Текст на ладони

Опубликовано: 15.01.2007, 16:32 Автор:
Текст на ладони Появление «электронной книги», равно как и «электронной газеты», – мечта довольно давняя. Однако сбыться она почему-то всё никак не может, несмотря на многочисленные разговоры об электронной бумаге и гибких дисплеях или количество существующих анонсов и прототипов. С доступными пользователю устройствами всё, к сожалению, по-прежнему далеко не радужно. Единственной относительно народной электронной книгой до недавнего времени был Rocket eBook, который, к сожалению, уже много лет не производят. Но сейчас, похоже, что-то может, наконец, измениться – представлена Sony Reader и даже объявлена конечная цена, которая кажется вполне разумной ($350). Есть и другие предложения – скажем, Iliad. Но на самом деле маленькая революция свершилась там, где её никто не ждал – на КПК и мобильных телефонах.

Рост вычислительной мощности тех же телефонов и увеличение разрешения и размеров экрана делают эти устройства крайне перспективными. Вспомните, какое количество людей в метро сейчас читают с экрана телефона. Всё это аудитория, причем аудитория платежеспособная – бесконечное число продавцов различных картинок и рингтонов это прекрасно иллюстрирует. Простота проведения платежей делает это направление развития еще более перспективным.

Потенциальный рынок есть, необходимо, чтобы была осознана необходимость в контенте, и чтобы этот контент был доступен. Более того, доступен быстро и просто, в идеале – без привязки к десктопу.

При доставке электронного контента, новостей, книг, обзоров и статей можно выделить 2 разных типа материалов:

- электронные книги, справочники, аналитика и прочие не слишком быстро устаревающие материалы;

- новости, онлайновые версии газет и журналов.

Почему я разделяю эти два вида контента? Дело в том, что основной смысл новостного контента – скорость его доставки и широта охвата источников. Здесь нет большого удельного объема данных, но есть необходимость его быстрой передачи. Защита в данном случае может оказаться и излишней – стоимость вчерашней новости практически равна нулю, так что запрет копирования может оказаться даже вредным – пусть лучше потенциальный подписчик будет иметь возможность оценить качество и скорость подачи материалов. Правда, особняком стоят аналитические газеты и журналы, доступ к архивам которых может осуществляться на тех же принципах, что и к отдельным аналитическим обзорам.

Для электронных книг и прочих материалов, относящихся к медленно устаревающему или вовсе не устаревающему контенту, не столь важна скорость, но крайне важна защита от копирования. Всё же, что бы ни говорили противники DRM, пока обеспечить прибыльность той же электронной книги без прямых продаж нельзя. Пример Стивена Кинга и его романа The Plant тому подтверждение.

Впрочем, ситуация с DRM сложна не только с технической, но и с юридической точки зрения – отношение американского законодательства к копирайту стало притчей во языцех, само доказательство слабости того или иного «защищенного» формата может стать поводом для судебного преследования. Отношение же российского закона к этим вопросам до сих пор достаточно странное и неопределенное. Простой и яркий пример – библиотека Мошкова с залежами электронных книг и её суды с KM.ru.

Для КПК в течение многих лет стандартом de facto в доставке новостей является сервис AvantGo!, который работает на устройствах Palm, Windows Mobile (Pocket PC) и сверхпопулярных в США BlackBerry. Использовать эту службу  можно и на «настольном» компьютере. Данный сервис позволяет работать с тысячами «каналов». В их числе есть крупнейшие газеты и новостные сайты, такие как Reuters, New York Times и Business Week. У сервиса есть и российские подражатели – Mobilizer и NewsLand. Идея та же, только каналы русскоязычные, программное обеспечение удобнее, а выбор контента гораздо уже.

Отдельно выделим RSS и Atom – эти форматы прекрасно подходят для мобильных устройств: легкость и стандартизированность, поддержка на множестве платформ, возможность защиты (Atom).

Многие западные газеты, в том числе такие крупные, как Times или The Herald, осуществляют платную подписку на свои мобильные версии. Российские газеты подписку на доступ к архивам тоже продают, но до отдельных программ-клиентов для КПК, упрощающих работу пользователя, пока не дошли.

Еще хуже с электронными книгами – в условиях общей доступности бесплатных вариантов, электронные книги продаются вяло. Российский читатель «е-буков» в подавляющем большинстве случаев человек технически грамотный и изворотливый, так что случаи организации успешных продаж электронных книг достаточно редки. Впрочем, ужесточение законов по копирайту и пристальное внимание правоохранительных структур могут в корне изменить ситуацию.

Отдельный вопрос в формате распространения. Дело в том, что единого общепринятого формата для распространения электронных публикаций не существует. На данный момент наиболее вероятных кандидатов два – Adobe PDF и Microsoft lit. В принципе, электронных форматов, поддерживающих компрессию и защиту от копирования много, но именно эти наиболее развиты. Но первый очень плохо подходит для использования на устройствах с маленьким экраном (т.е. на всех телефонах, КПК и смартфонах), а второй поддерживается только на Windows и Windows Mobile. Кроме того, защита от копирования в этих форматах, мягко говоря, не идеальна.

В данный момент мы находимся на перепутье. С одной стороны – обширный потенциальный рынок и множество контента, количество источников которого постоянно увеличивается (посмотрите на блоги и активно разрастающиеся онлайновые СМИ). С другой – множество разнородных устройств, не имеющих единого общепринятого метода оплаты материала, формата хранения, передачи данных и отображения.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100
куплю в магазине букеты цветы