Предсказуемые проекты

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Рубрики: мнения
Предсказуемые проекты Любой бизнес-план – отчасти близок к фантастике: даже огромный труд, подтвержденный солидным маркетинговым исследованием, может четко и надежно привести к краху компании. Венчурные инвестиции, в частности вложения в интернет-стартапы – это отдельная лебединая песня. Потеря 90% венчурных инвестиций – норма, закладывающаяся еще при оценке проектов и распределении ресурсов. Соответствующие риски осознаются практически любым инвестором, впрочем, потенциальная выгода такова, что это не останавливает. Сейчас даже про российский интернет-рынок мы слышим, что инвесторов больше, чем проектов, в которые можно инвестировать. Деньги готовы дать даже просто под бизнес-план.

При этом множество громких и известных интернет-компаний, несмотря на огромную капитализацию, до сих пор убыточны. И их продажи за огромные суммы этого не меняют. Многие стартапы оценены не за свою прибыльность, а за команду разработчиков, перспективность, число пользователей… Примеры? Всё тот же YouTube, приобретенный за фантастические 1.65 миллиарда, LastFM, Delicious, блоггерские сети и т.п.

Развитие многих интернет стартапов – это история случая, стечения обстоятельств, когда внезапно начинала работать самая странная и неожиданная идея. Еще интереснее, если начинание превращалось во что-то совершенно неожиданное. Пара простых примеров – уже упоминавшийся YouTube исходно создавался как сервис видео-знакомств, а PayPal – как средство проведения платежей для PalmPilot.
Впрочем, всё это – мир больших западных стартапов, довольно далеких от российских реалий, тем более от реалий малого и среднего бизнеса.

Как это ни странно, солидное число интернет-проектов больше не являются «венчурными». Я не говорю в данном случае о каких-то крупных и выдающихся проектах – их успех можно спрогнозировать далеко не всегда, а объемы вложений велики, я говорю о мейнстриме. Сейчас для среднестатистического сайта можно достаточно четко посчитать ROI, ROE и прочие скучные, но очень приятные для инвесторов показатели. Да, подавляющее большинство сайтов Рунета принципиально убыточно и убого, создание корпоративного сайта до сих пор в большинстве случаев проводится по принципу «чтобы было», и о возврате инвестиций никто не задумывается. В то же время, просчитать срок окупаемости электронного магазина, торгующего часами, как показала практика, можно достаточно точно. То же самое сейчас касается и контент-проектов: здесь, правда, всё несколько более размыто, но опять же, уровень точности досточно большой. В противовес лозунгам о том, что надувается очередной интернет-пузырь, подобные проекты полностью реальны и их стоимость не упадет и при отсутствии интереса со стороны инвесторов. Эти небольшие компании просто тихо делают своё дело, приносят деньги и являются, простите меня за такое вольное употребление термина, «реальным сектором» интернет-экономики.

На подобное изменение ситуации одновременно работает множество факторов. С одной стороны, это рост интернет-аудитории. При этом, если верить в успех программы по интернетизации школ, то в ближайшие годы это число увеличится еще больше (прогнозируемый уровень проникновения к 2012 году – 50%). Далее – постепенное, пусть и очень медленное, уррегулирование проблем с электронными платежами. Одновременно, появилось большое число готовых решений для практически любого типа проектов, которые позволяют запустить новый сервис достаточно быстро и при небольшом уровне начальных вложений. Всё это – результат многочисленных шишек и разочарований, проб и ошибок. Создание основной массы сайтов перестало быть чем-то необычным и слабо предсказуемым.

Сейчас мы видим массовое клонирование крупных западных сервисов. Это вполне понятно – легко объяснимо желание использовать “best practices”, доказавшие свою жизнеспособность и эффективность. Осталось дождаться, чтобы подобное следование массово проявилось и на уровне небольших и окупающихся проектов.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100