Михаил Вьясков: «Люди не готовы отказаться от пиратской продукции»

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Родин Дмитрий
Тематика: dvdгосударствоЕVDпиратство
Михаил Вьясков: «Люди не готовы отказаться от пиратской продукции» Ассоциация DVD-издателей вот уже 4,5 года в связке с государственными и правоохранительными органами борется с производством контрафактной продукции на территории России. Об успехах и методах этой борьбы, а также о прогнозах по поводу ее исхода в интервью TelNews.ru исполнительный директор Ассоциации Михаил Вьясков.

- Бытует мнение, что с грядущим вступлением России в ВТО государство направит большие силы на борьбу с пиратством. Насколько это мнение соответствует действительности?
- Эта сентенция озвучивается уже несколько лет и, как правило, теми, кто имеет лишь косвенное отношение к практическому противодействию нарушениям прав правообладателей. К сожалению, все «кампании по активной борьбе с пиратством» на деле сводятся к паре-тройке заметных изъятий контрафактной продукции и освещению их в центральных СМИ.
Государство не может и не сможет «направить большие силы на борьбу с пиратством» потому, что их просто нет. Невозможно бороться силовыми методами с социальным явлением, которым в нашей стране является пиратство - физически не хватит сотрудников правоохранительных органов, материальных ресурсов, экспертиз, судов и прочего. Суть этого социального явления не в том, что много изготовителей и распространителей контрафактной продукции, а в том, что их активно поддерживает население посредством высокого покупательского спроса. Люди ни материально, ни психологически не готовы отказаться от приобретения дешёвой нелегальной продукции.

- Помогут ли, по Вашему мнению, в борьбе с пиратством готовящиеся изменения в отечественном гражданском законодательстве?
- Безусловно, долгожданная IV часть Гражданского Кодекса РФ наводит порядок во многих «тёмных углах» законодательства по интеллектуальной собственности, но вопросов и обоснованных критических замечаний по новому законодательству остаётся крайне много. Экспертный Совет по правовому регулированию и защите интеллектуальной собственности (ЭСИС) Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы Федерального Собрания РФ, активным членом которого является Ассоциация DVD-издателей, внёс более 135 профессионально подготовленных поправок в проект IV части ГК РФ, из числа которых более 70-ти были учтены.
Однако, по моему мнению, основой победы над пиратством могут стать не силовые и юридические методы, а методы экономические. Почему на фоне действующего сейчас несовершенного законодательства и задолго до принятия 4-й части ГК РФ отдельные российские блокбастеры сумели победить пиратство? «Турецкий гамбит», «Дневной дозор», «Ночной дозор», «Рота» и многие другие отечественные кинопроекты, имея более чем скромный, по мировым меркам, бюджет и географически весьма ограниченный рынок, смогли оперативно предложить зрителям легальные DVD-носители по цене ниже 100 руб. и, в тоже время, стать весьма прибыльными коммерческими проектами. И все это в то время как голливудские мейджоры с финансированием в сотни миллионов долларов никак не могут этого сделать, и единственное, чем занимаются, – громко, на межправительственном уровне, «переживают» по поводу «контрафактной» России, недостойной райского ВТО. Как это объяснить? Очень просто. Это консолидированная борьба корпораций за неснижение мировых цен на права и носители. Если качественный легальный оперативно изданный DVD будет стоить около 150 рублей, пиратство начнёт вымирать на глазах, без помощи какого либо законодательства и правоохранительных органов.

- Какие конкретные меры предпринимает Ассоциация DVD-издателей для формирования рынка легальной продукции?
- Мы разработали «Программу комплексной защиты имущественных прав в отношении аудиовизуальных произведений до их официального кинопрокатного релиза». Суть её в том, чтобы сконцентрировать усилия правообладателей, Ассоциации и правоохранительных органов на противодействии распространению контрафактных DVD-носителей с новым фильмом на этапе, предшествующем кинопремьере. Зритель, посмотрев пиратскую некачественную копию фильма, получает искажённое художественно-эстетическое восприятие произведения, у него образуется ложно сформированное отрицательное мнение о кинопроекте в целом и, как следствие, он распространяет его, не идёт на кинопоказ, не покупает лицензионный DVD, не участвует в просмотре телевизионной версии. Таким образом, из-за одного нелегального диска, проданного до кинопрокатного релиза фильма, наносится имущественный ущерб всей цепочке правообладателей: обладателю исключительных прав – продюсерской компании, компании-кинопроизводителю, прокатной компании, компании DVD-издателю, телевизионной компании.
Принципиально программа состоит из серии показательных точечных силовых акций правоохранительных органов, с последующими мощной PR-поддержкой и освещением в СМИ, масштабного предупреждения розничных распространителей DVD-продукции и масштабных действий гражданско-правового характера (судебные иски, заявления в правоохранительные органы) по фактам распространения пиратских копий фильма до его релиза. Всё это проводится в сжатые сроки и по всем коммерчески значимым (для кинопроката) городам России.
Для нас основная сверхзадача вышеописанной программы – внедрить в сознание инвесторов и производителей фильма мысль о том, что затраты на комплекс мер по защите своего произведения не менее важны, чем гонорар хорошего артиста, и окупаются более чем на 100%.

- Как Вы и Ассоциация относитесь к безвозмездному распространению объектов интеллектуальной собственности - например, когда люди обмениваются DVD, копируют их для друзей, скачивают фильмы из Сети, не извлекая из этого коммерческой выгоды?

- Для начала разделим вопрос на две части. Первая – «обмениваются DVD, копируют их для друзей» и вторая – «скачивают фильмы из Сети».
Относительно обмена и копирования. С юридической точки зрения, это нарушение закона, потому что произведение на приобретённом носителе может быть просмотрено исключительно в «обычном круге семьи», иначе говоря, ни дальнего родственника, ни соседа нельзя приглашать для просмотра этого фильма. С практической точки зрения, проконтролировать это невозможно ни технически, ни физически, ни с помощью правоохранительных органов, ни посредством арбитражных судов.
Бытовой технический прогресс имеет ошеломляющие темпы. Каким анахронизмом сегодня кажутся распространённые таблички «с фотоаппаратами вход запрещён»? Сегодня фотокамера в каждом мобильном телефоне, который может не только снимать видео, но и тут же транслировать его в другую точку планеты. А что будет завтра? WiMax и 3G сети, на которые уже готовы перейти все крупные российские операторы связи, сделают возможным передачу фильма в превосходном качестве за считанные минуты на любое мобильное устройство. Физическое уменьшение карт памяти с одновременным радикальным ростом объёма памяти и взрывообразный скачок в производительности и миниатюризации процессоров постепенно «убьют» все виды существующих физических носителей. Как практически контролировать распространение информации в этих условиях? Тотальный контроль сети Интернет и сотовых сетей с автоматическим выставлением юридической претензии и судебного иска? Это потребует колоссальных вложений, радикального изменения законодательства и его всемирной «синхронизации». Кстати, ВТО - это именно описанная «синхронизация» и есть, но только на нижнем, экономическом уровне, на уровне молока и стального проката и в узком круге стран-участниц. И пока получается не очень хорошо.
Во вступающей в действие с 1 января 2008 года IV части ГК РФ предусмотрено, что сборы за возможность копирования легальных носителей с произведениями будут взиматься с производителей и импортёров техники и материальных носителей (например, рекордеров, плееров и чистых дисков). Деньги будет собирать единственная компания по коллективному управлению правами, прошедшая государственную аккредитацию, а порядок и размер сборов будет определять правительство. Одним словом, становится ясно, что готовится очередная полугосударственная кормушка скрытого налогообложения.
Скачивание кинопроизведений из сети - это преступление того, кто незаконно разместил фильм на своём сервере и создал возможность для его копирования. Как быть? Ответ за правообладателями. Те, кто успеет за техническим прогрессом и создаст новые формы и способы использования имущественных прав, те и получат доход от своих произведений. Кстати, процесс уже пошёл, отдельные ведущие мировые мейджоры уже заключили с сотовыми сетями договоры на распространение произведений в цифровой форме.

- Некоторое время назад говорилось, что оформление пиратской продукции максимально приблизилось к «лицензии». Как с этим обстоят дела сейчас, и как это отражается на конъюнктуре рынка?
- Я бы сказал, не оформление, а скорее, содержимое пиратских дисков вышло на лицензионный уровень. Прошло время потаённых закутков, уставленных записывающими устройствами, - их сменили полулегальные современные производства. Обнаружить и взять с поличным их крайне сложно - сказывается преступный профессионализм и мощнейшее «крышевание» очень высокого уровня. Многие из таких полупиратских заводов расположены на закрытых, в том числе оборонных территориях, куда большинству сотрудников правоохранительных органов нет доступа. В этом плане Ассоциация DVD-издателей успешно сотрудничает с Департаментом обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД РФ.

- Пиратский рынок привлекает потребителей редкой «кинопродукции» - на нем зачастую можно найти фильмы, которые не издавались в России «на лицензии» вообще или издавались давно и ограниченными тиражами. Когда легальный отечественный рынок расширит свой ассортимент настолько, чтобы угодить всем категориям потребителей?
- Есть среди пиратов свои «звёзды». Например, известнейший и старейший бренд SuperBit. Они сделали ставку на качество, превосходящее лицензионный аналог и уникальные издания. Добиться этого можно только с помощью самых передовых технологий премастеринга и печати дисков, но видимо, затраты окупаются даже при весьма доступных ценах на конечную продукцию.

Тогда возникает вопрос, что же мешает большинству отечественных DVD-издателей? На мой взгляд, причин несколько:
1. Завышенная стоимость имущественных прав на аудиовизуальные произведения на мировом рынке, контролируемом, в основном американскими корпорациями. Суету по обслуживанию их корпоративных интересов на территории России обеспечивает пресловутое РАПО, финансируемое из-за рубежа.
2. Хозяйственно-производственные грешки самих отечественных DVD-издателей: приобретение прав через цепочку подставных фирм, создание мастер-дисков с кинопрокатных копий, экономия на премастеринге, отсутствие серьёзных инвестиционных возможностей и т.п.
3. Нетребовательность российского рынка: большинство потребителей DVD-продукции не имеют киновоспроизводящего оборудования высокого уровня и удовлетворяются уровнем качества, в принципе превышающим уровень пиратской копии, но остающимся весьма средним.
4. Современный уровень развития в России нелегального рынка DVD как масштабного социально-экономического явления.

- Вопрос о «закодированных» DVD-плеерах, позволяющих воспроизводить только DVD, произведенные в определенной географической зоне. Кому от них лучше?
- «Закодированность» DVD-плееров нельзя назвать даже мифом, настолько быстро это явление практически исчезло с рынка. Будем справедливы и скажем «спасибо» пиратам, китайским производителям и отечественным поставщикам. Если бы не они, DVD и по сей день было бы «закрытым клубом» для узкого круга хорошо обеспеченных людей, способных купить за несколько тысяч долларов плеер и тратить по несколько десятков долларов на каждый диск. Времена технических ограничений прошли безвозвратно, возможны только технологические ограничения – на уровне новых стандартов записи и новых носителей.

- Не секрет, что защиту «закодированных» DVD-плееров довольно просто взломать. Предпринимаются ли еще какие-то действия по борьбе с такими взломами? Как будет с этим обстоять дело при использовании формата EVD?
- Мне не приходилось слышать о каких либо противодействиях перепрошивке DVD-плееров. Как человек и как специалист я против таких мер технического ограничения, как зонирование плееров и дисков. Представьте себе банку кока-колы, которая автоматически прокисает или взрывается при пересечении границы страны, в которой вы её купили. Если покупатель заплатил свои деньги за плеер и диск, он имеет право пользоваться этими вещами в любой точке земного шара. «Зонирование» - корпоративно-техническое свинство и глупость.
Другое дело, иной технологический уровень EVD, предлагающий пользователю иметь в десять с лишним раз больше аудиовизуальной информации на привычном 12-сантиметровом оптическом диске при одновременном пятикратном увеличении качества. EVD вытеснит самую отвратительную категорию пиратской продукции – десять фильмов на одном диске. Однако это потребует радикальных изменений маркетинговой политики со стороны DVD-издателей. Канул в лету принцип «один носитель – один фильм», потребители рублём голосуют за уплотнение информации в единице объёма. Если в ближайшие годы на рынок не выйдет EVD, произойдёт технологический и экономический скачок: радикальное удешевление твёрдотельной памяти («флэшек») с одновременным увеличением их объёма. Воспроизводящие устройства к этому скачку уже готовы – большинство имеет разъём USB. Представьте себе продавца контрафакта не за прилавком большого киоска с сотнями пластиковых коробок DVD, а его же на табуреточке с мощным ноутбуком на коленях, на жёстком диске которого десятки тысяч фильмов.
Именно поэтому Ассоциация DVD-издателей имеет стратегическую задачу стать форпостом в продвижении формата EVD на российский рынок, объединяя усилия инвесторов, поставщиков плееров, DVD издателей и DVD производителей.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100
Эксклюзивные модели: скидки на повседневные платья. Закажите сейчас.