Рынок телекоммуникаций: итоги года
В начале апреля случилось то, о чем говорили с лета 2005-го: спустя две недели после открытия в России торгового представительства, Google объявила о создании собственного центра разработок в Москве, имея на тот момент 6% поисковых запросов россиян и породив волну слухов о намерении компании задушить Яндекс в его же «логове». Слухи о начале открытой конкуренции отечественного поисковика с мировым усилились в октябре, когда открылся второй российский центр разработок Google – на этот раз в Санкт-Петербурге. Все бы ничего, но месяцем ранее свой центр в северной столице открыл не кто иной, как Яндекс. Так или иначе, Россия стала второй после США страной, где расположены сразу два инженерных центра Google. Представители компании всячески отрицают связь повышения ее активности на российском рынке с действиями Яндекса. Вопросы также порождает тот факт, что центры мирового лидера в сфере интернет-поиска открыты именно в «дорогих» городах - Москве и Санкт-Петербурге, - а не, к примеру, в том же Новосибирске, где можно было бы на те же деньги нанять больший штат сотрудников. Некоторые считают, что Google таким образом собирается переманить лучшие кадры у своих российских конкурентов в обеих столицах, предложив им более высокую зарплату. Но и это предположение легко поставить под сомнение - ведь у того же Яндекса дела идут совсем не плохо, и похоже, что он в состоянии удержать собственных сотрудников. Тем интереснее будет наблюдать за происходящим, помня, что открытие в предыдущие годы в Санкт-Петербурге центров Alcatel, Borland и Sun Microsystems привело к нездоровой ситуации на кадровом рынке.
В официальных заявлениях Google подчеркивается, что опыт российских инженеров будет использоваться как для адаптации продуктов компании для российского рынка, так и для разработки новых продуктов для России и остального мира. Какая из задач будет первоочередной – тоже только предстоит узнать, но всю серьезность Google по отношению к нашей стране заинтересованные лица уже осознали. Руководство американской компании лишь утверждает, что инвестиции в центр - свидетельство «приверженности России и высокой квалификации российских инженеров», и напоминает о последнем конкурсе программистов, где из сотни финалистов каждый третий оказался россиянином. На момент открытия питерского центра в московском отделении работали 12 разработчиков, а 10 разработчиков из Санкт-Петербурга (к слову, как и глава центра Павел Фельдман, выходцы из Borland) отправились на стажировку в штаб-квартиру Google в Маунтин-Вью. В будущем планируется увеличить штаты каждого из центров приблизительно до 100 сотрудников, а слухи о том, что Google планирует разместить в строящемся петербуржском технопарке 3000 инженеров кажутся сильно преувеличенными – число сотрудников корпорации по всему миру оценивается примерно в 5000 человек, из которых лишь 1000 являются разработчиками. Стоимость открытия московского центра, по оценкам экспертов, составляет не меньше $5 млн., а возглавил его Сергей Бурков, создатель трех IT-компаний в США.
Другими крупными компаниями, вышедшими в этом году на российский рынок стали British Telecom и Orange. 1 июня France Telecom объявил о всемирном распространении торговой марки «Orange» на все свои телекоммуникационные услуги, предоставляемые корпоративному сектору. А уже в октябре ООО «Эквант» (телекоммуникационный холдинг Equant), под маркой которого France Telecom оказывало в России, было переименовано в Orange Business Services. Произошло это не без проблем: как выяснилось, торговой маркой «Orange» уже 13 лет владеет производитель компьютеров и IP-телефонов «Лампорт», подконтрольный холдингу eHouse. Несмотря на то, что сферы интересов компаний почти не пересекаются, было похоже, что этот вопрос будет рассматриваться в суде, но постепенно все затихло.
На ребрендинг «Экванта» ушло около $1 млн., и первые шаги Orange на российском рынке не заставили себя долго ждать: Для расширения спектра и географии конвергентных услуг оператор в России создал NGN-сеть на базе технологии MPLS. Для того, чтобы иметь возможность предоставлять своим корпоративным клиентам услуги «дальней» связи, Orange построила точки присутствия в 88 регионах страны, 7 транзитных узлов связи в 7 федеральных округах России и 4 международных узла связи. В строительство сети компания уже вложила $40 млн., а в течение ближайших 5 лет инвестирует еще $250 млн. Orange уже получила разрешения Россвязьнадзора на эксплуатацию всех элементов сети и подписала соглашения почти со всеми зоновыми операторами. При этом «оранжевый» оператор не собирается начинать наступление на массовый рынок, отдавая предпочтение работе с корпоративными клиентами.
Спустя неделю после официального появления Orange в России, открылся московский офис British Telecom, ставший региональной штаб-квартирой компании и отвечающий за развитие бизнеса не только на территории РФ, но и в странах СНГ. Президент British Telecom в России и СНГ Ричард Ван Вагенинген сразу подчеркнул, что компания будет работать в России через дистрибюторов - Golden Telecom, «ТрансТелеком», «Система Телеком», «РТКом». British Telecom в России будет представлять IP-инфраструктуру, конвергентные услуги, программы CRM, аутсорсинг и управление локальными сетями, а основной акцент планируется делать на предоставлении услуг транснациональным корпорациям, работающим в России, и крупным российским компаниям, работающим на международном рынке. British Telecom уже заявил о намерениях за два-три года занять 1-3% российского рынка телекоммуникационных услуг. По словам президента British Telecom International, объем российского рынка сейчас составляет 200 млрд. евро. Компания рассматривает Россию в качестве одной из приоритетных стран для развития своего бизнеса и собирается в течение ближайших двух лет увеличить свою инфраструктуру в России в два раза. На момент открытия в российском офисе работало 26 специалистов, в будущем же планируется привлечь до 500 сотрудников.
В 2006 году наконец-то было заключено соглашение о слиянии двух крупных производителей оборудования для телекоммуникационных компаний – объявив о слиянии в апреле, 1 декабря объединились Alcatel и Lucent, шедшие к этому больше 5 лет. Как уже сообщал TelNews, годовой оборот новой компании, рассчитанный по правилам «про форма», составляет 18,6 млрд. евро, а инвестиции в НИОКР составят 2,7 млрд. евро. Судя по заявлениям руководства, Alcatel-Lucent будет заниматься, в основном, проектированием, строительством и эксплуатацией сложных современных сетей, доставкой конвергентных услуг и расширением возможностей каждого из конечных пользователей. Тем не менее, и здесь все не так гладко: согласно плану оптимзации, в течение следующих двух лет компанию должны покинуть порядка 9000 сотрудников; в это же время Alcatel-Lucent ожидает серьезная борьба с азиатскими конкурентами.
Также в марте Американская компания AT&T сообщила о покупке телекоммуникационной компании BellSouth путем обмена акций на сумму $67 млрд. Кроме того, в результате сделки к AT&T должен перейти полный контроль над совместным предприятием AT&T и BellSouth — компанией Cingular Wireless. До поглощения AT&T владела 60% акций Cingular, считающейся крупнейшим оператором сотовой связи в США и насчитывающей там 54 млн. абонентов. Впрочем, представители AT&T также объявили о планах сокращения: около 10 тыс. сотрудников должны будут покинуть компанию в период с 2007 по 2009 гг. с момента завершения процедуры поглощения.
С другой стороны, так и не успели объединиться Nokia и Siemens. В июне компании объявили о слиянии своих подразделений, ответственных за производство телекоммуникационного оборудования, и создании на их основе совместного предприятия. Сумма сделки оценивалась в $31,6 млн., а новая компания должна была стать третьей по величине телекоммуникационной компанией в мире, что автоматически опровергало слухи об уходе Siemens c телекоммуникационного рынка. Процедуру слияния планировалось завершить до 1 января 2007 года, но сроки сдвинулись на неопределенную дату в начале следующего года из антикоррупционнного расследования в отношении некоторых сотрудников Siemens, в том числе и главы подразделения по телекоммуникационному оборудованию, с которым Nokia и должна была объединить свой аналогичный бизнес, создав компанию Nokia Siemens Networks.
Тем временем продолжали удивлять и отечественные участники телекоммуникационного рынка. В ноябре РБК выделил IT-бизнес, принесший холдингу за первые 9 месяцев 2006 года 38,9% выручки, в отдельную компанию («Армада»). На момент совершения этой процедуры IT-бизнес РБК оценивался аналитиками в $160-190 млн. (12-15%) капитализации холдинга, пожелавшего таким образом улучшить показатели своего основного бизнеса. При этом, по мнению некоторых аналитиков, РБК не очень красиво обошелся с ничего не подозревающими инвесторами, приобретавшими акции РБК уже во время выведения IT-активов холдинга в отдельную компанию. Впрочем, юридически РБК чист и собирается в первом полугодии 2007 года разместить 15-20% акций «Армады» на российском фондовом рынке.
Также стоит выделить появление на российском рынке телекоммуникаций нового потенциально сильного отечественного игрока. Речь идет о компании «Сумма Телеком», принадлежащей нефтяному бизнесмену Зиявудину Магомедову и возникшей на самом деле еще в июне 2005-го года. Но уже в 2006-ом «Сумма Телеком» умудрилась стать первой компанией в стране, которая получила не только универсальный набор лицензий на всю территорию России, но и частоты под беспроводной доступ WiMax в диапазоне 2,5-2,7 ГГц. Понятно, что кто-то должен быть первым, но ситуация, когда участники рынка слышат о новом «лидере» чуть ли не впервые, представляется, по меньшей мере, странной.
Зиявудин Магомедов, брат сенатора Магомеда Магомедова, занимается нефтяной логистикой и полиметаллами, является владельцем Первой горнорудной компании и ряда объектов в порту Приморск. Объекты связи для «Суммы Телеком», купленной Магомедовым в феврале уходящего года, строит «Транснефть». Несмотря на сентябрьские заявления главы Россвязи Андрея Бескоровайного о том, что каждому оператору будет выделена полоса не больше, чем по 20 МГц, «Сумме Телеком» выделена полоса шириной 36 МГц. Представители компании уже заявили о планах начать в 2007-ом году строительство российской магистральной сети широкополосного доступа, для чего не исключается возможность привлечения «Deutsche Telekom» в качестве партнера.
Обескураженные участники рынка по-разному реагируют на появление нового потенциального монополиста. Некоторые даже считают, что «Сумма Телеком» будет заниматься продажей доставшихся ей разрешительных документов. В то же время компания уже объявила о намерении вложить более $50 млн. в строительство линии связи между Сахалином и Японией. Более того, по словам руководства фирмы, проект по прокладке волоконно-оптической линии связи с пропускной способностью 2,5 Гбит/с уже завершён. Судя по заявлениям представителей компании, кабель планируется протянуть летом следующего года, а в конце года уже можно будет начинать оказывать услуги. Стоит отметить, что указанная сумма вложений признается независимыми аналитиками завышенной чуть ли не на $20 млн., а реализацией аналогичного проекта уже занимается «ТрансТелеком».
Другой проект компании по внедрению xDSL-технологии в восьми городах республики Дагестан планировалось завершить до конца 2006 года. «Сумма Телеком» обещала вложить в проект собственные инвестиции в размере $1-1,5млн., которые должны быть освоены до конца 2006 г. А уже в 2007 г. «Сумма Телеком» собирается приступить к запуску пилотной зоны федеральной сети WiMAX – также в Дагестане.
Некоторые тенденции рынка телекоммуникаций 2006-го года обозначил для TelNews генеральный директор компании «Комстар-Объединенные ТелеСистемы» Эрик Франке:
- Так же, как и в прошлые годы, в отрасли наблюдаются процессы консолидации игроков, появления новых компаний, вызванные обострением конкуренции уже не только в корпоративном сегменте, но и на массовом рынке. Отдельно стоит отметить особый интерес крупнейших бизнес-групп к покупкам активов на рынке кабельного телевидения, вложениям в производство и агрегацию контента. И это не случайно. Инфраструктура в столичном регионе для их передачи развита достаточно хорошо. Рынок услуг широкополосного доступа (ШПД) для населения развивается стремительными темпами. ШПД уже стал основным способом выхода пользователей Интернет в сеть. Доля dial-up на рынке стремительно сокращается, и он переходит из массового сегмента в нишевой. В связи с этим широкополосный Интернет интересует инвесторов в первую очередь как способ распространения телесигнала. Кроме того, заметно увеличилось благосостояние населения, появилось желание платить, а значит резерв роста услуг платного телевещания.
В этом же году на рынке впервые серьезно заговорили о возможности эксплуатации сетей беспроводного доступа на базе PreWiMAX и WiMAX. Свыше 20 операторов приступили к строительству, а некоторые уже начали предоставлять услуги на базе этих технологий. Планируется, что доля WiMax в сегменте ШБД достигнет 15% в 2007 году, и эта технология станет одной из основополагающих в России к 2009 – 2010 гг.
Если же говорить в общем, не выделяя конечные технические решения, то лидерами роста будут услуги передачи данных и доступа в Интернет. Самым быстрорастущим сегментом на ближайшие годы будет сегмент услуг для населения. И для этого сейчас есть все предпосылки, прежде всего, экономического характера.
- 15.01.2007 в 16:36
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!