рынок российского виртуального хостинга в 1 млрд. рублей в год.
- Ваша оценка плюсов и минусов оверселлинга - для клиентов и провайдеров. Что могло бы заставить провайдеров отказаться от оверселлинга, если такое вообще возможно?
- Я, честно говоря, затрудняюсь мыслить об оверселлинге в понятиях «плюсы» и «минусы». Когда мы разрабатывали комплекс сбора статистики по нагрузке на сервер от клиентов, мы думали об этом, пытались подобрать варианты. Но это вполне обычная практика для любых массовых услуг - будь то гипермаркет, общественный транспорт или виртуальный хостинг. Тем более что всегда есть альтернатива в виде выделенного сервера либо виртуального выделенного сервера. Любые попытки избавиться от оверселлинга в рамках виртуального хостинга приведут к ценам, сравнимым с индивидуальными предложениями. Поэтому это даже не повод для какой-либо философской дискуссии - никакой проблемы я тут не вижу.
- В чем заключаются основные отличия российского хостингового рынка от западного? Возможно ли при достаточном уровне распространения Интернета в нашей стране достижение финансовых показателей, сопоставимых с западными?
- Хороший вопрос о сравнении с западным рынком. Многие «эксперты» любят спекулировать на этом вопросе. Тут все и сложно и просто. Но самое главное отличие, предопределяющее все остальное, я сейчас продемонстрирую наглядно. Думаю, что все дополнительные вопросы отпадут сами собой.
Возьмем официальную статистику домена зоны.RU. Видим: 863,256 доменов. В Рунете принято при оценке примерно принимать количество клиентов равным количеству доменов в зоне .RU (и я думаю, коллеги это подтвердят). Теперь возьмем зону .COM:
Германия - 2,983,684 доменов
Великобритания - 2,329,608 доменов
Зона .NET:
Германия - 709,222 доменов
Великобритания - 380,611 доменов
Я думаю, можно не продолжать - очевидно, что западный рынок на порядки больше российского. Соответственно, на Западе и возможностей больше по ценам, по закупке оборудования, по развитию инфраструктуры. Естественно, что это сопряжено с тем, что нет спроса. Естественно, что как только Интернет начнет выходить за пределы Москвы и Санкт-Петербурга, спрос будет повышаться, и именно поэтому российский рынок пока не перенасыщен, и перенасыщение ему грозит еще не скоро. Другой вопрос, что темпы распространения Интернета в России и «мироздание», построенное на «китах» магистральных каналов, оптимизма не внушают.
- Насколько сложно сейчас выйти на российский хостинговый рынок с новым проектом и занять на нем достойное место? Что для этого нужно, помимо инвестиций?
- Влиться в уже сложившийся набор услуг и занять там достойное место практически невозможно. Если же проект действительно новый и востребованный, то несложно. Нужна только идея, смелость и решительность.
- Как вы оцениваете перспективы развития рынка виртуального хостинга в России? Будет ли изменяться его доля на рынке услуг хостинга?
- У виртуального хостинга нет никаких перспектив. Это пройденный этап эволюции. Нет, он никуда не денется, конечно, спрос на него будет еще долго и, скорее всего, достаточно большой. Он будет совершенствоваться технически и в маркетинговом плане, но развивать его уже некуда. Его доля уменьшается и будет продолжать уменьшаться за счет развития других услуг и появления новых. Сейчас, например, уже популярна услуга виртуального выделенного сервера, и она со временем, похоже, будет все больше развиваться. Набирают обороты услуги блог-хостинга и CMS-хостинга, на горизонте появляются специализированные хостинги для сайтов, разработанных на базе фреймворков вроде Django и Ruby-On-Rails и т.д. Очевидно, они будут вытеснять старый добрый виртуальный хостинг. В этом нет ничего плохого - это эволюция.
Спонсор "Темы недели"
- 00.00.0000 в 00:00
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
Заработай деньги
на своём сайте!
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2
Обсуждаемые новости