Мобильная социальная сеть

Опубликовано: 15.01.2007, 16:33 Автор: Родин Дмитрий
Мобильная социальная сеть Мы уже потихоньку привыкаем и перестаем удивляться бурному развитию социальных сетей, наблюдающемуся в последнее время. Недавно о запуске собственной социальной сети заявил отечественный некоммерческий проект для владельцев и любителей мобильных устройств PDANewsCollector.

PDANewsCollector - частный проект, ориентированный на пользователей КПК, смартфонов и других мобильных устройств. Посетителям предлагается лента новостей со ссылками на наиболее актуальные новости, с возможностью быстрого перехода к информации, размещенной на сайте-источнике новостей. Кроме сбора новостей, сайт упрощает их просмотр при подключении к Интернету с мобильных устройств.

В результате недавних нововведений, по заявлению представителей проекта, пользователи получили возможность просмотреть новостной массив текущего дня в течение 10-15 минут с минимальными усилиями, ознакомиться с комментариями других участников сети, выбрать наиболее интересные новинки и т.д. Помимо навигационных функций, новая системная панель PDANewsCollector позволяет пользователям выставить оценку, отражающую их отношение к товарам, услугам или событиям, о которых идет речь в новостной заметке. Модернизированное технологическое ядро системы обеспечивает извлечение информации не только из RSS, но и мониторинг источников, не имеющих RSS-ленты, в том числе, форумов или небольших частных страничек. В процессе извлечения новости она анализируется на принадлежность к одной из тем, распознаваемых роботом классификации, и фиксируется в ленте с соответствующими тегами.

Своими соображениями о буме социальных сетей и особенностях собственного проекта поделился с Telnews технический руководитель PDANewsCollector и главный разработчик его первых версий Игорь Кесин:

- Расскажите, пожалуйста, об истории проекта и его отличительных чертах.

- Однажды я купил карманный компьютер (тогда это был еще Palm, по-моему) и лучился энтузиазмом. Но в какой-то момент надоело скакать по сайтам. В то время крупных порталов  с мобильными новостями еще не было, были Handy.ru и HPC.ru, плюс масса информации, которая всплывала то здесь, то там - то на Sotovik.ru, то на РБК, то где-то еще. Имея некоторые навыки разработки, в том числе и web-девелопмента, я за пару вечеров сваял робота-сборщика и простенький интерфейс, а потом запустил это на почти первом попавшемся домене, который придумал.

Тут нужна оговорка. Если сегодня, благодаря стандартам RSS и Atom, сделать новостной агрегатор может любой школьник, без каких бы то ни было навыков программирования (поэтому «новостные порталы» и плодятся как кролики), то в то время (2002-й-год) RSS к числу «технологий мэйнстрима» точно не относился. Его не было на нужных и интересных мне сайтах. Потому пришлось повозиться и соорудить более или менее универсальную «выдиралку» контента, не очень зависящую от формата подаваемого на вход текста. Периодически преобразуясь, эта система работает и поныне (хотя с RSS жить, конечно, несравненно удобнее).

Так проект и жил довольно долго, будучи сугубо частным сервисом, сделанным для себя и своими руками. Затем появился инвестор, благодаря активности которого мы запустили поиск по новостям. Проблема была только одна: инвестор оставался классическим образцом MBA-менеджера, который все хотел делать по книге. Поисковая система, по его мнению, должна была непременно быть основанной на «собственных разработках». Это был неправильный шаг: на мой взгляд, куда рациональнее было наладить партнерство с поисковиками (тем же Яндексом, который предлагал «Яндекс.XML»). Так или иначе, заработал поиск, и долгое время он был востребован.

Но поиск такая вещь, в которую нужно вкладывать серьезные деньги, если хочется добиться чего-то серьезного. В общем, с инвестором пришлось расстаться, и произошло это, в отличие от многих коллег, довольно спокойно. Технологическая база, оставшаяся после него, используется до сих пор, да и к идее вплотную заняться проблемой автоклассификации и сортировки новостного потока подвел тоже он. У него же остались исходные тексты технологического ядра сайта (довольно старой версии). Насколько я знаю, есть несколько англоязычных проектов, где используются наши наработки.

Спустя полгода появился новый инвестор - довольно крупная компания, напрямую с Интернетом не связанная, но присматривающаяся к перспективным направлениям, чтобы, в случае чего, «сработать оперативно». Так или иначе, после того, как мы пришли к соглашению, начался новый этап. Во-первых, была доведена до ума система автосортировки новостного потока, с привязкой по темам. Отмечу, что это не «сюжеты» как в других системах, где группируются сходные новости. Тема довольно хорошо изучена и отработана, что легко видеть на примере «Яндекс.Новости», но тут возникает проблема административно-этическая. Сжимая новости в один пакет, вам неизбежно приходится кого-то ставить на первое место, а кого-то - на десятое. Мы не считаем себя вправе судить. Формальный признак «кто раньше прокукарекал», используемый в тех же «Яндекс.Новостях» тоже не работает, поскольку первое сообщение как правило будет наименее информативным и/или неточным, а те, кто напишут лучше, полнее и информативнее, но позже, попадают в невыгодные условия. Иногда это неизбежно (скажем, общественно-политические новости без такой сортировки просмотреть нереально). Но мобильная тематика пока позволяет обходиться без этого, а сайты-ретрансляторы, не имеющие собственного контента, в систему просто не подключаются.

Да и с системной точки зрения у нас иной подход - мы ориентируемся на сортировку по тематическим кластерам. То есть более широкую, но позволяющую пользователю извлечь информацию не в стиле «что о конкретно этом событии писали сто сетевых изданий», а в форме «вот что пишут о коммуникаторах». Это открывает ряд интересных возможностей. Поскольку темы можно комбинировать, то легко сделать уточняющий запрос «каково сегодня положение дел с коммуникаторами на базе Symbian и имеющими цифровые камеры». Кстати, автоклассификация - это не только сортировка потока, но и фильтрация, скажем, новости раздела «Не наше» на сайте и не показываются. И это стало основой для социальной сети, как мы ее называем.

 

- Как отразились нововведения (навигационная панель и т.п.) на работе сайта? Можно ли считать их успешными?

- Да, иначе бы они и не появились. Можно сказать, что это просто инструменты, которые упрощают пользователям высказывание своего мнения. Что интересно - комментировать народ особенно не рвется, а вот оценки ставят охотно. Впрочем, это и понятно, написать комментарий – нужно набивать текст, а оценить можно одним кликом.

 

- Это принципиальная позиция PDANewsCollector - собирать лишь ссылки на новости других сайтов, таким образом увеличивая их рекламную эффективность?

- Да, это принципиальный момент. Модель полного извлечения контента очевидно нежизнеспособна. Да, это удобнее пользователям, которые могут загрузить ленту и читать в дороге, но это убивает сайты. Поскольку модель платной подписки в Интернете почти не работает, по крайней мере, когда речь идет о новостях, остается только рекламная модель. Вам понравилось бы, если бы ваши новости «чистились» от рекламы и показывались средствами совершенно посторонней системы? При том, что любой проект имеет свои накладные расходы, хороший журналист, думаю, стоит никак не меньше хорошего программиста. Отбирая у сайтов посетителей (раз они читают их контент в другом месте), тормозится развитие, ухудшается качество и возникает масса неприятных последствий. Как пример, сервис NewsLand не зря перешел к этой же модели – сбору ссылок и анонсов (попутно выродившись в очередной news-агрегатор, но думаю, у них есть еще идеи).

 

- Приносит ли PDANewsCollector доход своим создателям/владельцам?

- Скажу так: проект окупает технические расходы на поддержку и зарплату трех разработчиков. Это не коммерческое предприятие (по крайней мере, сегодня). В старой терминологии нас можно сравнить, скажем, с лабораторией в НИИ (правда, роль НИИ как «руки кормящей» выполняет инвестор).

 

- Каковы дальнейшие планы PDANewsCollector? Будет ли проект расширять круг новостных тем?

- Есть два сценария. О коммерческом я уже говорил. Другой - технологический, который лично мне ближе, поскольку главная ценность сегодня - это технологии. Они не рождаются легко, но в конечном итоге именно они стоят денег. Примеров полно: технология ссылочного ранжирования вознесла Google, технология VoIP подняла Skype, доступное и простое потоковое видео дали миру ребята из YouTube. Это, согласитесь, достойная цель. Сейчас уже есть рабочие версии нескольких сервисов, я бы их уже запустил, но пока ждем отмашки партнера.

Если смотреть с точки зрения классического маркетинга и бизнеса, еще много чего надо бы сделать - от «сюжетов» до расширения числа источников. Но этим нужно заниматься отдельно. Если бы стояла задача «немедленно заработать денег», то рецепт ясен: подключаем все, до чего дотянемся, прикручиваем рекламные блоки, проводим кампанию и т.д. Скучно. И пока не возникла потребность «быстро отбить деньги» (будем реалистами, в какой-то момент она может возникнуть), мы пользуемся моментом для того, чтобы провести некоторую, не побоюсь этого слова, научную работу. Пока мы можем себе это позволить.

 

- Как вы прокомментируете наблюдающийся сейчас бум социальных сетей? К  чему, по вашему мнению, он приведет?

- Что такое «социальная сеть» еще мало кто знает, классификация такого рода систем только зарождается. Для нас понятие «социальная сеть», прежде всего, означает возможность создания условий для зарождения «коллективного разума», автоматизированной системы оценки тех или иных событий, информация о которых подается «на вход» социальной сети. Здесь, на самом деле, открывается очень интересная перспектива, смычка технологий искусственного интеллекта и того, что можно назвать «разум муравейника», когда «коллективный разум» пользователей позволяет набрать и в дальнейшем корректировать данные, подаваемые на вход нейросетевого анализатора, который обобщает и систематизирует данные. Дело в том, что в чистом виде информация из Интернета, тот же новостной поток, довольно тяжело поддается автоматизированному анализу. Скажем, ребята из «Яндекс.Новостей», на мой взгляд, совсем не случайно ограничиваются связкой новостей в сюжеты (фактически это реализация довольно простого алгоритма "нечеткого поиска", по крайней мере, как это выглядит со стороны). И это еще новости, где есть хоть какая-то структура. Попытки же применить хорошо известные методы кластеризации к общему информационному полю Интернета сразу упираются в целый рад проблем, порождаемых информационным шумом.

Здесь хороший пример - Nigma.ru. Не назову это технологическим тупиком, но особенных перспектив в рамках классической, полностью автоматизированной технологии пока не просматривается, а жаль. Соответственно, рост популярности сущностей, которые называются «социальными сетями», сегодня достаточно просто объясним – это сравнительно простой способ получить сравнительно релевантные выборки. Неважно, будь то фотографии, по которым кто-то кого-то находит, ссылки, которые «рекомендует сообщество», или что-то еще - принцип един: вместо полностью машинной обработки имеет место привлечение волонтеров. Мы являемся социальной сетью именно в этом смысле.

Я бы еще добавил, что термин «социальная сеть» стал новым маркером, с помощью которого технологические ребята объясняют инвестору, за что тот платит. Год назад это были блоги и агрегация, два года назад - поиск, три или четыре – push-технологии. Все они были «на гребне», а сегодня пришла очередь социальных сетей. Польза от этих технологий есть - это очередной небольшой шажок к решению главной, пожалуй, современной сверхзадачи, которую я вижу в создании искусственного интеллекта, который будет обслуживать информационные потребности общества.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100