Ясно как Божий день, что истерики преследуют цель не столько положить конец пиратскому беспределу, сколько служат еще одним козырем в переговорной позиции по любому вопросу, где есть чем торговаться. Складывается впечатление, что где-то в загашнике официальных властей есть список претензий, которые автоматически включаются в любой меморандум о развитии межгосударственных отношений. «А еще мы хотим… Так, чего же мы еще можем хотеть? Ах, ну да, как же мы забыли! We demand to respect our copyrights! Stop the piracy!». Вот ведь, «новое – хорошо забытое старое». Уроки риторики Катона Старшего, настоятельно требовавшего разрушения Карфагена процветают спустя 2 тысячелетия. Однако, оставим в стороне эти порядком надоевшие баталии. По большому счету у всех есть свое мнение и, в конечном итоге, весь их спектр сводится к осознанию проблемы и необходимости ее решения. Вместо этого спешу поделиться очаровательной историей. Историей не то, чтобы планомерной борьбы с пиратством, а показательным примером того, как всего один небольшой, но правильный шаг может привести к существенному изменению ситуации. Известная российская компания, название которой, уверен, у всех читателей на слуху, давно страдала от непомерного распространения пиратских ключей на ее программные продукты. Специфика бизнеса приводила не только к косвенным убыткам, но также и к постоянным прямым убыткам. Серверы компании были вынуждены обслуживать пиратский трафик, из-за чего приходилось наращивать аппаратную мощь. В то же время легальные пользователи все равно иногда испытывали неудобства, связанные с перегруженностью серверов. К слову сказать, позиция самой компании, озвученная во многих открытых источниках, была далеко, скажем, от позиции Microsoft. Сажать руководителей, штрафовать нелегалов и мотивировать сисадминов стучать на начальство – все эти средства находились далеко от отношения компании к пиратству. Более того, черный рынок воспринимался как один из весьма эффективных методов популяризации продукта. Именно за счет него продукты компании на начальном этапе развития стали настоящим хитом. К тому же основные деньги приходили далеко не от рынка домашних пользователей, а сегмента среднего и малого бизнеса, крупных корпоративных заказчиков и продаж технологий. В общем, по большому счету, компания до некоторых пор закрывала глаза на проблему. Настоящие проблемы начались примерно год назад, когда размах пиратства стал угрожать в принципе нормальному функционированию обслуживающей инфраструктуры и нормальной работе легальных пользователей. В тот момент оценка количества нелегальных копий выдала с ног сшибающую цифру 15-20 млн., причем значительную часть этой цифры составляли жители Китая. Можете себе представить, сколько компания ежемесячно должна была расходовать на их обслуживание, при этом не получая взамен ни цента? Подготовка к борьбе с пиратами заняла достаточно много времени. Постепенно была создана система черных списков: центральный сервер в процессе установления контакта со стороны клиента проверял валидность ключа и отказывал в обслуживании, если ключ оказывался неликвидным. О неликвидности ключей стоит рассказать отдельно. Сделать такой ключ на коленке невозможно в принципе. По этой причине пираты распространяли реальные ключи, попавшие к ним в руки через законопослушных покупателей. Этим покупателям были разосланы дубликаты и повторена просьба хранить их пуще зеницы ока. С этого момента начинается настоящая детективная история. В день икс в черный список заносится перечень самых распространенных пиратских ключей, из которых два, по статистике, разошлись тиражом аж в 2 млн. экземпляров. Обратная связь не заставила себя ждать. Сразу надо сказать, что все оперативные технические подразделения компании были подготовлены к мероприятию и действовали по заранее выработанному плану. Естественно, что первой жертвой шквала звонков и писем стала служба технической поддержки. Благодаря продуманной подготовке сотрудники на «отлично» справлялись с поставленной задачей. Как вы догадываетесь, главный посыл шаблонных ответов заключался в призыве к легализации. К списку стандартных действий прилагалось детальное описание путей приобретения продукта. По результатам первой недели после антипиратского мероприятия продажи компании выросли… вы точно сидите? ПРОДАЖИ ВЫРОСЛИ В 4 РАЗА. ЧЕТЫРЕ РАЗА. ЧЕ-ТЫ-РЕ РА-ЗА. Всего два ключа в черном списке. Естественно, эти действия положительно отразились и на обслуживании легальных пользователей – их соединению с серверами не мешал «серый» трафик. Вывод, который я сделал из этого случая прост. С пиратством бороться можно, даже несмотря на импотенциальность в реализации законов со стороны официальных властей. Простые технические меры могут в разы поднять объем продаж за очень короткий период. Правда, искоренить даже до приемлемого 50% уровня все равно не удастся. Этот процесс займет много-много лет, причем его успешность зависит не столько от законодательного прессинга, сколько от популяризации самой идеи уважения прав правообладателей.