Карта для всех
Полное название государственного контракта - «Разработка интегрированной информационной системы «Социальная карта». Основные ораторы также являлись представителями государственных учреждений и, видимо, по привычке решили быстро и выразительно прочитать свои речи по бумажке. Тем не менее, за многочисленными общими фразами, всегда присущими таким речам, удалось расслышать и что-то новое, до этого времени не известное. Окончательно рассеять весь этот официозный туман попытались журналисты, когда настало время вопросов, но получалось это у них с переменным успехом.
Главным докладчиком был руководитель Федерального агентства по информационным технологиям Владимир Георгиевич Матюхин, первым делом отметивший, что задача по разработке и внедрению социальных карт была изначально сформулирована в одном из посланий Президента. А раз так – уже в 2004 году агентством были разработаны основные принципы и изменения по этому и смежным вопросам, на основе которых в 2005–2006 гг. в рамках ФЦП «Электронная Россия» стартовали сразу несколько проектов, в том числе и указанный государственный контракт. Для тех, кто считает, что социальные карты нужны только льготникам, г-н Матюхин особо подчеркнул, что льготы будут лишь одной из нескольких функций социальных карт, как они являются лишь одной из обязанностей государства перед гражданами.
Предвосхитив вопросы журналистов, руководитель ФАИТ заявил, что в настоящее время в России уже существует множество аналогичных физических носителей, идентифицирующих граждан: разнообразные карты студентов, транспортные, медицинские карты и др. Все они отличаются низким уровнем распространения в силу узкой целевой направленности. Новая общероссийская унифицированная цифровая карта будет сочетать в себе максимум способов применения (исходя из технических возможностей), но при этом не отменит существующие карты другого типа и будет распространяться независимо от них. В связи с разработкой такой карты была особо выделена необходимость внедрения электронной цифровой подписи и создания унифицированной системы для работы с владельцами карт. Стоит все это больших денег, большая часть которых должна пойти на обслуживание и инфраструктуру, в связи с чем представляется целесообразным использовать и модернизировать ту инфраструктуру, которая уже существует.
Итак, ФАИТ с партнерами должны разработать и организовать технологию работы с социальными картами, а внедрять их или нет – будет решать сам для себя каждый регион. В настоящее время выразили желание работать с картами 50 субъектов РФ, 29 из которых, кроме желания, выразили еще и готовность, поэтому основное внимание здесь стоит уделять именно второму числу. В чем будет заключаться «унифицированность» нового документа, тоже понятно. Во-первых, гуляющие сейчас по стране (особенно по столице) разнообразные карты, действительны только в регионе выпуска. Снятие этой проблемы является одной из первоочередных задач, стоящих перед исполнителями государственного контракта. Во-вторых, карта будет универсальной, то есть ее можно будет использовать не только для получения льгот (хотя это и приоритетное назначение), но и, например, для получения скидок в магазинах, оплаты транспортных услуг, взаимодействия с электронным государством. Последний пункт, наравне с использованием карты в качестве кредитки, является, по мнению участников пресс-конференции, наиболее важным в реализации проекта.
По этому вопросу уже создана и действует рабочая группа в Совете Федерации, и недавно состоялось совещание, посвященное региональному развитию социальных карт. Также достигнута договоренность по взаимодействию с Пенсионным фондом. Уже разрабатываются рекомендации и документы для регионов, тестирование же системы намечено на следующий год (в лучшем случае - летом).
Взявший слово следующим директор ФГУП ВНИИПВТИ Валерий Аркадьевич Конявский заявил, что новая карта должна быть полезна одновременно гражданам, государству и бизнесу, и продемонстрировал ее присутствующим. Внешне она очень сильно напоминает нынешнюю социальную карту москвича, к которой, кстати, не имеет и не будет иметь никакого отношения, кроме того, что разрабатывается на ее основе (как самой удачной и успешной). Валерий Аркадьевич неосторожно пожелал всем получить такую карту как можно быстрее, но его моментально поправили, указав на то, что все-таки проект рассчитан, в первую очередь, на льготников, а вступление в их ряды обычно ничем хорошим не сопровождается.
Генеральный директор ЗАО «Сберкарта» Юрий Васильевич Демидович напомнил о том, что разработка Сбербанком социальной карты ведется аж с 1994 года, а в конце 2005-го Сбербанк специально для этих целей создал ЗАО «Сберкарта». Российская карта будет отличаться от иностранных аналогов, и одной из целей ее внедрения является охват как можно большего числа держателей. Получить новинку можно будет как в Сбербанке, так и в других банках по выбору граждан, при этом на карте помимо герба субъекта федерации будет помещен логотип банка-эмитента. Был особо отмечен бесконтактный интерфейс карты (например, для оплаты транспортных услуг) и возможность контроля над целевым расходованием средств.
Во время ответов на вопросы журналистов выяснилось, что карту можно будет использовать в режиме «оффлайн» - при отключении или отсутствии электроэнергии – для этого есть специальный терминал, работающий на батарейках и внешне напоминающий калькулятор. Терминал будет использоваться, например, когда к не имеющим возможности выходить из дома гражданам будут приходить работники соответствующих служб. Цена на продемонстрированное устройство, по словам г-на Демидовича, также будет сравнима с ценами на калькуляторы, и в нем предусмотрена возможность для размещения «карты торговца», что предполагает высокий спрос на устройство у предприятий сферы торговли. Матюхин отметил уникальность сложившейся сегодня ситуации: по его словам, разработка карты на основе простейших технологических решений и на основе суперсовременных технологий будет стоить примерно одинаково.
На вопрос о том, смогут ли пенсионеры пользоваться таким технически сложным для них предметом, как новая социальная карта, г-н Матюхин ответил, что для этого необходим минимальный уровень компьютерной грамотности на уровне «какой стороной вставить карточку в банкомат». Далее он добавил, что все возникшие при разработке технологические проблемы будут устранены уже в этом году, и тогда нерешенными останутся лишь вопросы в области законодательства.
Всем выступающим пришелся по душе вопрос о перспективах развития еще не существующих карт. Директор ФГУП ВНИИПВТИ предположил, что в будущем они способны стать носителем прав гражданина, заменив тем самым массу бумажных документов. О последствиях потери такого «носителя» г-н Конявский предпочел умолчать. Руководитель ФАИТ сообщил о том, что рассчитывает на возможность «бесконтактного» общения с чиновниками посредством карты, что, по его мнению, должно послужить неплохим подспорьем в борьбе с бюрократией, очередями и взятками. Карта при этом будет шифровать персональные данные своего владельца. Президент ОАО «Национальная компьютерная корпорация» Александр Николаевич Калинин добавил, что таким образом будет обеспечена обратная связь с чиновником, на которого всегда можно будет навести справки и привлечь к ответственности за неправомерные действия. Также при помощи карты рассматривается возможность регистрации сделок у «электронного нотариуса».
В итоге мы имеем весьма радужные перспективы и должны, по идее, ждать, когда же все прозвучавшие заявления воплотятся в реальности. Но в то же время некоторые вопросы были необоснованно оставлены без ответов. По поводу денег: стоимость реализации проекта г-н Матюхин оценил как «исключительно высокую», отказавшись конкретизировать это определение, что весьма странно для государственного проекта. Ясно лишь, что реализовывать его на окончательном этапе будут банки, также будут привлекаться средства из региональных бюджетов. «Бесплатность» карты будет определяться каждым регионом самостоятельно, но в то же время она будет продаваться и гражданам, не имеющим каких-либо установленных законом льгот. По какой цене – ни один из выступающих не знает и может только предполагать. Ну и, наконец, так и осталось непонятным, как государство будет разбираться с ситуацией, когда владельцы карт передают их друзьям или родственникам, чтобы те бесплатно воспользовались общественным транспортом. В Москве такие случаи встречаются постоянно, и вряд ли столица в этом плане сильно отличается от регионов.
В общем, будем надеяться, что на эти вопросы нам ответит время или следующие пресс-конференции с более подготовленными ораторами, половина из которых не будет молчать, а вторая половина – монотонно зачитывать общие фразы.
- 15.01.2007 в 16:36
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!