Ежедневное электронное издание о российском Интернете
Музыка в онлайне
Сейчас мы переживаем очередную трансформацию практически всех процессов, связанных с музыкой – как она создается, как мы её находим, покупаем (если покупаем) и прослушиваем. Онлайновое радио, музыкальные блоги и подкасты очень сильно изменили картину. Речь идет не очередной смене формата хранения, что просто заставит еще раз заплатить за битловский Abbey Road, а о смене самой концепции и привнесении новых черт.
Потенциал нововведений в онлайновых радиостанциях таков, что меняется сама суть сервиса. Понятно, что плюсы неизбежно сопровождаются минусами – скажем, пока вы не можете идти по улице и слушать онлайновое вещание, но и этот недостаток временный. По крайней мере, хочется надеяться, что развитие WiFi и WiMax сделает это возможным в ближайшие годы.
Другой вопрос, что в данный момент не до конца понятно, как все эти новые возможности будут сосуществовать с институтом авторского права. Социализация и персонализация сервисов – это, конечно, хорошо, но проблемы копирайтов и DRM никуда не делись. Популярная музыка, что бы ни говорили учредители RIAA Radar, в подавляющем большинстве случаев защищена авторским правом, так что онлайновые радиостанции вынуждены внимательно следить за каждым движением RIAA.
В большинстве случаев все западные копирайт-битвы мы наблюдаем отстраненно и спокойно: ну очень мало пользователей у того же онлайнового магазина iTunes в России, да и в любом случае пока любой диск можно спокойно купить за 70 рублей. Здесь же все гораздо интереснее: если тот же LastFM закроется, то слушать его не смогут и американцы, и мы. А сейчас эта угроза становится всё более реальной: новая политика отчислений, вводимая в данный момент RIAA, фактически делает онлайновые радиостанции нерентабельными.
Итак, о чем же последний месяц ломают копья представители интернет-радиостанций, RIAA и конгрессмены? В начале марта была опубликована новая политика отчислений обладателям авторских прав, определяющая размеры выплат для онлайновых радиостанций. Если раньше сумма выплат была зафиксирована на уровне 12% от прибыли, то теперь размер выплат зависит только от количества прослушиваний и, более того, будет расти год от года: например, в 2007 отчисления за одно прослушивание составят $0.0011, в 2008 -- $0.0014 и так вплоть до 2010, когда эта цифра возрастет до $0.0019. Казалось бы, цифры небольшие, но учтите количество прослушиваний, и вы получите действительно внушительные суммы, зачастую превышающие оборот компаний-вещателей. Отдельно отметим, что суммы выплат для онлайновых радиостанций гораздо выше, чем для радиостанций традиционных: по некоторым оценкам, отчисления потоковых интернет-сервисов в 2007 году должны составить 2,3 миллиарда долларов в год, отчисления же четырнадцати тысяч американских радиостанций – 550 миллионов, т.е. в четыре с лишним раза меньше. И это при том, что аудитория тех же интернет-радиостанций в 5 раз меньше!
Естественно, что онлайновые радиостанции стали активно заниматься развитием платных сервисов, но не факт, что даже крупнейшим радиостанциям удастся сохранить прибыльность.
«Если эти ставки останутся неизменными, то они убьют Интернет-радио», заявил основатель Pandora.com в официальном блоге сервиса.
На данный момент петиции и переговоры ни к чему не привели, и существует реальная опасность, что через год многие интернет-радиостанции будут вынуждены прекратить свою работу. И, как активного их клиента, меня не может не волновать этот вопрос. Технически создать свою онлайновую радиостанцию может каждый желающий, но, как и во многих других случаях, технологическая возможность далеко не равносильна возможности юридической и вслед за технологической вольницей начинается последовательное закручивание гаек.
- 00.00.0000 в 00:00
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
Заработай деньги
на своём сайте!
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2
Обсуждаемые новости