Ежедневное электронное издание о российском Интернете
Рунет как цель для ведущих компаний звукозаписи
Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Родин Дмитрий
Тематика: EMI Group , Sony BMG , Universal Music , авторское право , Онлайн-магазины , рекорд-лейблы , Рунет , сайт
Незыблемые и перманентно высокие позиции России по уровню музыкального пиратства приводят к интересным результатам: даже ведущие мировые звукозаписывающие компании не хотят открывать в нашей стране свои интернет-представительства, видимо, находя эту затею бессмысленной. Об остальных, более мелких фирмах не приходится и говорить. В итоге – в Рунете представлены, в основном, отечественные лейблы, звезд ни с неба, ни со сцены не хватающие.
SONY BMG, также присутствующая в Рунете, как и Universal, не особо горит желанием заключать контракты с отечественными артистами, хотя некоторые из них и представлены в каталоге компании. Другие мейджоры в связях с отечественными поп-исполнителями замечены не были, и отчасти поэтому своих представительств в российском сегменте Сети не имеют. И действительно – для продвижения иностранных артистов на нашей огромной территории с многомиллионным населением, изредка способным купить лицензионный компакт-диск, свой сайт у нас открывать пока бессмысленно: способность способностью, а пресловутой «культуры потребителя» в России как не было, так и нет. Зато есть ощущение, что она худо-бедно появляется – правда очень локально и почти не заметно.
В начале апреля музыкальный критик Артемий Троицкий заявил, что «борьба с пиратством в России бесполезна», чуть раньше мы слышали практически то же самое от главы отечественного лейбла «Uplifto» Сергея Пименова. Известный интернет-деятель Михаил Вербицкий в своей книге «Антикопирайт» выводит это утверждение за рамки России и имеет в этом плане довольно много последователей; что-то похожее пишет и Лоуренс Лессиг в своем исследовании «Свободная Культура».
Более того, Троицкий в своих рассуждениях идет дальше: скоро, по его мнению, станут бесполезны и сами лейблы в их нынешнем виде – компакт-диски отомрут, как исчезали сначала пластинки, а потом кассеты. Пропадут вообще все физические носители музыки – она целиком и полностью перекочует в Интернет и будет существовать лишь в цифровом виде, тем более, что добиться качества звучания, аналогичного CD, сейчас не проблема. По его словам, мейджоры вообще должны сказать «спасибо» Сети, т.к. продажи лицензионных дисков на той же «Горбушке» упали всего на 10%, а «пиратских» - на 30%, что произошло во многом благодаря переходу многих слушателей на легальные музыкальные онлайн-магазины. Получается, что лейблы (и в большей степени это касается мейджоров), десятками лет работавшие на продажу носителей, будут вынуждены впервые в истории менять свою политику. Законодатели, никогда не успевающие вовремя подстроить нормативные акты под интересы мейджоров, но, тем не менее, всегда исправно делающие это с опозданием, - тоже. От России здесь ожидать каких-то необычных телодвижений, честно говоря, пока не приходится, но есть надежда, что исходя из опыта западной индустрии, Рунет также станет для лейблов полноценным и, возможно, даже основным способом продвижения своей музыки. Ведь если музыка переместится в Сеть (что-что, а уж качать россияне умеют неплохо), туда же, по идее, пусть не целиком, но должны переместиться и звукозаписывающие компании – или хотя бы обозначить там свое присутствие.
Немаловажный фактор: скачав (легально или нет) тот или иной альбом/композицию определенного лейбла слушатель во многих случаях заинтересуется, что еще такого хорошего эта компания выпускала. Почему бы не облегчить ему задачу, открыв свое представительство здесь же, в Интернете? При взгляде на Last.fm возникает вряд ли далекое от реальности ощущение, что наши многочисленные меломаны и разную музыку любят, и с Сетью дружат – остается только пойти им навстречу и попытаться «загнать» в онлайн-магазины типа iTunes, где в стоимость музыки включена прибыль мейджоров. В нашей стране пока что есть возможность легально скачать музыку в разы дешевле (в этом случае, соответственно, мейджоры прибыли практически не имеют), чем на iTunes, и эту «проблему» звукозаписывающим компаниям еще только предстоит решать, если они вообще соберутся это делать. Пока же впечатление такое, что многие из них просто плюнули, махнули рукой на «пиратский» Рунет, ограничиваясь в отношениях с российскими слушателями изданием дешевых дисков с упрощенным оформлением.
Однако в не таком уж далеком будущем эта ситуация может измениться: раз физические носители музыки медленно, но верно уходят в прошлое, зачем музыкантам вообще связываться с лейблами? Заплатив за услуги студии, они могут выбрать, как минимум, два варианта развития событий: выложить свою музыку бесплатно (неважно где – в блогах, коммьюнити, социальных сетях, на сайтах специально созданных для таких целей проектов и т.п.) или же, если группа уже достаточно известна, заключать контракты с онлайн-магазинами напрямую (в этом случае и цена музыки наверняка будет ниже, чем обычно сейчас, т.к. лейблу не будут платить ни музыканты, ни слушатели, ни магазины – лейбла просто не будет). Естественно, никто не мешает использовать оба варианта одновременно, например, по популярному сейчас принципу «бесплатно послушал пару песен – понравилось – купил весь альбом», в противовес старому принципу «купил сингл на CD c одним хитом и тремя непонятными ремиксами на него – хит понравился – купил еще один CD уже с альбомом, на котором, кроме того хита, слушать, как выяснилось, нечего». К тому же все условия для этого есть уже сейчас: не говоря о MySpace, музыканты сами закачивают свою музыку на Last.fm (если говорить о России – у нас есть RealMusic.ru, «Герой нашего времени», Free!Music и другие энтузиасты), да что уж – EMI закачивает свою музыку в Last.fm! Открылся новый сервис из серии «Так просто и удобно! Как же никто раньше не додумался?!» IMEEM – этакий музыкальный YouTube, очень популярный сейчас в блогах и форумах. Отдельная тема – интернет-лейблы – крошечные, некоммерческие и, чаще всего, с весьма неплохой музыкой – к ним мы еще вернемся. Небольшие оффлайновые лейблы с экспериментальной музыкой и мизерными тиражами, которых в России, по сравнению с США и Европой, непростительно мало (но есть!), упомянем, но рассматривать здесь не будем. Стоит добавить лишь, что смотреть на разорение их многочисленными онлайн-халявщиками особенно больно, но что поделаешь – их продукцию зачастую, при всем желании, в оффлайне найти невозможно. Кроме того, на Западе весьма популярна идея мэйлордеров – заказа дисков на сайте лейбла для пересылки почтой (бывает, что нужный альбом отсутствует в гипермаркетах вроде «Амазона»), - у нас пока такая практика распространена очень слабо.
В общем, если лейблы сами не пойдут к слушателю, а в свете последних рассуждений – «не навяжут себя слушателю», да и, собственно, артистам, за ними ни те, ни другие бегать не будут, так что предпосылки для открытия интернет-представительств ведуших мировых звукозаписывающих компаний в России все-таки есть. Но это дело будущего, пока неизвестно, насколько далекого, а сейчас мы можем лишь посмотреть, чем же в Рунете занимаются SONY BMG и Universal. Напомним, что после слияния в 2004 году Sony и BMG мировой рынок звукозаписи остался, бедный, стоять на четырех китах, вместо привычных пяти: SONY BMG, Universal, EMI и Warner. Господа киберсквоттеры, сайт emi.ru не открывается вообще, а warner.ru (c www и без www в начале) выдает совершенно не музыкальную информацию. На месте emimusic.ru и warnermusic.ru тоже пустота. Таким образом, хотя, конечно, и без этих экспериментов было понятно, в Рунете из четырех лидеров рынка представлено только два. В принципе, уже что-то, потому что еще сравнительно недавно не было и их.
Universal. Начнем с того, что загрузка сайта начинается с сообщения о том, что он работает в тестовом режиме. Cайт встречает посетителя пестрой анимацией с рекламой концертов и альбомов артистов из каталога компании. В остальном – простейший стандартный набор: алфавитный поиск артистов Universal, общий поиск по сайту, рубрики «Последние релизы» и «Будущие релизы». Заслуживающим внимания можно было бы назвать раздел «Фотосессии артистов», только обновляется он в несколько раз реже, чем «Новости» (новости появляются на сайте раз в неделю). Остаются лишь «Развлечения» со ссылками на другие ресурсы, так или иначе затрагивающие артистов лейбла. Есть информация далеко не о каждом исполнителе, да и ту, что есть, никак нельзя назвать исчерпывающей. Разве что готовится к открытию загадочная рубрика «Плеер», но, судя по периодичности обновления других разделов, можно предположить, что ждать придется еще долго. Всё. Если сравнивать с «комовским» сайтом Universal Music Group и его аналогичными представительствами в некоторых других странах, то вообще становится, как говорится, «за державу обидно». Кто тому виной (причиной) – сама Universal или же непосредственно ее российское отделение – честно говоря, неинтересно. Единственное – есть надежды на положительные изменения по окончании «тестового режима», которое, впрочем, не анонсируется.
У SONY BMG на сайте и дизайн приятнее, и новости чуть свежее, и чарты с конкурсами имеются. Чарты – бог с ними – мелочь, а кому-то приятно, но на конкурсах стоит остановиться. Во-первых, проводятся они регулярно – приблизительно 2 раза в месяц; во-вторых, среди призов запросто могут оказаться не только CD, но и виниловые пластинки или, к примеру, футболки с изображением артистов; в-третьих, для участия в конкурсах требуется регистрация на сайте, и, наконец, в-четвертых, ответы на многие вопросы конкурсов можно найти, порывшись в других разделах сайта. Все это, понятное дело, способствует даже, скорее, не притоку, но удержанию посетителей на сайте и представляется вполне закономерным и удачным маркетинговым ходом. Поиск артистов доступен не только по имени или алфавиту, но и по жанрам, при этом краткая биография есть у каждого из них.
Не хотелось бы сталкивать сайты двух представленных в Рунете мейджоров лбами и, тем более, «выбирать из двух зол меньшее». Стоит лишь отметить, что от Universal все же стоит ожидать большего, чем то, что есть сейчас, а российскому сайту SONY BMG еще есть, что почерпнуть в том числе и у порталов отечественных звукозаписывающих компаний. Что сразу бросается в глаза, ни один из двух рассмотренных сайтов не дает возможности пользователям скачать или хотя бы прослушать отрывки музыкальных произведений артистов из своих каталогов. И это не такая уж и мелочь, как кажется: главное – музыка – остается на заднем плане за разговорами о ней и о том, как она продается. Кстати, ни цен, ни рекомендованных магазинов, ни заказа продукции, ни предложений о сотрудничестве на указанных сайтах также не обнаружено. Успокаивает то, что в каталогах мейджоров вообще крайне редко встречаются по-настоящему достойные исполнители (хотя это, конечно, вопрос вкусов каждого отдельного слушателя) – так что в этом плане мы мало что теряем.
Здесь и вспоминаются упомянутые выше интернет-лейблы – сегодня об этом говорить рано, но при определенном и вполне допустимом стечении обстоятельств именно они, выйдя из глухого подполья, могли бы составить конкуренцию звукозаписывающим компаниям в их нынешнем привычном понимании. Руководитель проекта Free!Music Валерий Мифодовский в беседе с TelNews.ru оценил их положение в современной индустрии звукозаписи: «Я не анализирую деятельность всех интернет-лейблов, но в целом оцениваю ее исключительно положительно. Чем больше таких лейблов, тем больше шансов у музыкакнтов быть услышанными. А значит, вырождению творчества и коммерциализации искусства есть хоть какая-то альтернатива».
- 00.00.0000 в 00:00
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
Заработай деньги
на своём сайте!
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2
Обсуждаемые новости