Сотовая связь: итоги года

Опубликовано: 15.01.2007, 16:36 Автор: Родин Дмитрий
Сотовая связь: итоги года Подводить итоги года в сфере сотовой связи, в общем, несложно – введение бесполезного для абонентов принципа «платит звонящий» («входящие бесплатно»), и последующие судебные разбирательства затмили собой остальные события. При этом многие из них остались забытыми совершенно незаслуженно.

Но начнем по порядку: вступившие в силу с 1 июля поправки к закону «О связи», обозначившие введение принципа «платит звонящий», наделали столько шума, сколько на стадии их обсуждения не мог ожидать никто. Безобидное, на первый взгляд, нововведение вдруг посулило операторам потерю значительной части прибыли, поэтому, семь раз отмерив, к «роковому» лету они подошли во всеоружии. Что было дальше – все знают: взаимные обвинения, опровержения, обоснования и пересчеты, потом – судебные разбирательства, закончившиеся, по большому счету, ничем. От того, что компании «большой тройки» были признаны виновными в сговоре против других операторов, ситуация для подавляющего большинства абонентов никоим образом не изменилась. «МегаФон», тем не менее, оспаривает судебное решение.

После экспериментов операторов с «платой за соединение» с 29 сентября МТС ввела плату за входящие с городских на прямые мобильные номера, аргументируя свои действия необходимостью оплаты услуг по переадресации вызова. Министр информтехнологий и связи Леонид Рейман, в свою очередь, заявил, что собирается проверить законность действий компании..

Понять, что же на самом деле произошло и кому от этого стало лучше, даже сейчас не в силах ни операторы, ни их клиенты, ни государство, хотя подозрения на этот счет есть у всех. Об этом было написано столько, что и повторяться, лишний раз раскрывая уловки операторов, наверняка ухитрившихся с принятием столь опасных для них поправок не только не потерять, но и заработать, наверное, уже нет смысла. TelNews уже писали об этом довольно подробно, да и были же, в конце концов, в этом году и другие значимые события.

К числу таких событий, безусловно, стоит отнести небывалую активность отечественных операторов на рынках стран бывшего Советского Союза. В первую очередь, это связано с достижением стопроцентного уровня проникновения сотовой связи в нашей стране, о чем речь пойдет ниже. Прежде всего, это касается «Билайн» и МТС. «Вымпелком»  имеет дочерние компании в шести странах СНГ, МТС – в четырех, «Мегафон» же после неудачной попытки обосноваться в Казахстане планирует запустить сеть 3G в Таджикистане. Совсем недавно стало известно о том, что Билайн проиграл тендер на право получения лицензии на предоставление услуг мобильной связи в Молдавии. Победителем была названа молдавско-кипрская компания Eventis Mobile, принадлежащая холдингу Eventis Telecom, который располагает телекоммуникационными активами в Киргизии, Казахстане и Узбекистане. По сообщениям молдавских СМИ, за этим холдингом может стоять не кто иной, как «МегаФон».

Таким образом, сотовые компании параллельно с разработкой новых технологий ищут новые места для расширения своего бизнеса. Однако в последнее время и на ближайших к России рынках СНГ почти нет предложений о продаже активов. Имеющиеся же редкие предложения требуют серьезных инвестиций. Так, «Вымпелком» купил  90% акций армянского оператора «Арментел» за 341 млн. евро и принял его долги на сумму в 40 млн. евро. 

Есть все основания полагать, что такие вложения в ближайшем будущем станут обычной практикой – судя по опубликованным в середине октября результатам исследований J'Son & Partners, общий уровень проникновения сотовой связи (соотношение проданных SIM-карт и статистического количества населения) в стране достиг 103%, а в Московской лицензионной зоне - 151%. Само же это знаменательное событие было зафиксировано еще в сентябре: за год с августа 2005-го по август 2006-го гг. число пользователей сотовой связи в России увеличилось на 37,8 млн., что позволило преодолеть «психологический» рубеж, когда количество проданных SIM-карт превышает количество жителей.

На каждого жителя Москвы и области приходится по 1,5 мобильных телефона. К октябрю количество российских абонентов сотовой связи увеличилось до 147 млн. человек. Как сообщает ИА REGNUM специально для TelNews, по состоянию на начало осени, доли рынка в Москве операторы делили следующим образом: у МТС - 42,7%, «Вымпелкома» - 38,4%, у «МегаФона» - 18,2%, у Skylink - 0,7%. В Санкт-Петербурге лидирующие позиции у «МегаФона» - 35,8%, потом МТС (31,6%) и «Вымпелком» (23,1%), у Fora (Tele2) - 7,3%, у Skylink 2,2% рынка сотовой связи. В других регионах доли МТС и «Вымпелкома» почти одинаковы - 32,4% и 32,2% соответственно, у «МегаФона» - 17,8%, у остальных участников рынка - оставшиеся 17,6%. В целом, эти показатели не претерпели существенных изменений и до настоящего времени.

Вице-президент МТС по корпоративным коммуникациям Андрей Теребенин так прокомментировал для TelNews это событие:

- Еще одним важным событием этого года стало достижения уровня проникновения сотовой связи в России 100% и даже его превышение в последние месяцы. Насыщение рынка сотовой связи стало причиной изменения приоритетов в развитии сотовых компаний. Сегодня лидерство по количеству абонентов, которое было актуально все годы с момента появления сотовой связи в России, отошло на второй план. МТС сосредоточила свои усилия на повышении ключевых финансовых показателей (ARPU, MOU), на разработке и продвижения тех тарифов и услуг, которые могут заинтересовать абонента, позволить ему активнее пользоваться сотовой связью в своей повседневной жизни, на развитии VAS-услуг. На мой взгляд, эти тенденции станут определяющими и в 2007 году.

Больше, чем  об отмене платы за входящие звонки, говорилось в этом году возможно только о ребрендинге МТС, который, кажется, войдет в историю как одно из наиболее запоминающихся событий на российском рынке сотовой связи. Годом ранее ребрендинг постепенно проводил «Билайн» – получалось не всегда удачно (доходило даже до обвинений в адрес разработчика со стороны компании), но к зиме 2005/2006 многие москвичи уже ходили в выигранных шапках и шарфах в черно-желтую полоску. Что-то пытался сделать и «Мегафон», запустивший в апреле этого года рекламный видеоролик с измененным логотипом компании, но тут же поспешивший откреститься от всех «обвинений» в полноценном ребрендинге.

Ребрендинг МТС, ставший частью смены дизайна «Системы Телеком» (сквозной ребрендинг), тем не менее, привлек к себе наибольшее внимание публики – ведь услугами МТС пользуется значительно большее количество людей, чем услугами той же МТУ-Интел (теперь «КОМСТАР-Директ») или даже МГТС. В среде блоггеров тут же стало популярным выражение «рефрендинг» а многочисленные персональные странички частных лиц в Интернете запестрили карикатурами и шутками на тему «простого и вечного символа в виде яйца». В то время как в результате ребрендинга само собой сложилось непечатное название абонентов компании, поползли слухи о том, что сотрудникам МТС запрещено называть яйцо иначе как «овалом». Ребрендинг обошелся «Системе Телеком» в $4 млн. (за все 4 бренда), Билайн, годом ранее воспользовавшийся услугами того же английского агентства, отдал за смену имджа $2 млн. Осенью ребрендинг провел и «Голден Телеком», обойдясь силами отечественных рекламщиков и потратив, судя по всему, меньше $1 млн.

Андрей Теребенин, в отличие от представителей «Билайн» и «Мегафон», не отказался прокомментировать и это событие :

- Одним из наиболее заметных событий на телекоммуникационном рынке России, безусловно, стал запуск сквозного бренда «Системы Телеком» и представление обновленного бренда МТС, прошедшие в мае этого года на выставке «Связьэкспоком». Проект такого масштаба уникален для России. Группа «Система Телеком» движется в том же направлении, что и крупнейшие мировые телекоммуникационные холдинги, как, например, British Telecom и Deutsche Telekom. Введение сквозного бренда – это новый этап в глобальной стратегии развития как самой группы, так и входящих в нее компаний. Запуск обновленного бренда МТС был связан не только со сменой логотипа, но и с изменением основных характеристик бренда, главными из которых стали: простота, качество и доверие. Также была разработана новая маркетинговая стратегия компании, ключевым принципом которой стала сегментоориентированность.

Нельзя обойти вниманием и введение «большой тройкой» рублевых тарифов. С 1 января 2006-го года на отечественную валюту полностью перешел «МегаФон», ближе к лету со своими предложениями подоспел «Билайн», чуть позже – МТС. Связан такой переход с укреплением курса и повышением стабильности рубля, а также с элементарными маркетинговыми соображениями: рекламировать свои услуги перед населением, которое в большинстве своем «мыслит рублями», намного выгоднее, к тому же не нужно постоянно корректировать внутренние курсы валют.

Все компании отмечают трудности с перенастройкой билинговых систем на расчеты в национальной валюте. Кроме того, если «МегаФон» при переходе на рубли брал за основу действующий на тот момент курс Центробанка, то МТС и «Билайн» обвиняли в скрытом повышении цен, завуалированном под невинный переход на отечественную валюту. Компании перешли на фиксированный курс условной единицы, что должно было повысить стоимость звонков в среднем на 10%.

В заключение, стоит вновь предоставить слово эксперту. Андрей Теребенин подводит итоги года на рынке сотовой связи и делает прогнозы на 2007-ой год:

- Рост объема потребления услуг сотовой связи в России в текущем году был обусловлен, в том числе, хорошими макроэкономическими показателями. Потребительский спрос показал хорошую динамику в течение года. Темпы роста ВВП, по прогнозам экспертов, в 2006 году составят около 7%, что превышает аналогичный показатель прошлого года.

Главным событием года стало введение в действие 1 июля принципа «платит звонящий» (CPP). Действия CPP привело к глобальным структурным изменениям на всем российском телекоммуникационном рынке. Изменились правила взаимодействия и политика взаиморасчетов операторов фиксированной и мобильной связи. Были установлены понятные и прозрачные тарифы на межоператорские соединения фиксированных и мобильных операторов, которые послужили базой для формирования тарифов на интерконнект и для всех остальных игроков рынка.

С 1 января 2007 года вступят в силу поправки к закону «О связи», согласно которым произойдут кардинальные изменения в сфере использования номерной емкости. Согласно поправкам вся прямая номерная емкость (код ABC) передается в пользование фиксированных операторов, а номера с федеральным кодом (код DEF, например - 916) будут использоваться только сотовыми операторами.

Среди событий, которые, безусловно, станут ключевыми на рынке телекоммуникаций в 2007 году -  выдача лицензий 3G и начало строительства сетей третьего поколения, что даст толчок развитию отрасли в последующие годы.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100