Дни интеллектуальной собственности: критика обновленного ГК и решение проблемы вознаграждения музыкантов

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Родин Дмитрий
Дни интеллектуальной собственности: критика обновленного ГК и решение проблемы вознаграждения музыкантов Вчера в Центральном Доме Журналиста был проведен круглый стол по вопросам интеллектуальной собственности. Мероприятие состоялось в рамках традиционных Дней интеллектуальной собственности в России, которые проводятся с 2003 года по инициативе Кафедры ЮНЕСКО и при поддержке Министерства культуры, Роспатента, РАО и других организаций.

В этом году впервые круглый стол был назван «Всероссийским Форумом интеллектуальной собственности». Сами организаторы признали, что до форума этому мероприятию еще далеко, и предложили присутствующим воспринимать это название в качестве аванса к мероприятиям в следующем году. Формальным поводом для встречи послужили сразу две торжественные даты: 23 апреля с подачи ЮНЕСКО отмечается День книги и авторского права, а 26 апреля – учрежденный ВОИС (Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности) Всемирный день интеллектуальной собственности.

Заместитель министра культуры Леонид Надиров незамедлительно сообщил собравшимся о том, что российская сторона уже подготовила все документы для присоединения к договорам ВОИС по авторскому праву, а также по вопросам исполнителей и фонограмм. Все эти документы уже находятся на согласовании в других российских госструктурах и должны быть представлены к рассмотрению зарубежным коллегам до конца года. Замминистра много говорил о том, что в сферу интересов его министерства входит «подталкивание» авторов к подаче судебных исков на нарушителей их авторских прав. К его большому сожалению, они сейчас идут разбираться куда угодно, только не в суд, или же вообще предпочитают закрывать на нарушения глаза. Леонид Надиров посетовал на то, что такие судебные иски еще более-менее распространены в Москве и Санкт-Петербурге, а в других регионах практически отсутствуют, что препятствует наработке необходимой судебной практики.
«Слава богу, - продолжил он, - скоро вступит в силу IV часть Гражданского Кодекса, в соответствии с которой обращаться в суд смогут не только авторы, но и общества по охране авторских и смежных прав».

Повеселило публику саркастически прозвучавшее из его уст заявление о том, что Россия наконец-то обошла занимавший первое место по проценту контрафактных фонограмм Китай. Леонид Надиров отметил, что это произошло, даже несмотря на то, что в настоящее время на рынке наблюдается небольшое сокращение количества контрафактной продукции. Оказывается, что в России на данный момент выявлено 42 завода, производящих ее, и уже поступают первые отчеты о закрытии нелегальных производств в так называемых «закрытых зонах». В ответ на справедливый и резонный вопрос из зала о том, откуда появилась столь интригующая информация по Китаю, замминистра признал, что, скорее всего, она соответствует действительности, потому что Китай смог «отчитаться» по этим вопросам перед США, а Россия – нет, и выразил надежду на формирование «общественного контроля» над правоохранительными органами, зачастую способствующими или не обращающими внимание на нарушение авторских прав. Также он сообщил о сложном ходе недавнего двухдневного заседания российско-американской рабочей группы, в ходе которого российской стороне вроде бы удалось несколько изменить негативное отношение американцев к ситуации с пиратством в нашей стране.

В ходе дальнейшей дискуссии ректор РГИИС (Российский Государственный Институт Интеллектуальной Собственности) Иван Анатольевич Близнец отметил, что по данным проведенных его институтом 2 года назад исследований, отечественный рынок CD и DVD на 67% состоит из контрафакта, а суммарные потери всех правообладателей при этом составляют до $300 млн. Более подробная и свежая статистика по всем вопросам ожидается в мае.
Взявший слово исполнительный директор ГРАВТ (Гильдии по развитию аудио-видео торговли) Геннадий Климов высказал недовольство действиями властей, обратив всеобщее внимание на известный многим пример: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2007 г. N 185 г. «О внесении изменений в Правила продажи отдельных видов товаров», о котором уже писали TelNews.Ru, по сути, противоречит само себе, устанавливая в п.92 возможность покупателя ознакомиться с фрагментами аудиовизуального произведения, фонограммы, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а в п.93 закрепляя продажу этих объектов авторского права только в упаковке изготовителя.

Г-н Близнец пообещал к лету устроить презентацию очередного научного исследования по вопросам интеллектуальной собственности, проведенного по заявке ВОИС, и рассказал о значимости таких исследований в увеличении роли авторского права и смежных прав в экономике страны. По его словам, уже сейчас доля сферы авторских и смежных прав в ВВП России составляет более 7%, если учитывать науку, и около 6%, если ее не учитывать. Он подчеркнул, что эти цифры немного уступают показателям добывающей промышленности. Лейтмотивом всего его выступления стала фраза о том, что «объекты интеллектуальной собственности должны работать на экономику».
Для способствования реализации этого лозунга ректор РГИИС предлагает, как минимум 2 конкретные меры: создание Единого российского реестра объектов интеллектуальной собственности и создание биржи интеллектуальной собственности, призванной объединить в себе интересы правообладателей и предпринимателей. Кроме того, он отметил, что к проблемам, связанным с интеллектуальной собственностью, в последнее время стали проявлять внимание потребители и СМИ, чего не наблюдалось еще 5-10 лет назад.

Председатель правления РАО (Российское Авторское Общество) Сергей Федотов сообщил о том, что работы у его организации в этом году будет особенно много, и связана она, в основном, с новым статусом «коллективных управляющих», который появится у них вместе со вступлением в силу IV части ГК: нужно будет определиться с тем, кто все-таки должен заниматься сбором отчислений. Далеко не все из множества похожих организаций смогут пройти государственную аккредитацию, но сколько их останется в итоге – пока никто не знает. После этого им предстоит привести свои уставы в соответствие с новыми требованиями законодательства, которые до сих пор окончательно не разработаны (будут введены типовые уставы). Более того, до сих пор непонятно, кто вообще будет заниматься государственной политикой в области охраны авторских и смежных прав – службы, с которой предстоит согласовать огромное количество документов, на данный момент попросту нет. Ясно, что будет создано новое ведомство, но когда и в какой форме – пока неизвестно даже замминистра культуры Надирову.
Сергей Федотов сообщил, что все ныне существующие формы коллективного управления авторскими и смежными правами представляются ему в разной степени ущербными, будь они организованы в форме общественной организации (минус – они не могут принимать в свои ряды юридических лиц), либо в форме некоммерческого партнерства, действующего исключительно во благо своих участников. Однако, по его мнению, на данном историческом этапе стоит все-таки остановиться на форме общественной организации.

Больную тему о тотальной «недоработанности» новой части ГК, поднятую заведующим Кафедрой ЮНЕСКО по интеллектуальной собственности профессором Михаилом Александровичем Федотовым, активно поддержал директор РНИИИС (Республиканский НИИ Интеллектуальной Собственности) профессор Владимир Николаевич Лопатин. На пару они раскритиковали новое детище законодателей в пух и прах, начав с того, что большие недочеты кроются в главах 75-77, а позже добавив, что, на самом деле, проблемы начинаются еще с 69-ой главы.
Г-н Федотов заявил, что для полноценного вступления в силу IV части Кодекса сейчас катастрофически не хватает подзаконных нормативных актов, и, по его мнению, срок вступления в силу придется продлевать, т.к., если этого не сделать, все действующие сейчас общества по коллективному управлению авторскими и смежными правами автоматически станут незаконными в силу отсутствия у них государственной аккредитации. Пока же власти даже не знают, кто должен заниматься разработкой процедуры этой аккредитации.
«Почему IV часть ГК еще не вступила в силу, а все уже говорят о внесении в нее поправок?», - задался вопросом г-н Лопатин. Позже он рассказал, что проект Закона «О внесении поправок в ст. 75-77 Гражданского Кодекса Российской Федерации» уже поддержали представители нескольких госструктур, и привел множество примеров, иллюстрирующих, на его взгляд, абсурдность новых норм (будет закрытый перечень объектов интеллектуальной собственности, но открытый перечень прав на них; право интеллектуальной собственности фактически будет применяться и к не-объектам интеллектуальной собственности; понятие «коммерческая тайна» отменяется и заменяется понятием «ноу-хау», которое значительно уже по смыслу и т.д.).

Самым же интересным показался доклад генерального директора одной из крупнейших отечественных медиакомпаний «Русская Медиа Группа» (РМГ) Сергея Кожевникова, в котором он предложил новую бизнес-модель для оперативного и справедливого распределения авторских гонораров, правда, касающуюся только аудиопродукции. Он особо отметил, что его предложение носит чисто технологический характер и оставляет урегулирование юридических вопросов государственным органам. Г-н Кожевников сообщил, что технология была взята из области мобильной связи и подразумевает оснащение аудиопроизведений специальной цифровой меткой. Специальное считывающее устройство (которое докладчик сравнил с кассовым аппаратом) фиксирует каждую передачу «помеченного» произведения в эфир и предоставляет правообладателям возможность в режиме реального времени при помощи специального ключа доступа получать в Интернете информацию о своих заработках. Он заявил, что подобная система могла бы снять все вопросы, и опыт западных стран уже доказал это, на что из зала ему сообщили о том, что аналогичная система во Франции стоила $8 млрд. и повысила эффективность работы по сбору отчислений всего на 1,5%. Это нисколько не смутило докладчика, и он продолжил свое выступление сообщением о том, что РМГ не собирается не собирается самостоятельно устанавливать цены, и по каждому отдельному артисту будет договариваться отдельно – судя по всему, с «коллективными управляющими». Кроме того, эта технология остро нуждается в законодательной базе.

В беседе с TelNews.ru Сергей Кожевников прояснил свою позицию: «Без четкого современного механизма все нынешние системы не имеют будущего. Мы предлагаем не юридическую форму, а технологию, способ сбора отчислений без претензий на правообладание, который подразумевает отслеживание считывающим устройством в режиме реального времени специальных меток, размещенных на аудиопроизведениях. На самом деле, это несложная технологическая цепочка. Главное – «закольцевать» ее с деньгами, музыкой и авторами (правообладателями), которые могли бы в режиме реального времени отслеживать через Интернет, сколько на их счет поступило денег и популярна ли их музыка или непопулярна. Популярность сразу как бы сопровождается денежными знаками. Я вполне допускаю, что некоторые авторы и правообладатели откажутся от установления таких меток – в таком случае, они отказываются от охраны своих авторских прав и вознаграждения. Это то же самое, что просто отказаться от своего гонорара. Почему они будут это делать – это вопрос уже к ним. Я не исключаю, что они предпочтут тот стариковский метод, который существует сейчас, но мы все же надеемся найти у них понимание, они тоже должны видеть в нашей модели преимущества».

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100