Ежедневное электронное издание о российском Интернете
Музыкально-яблочная коррида
Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Aleksej_Borodkin
Неугомонный Стив Джобс, глава Apple и, по совместительству, заядлый оппозиционер, в который уже раз сумел затеять нешуточную потасовку в IT-отрасли. На сей раз информационные деятели повздорили из-за DRM-защиты музыкальных файлов; поводом к этой драке стало смелое предложение Стива Джобса взять да и отменить эту защиту напрочь. А начиналось все так мирно.
Справедливости ради надо сказать, что своя сермяжная правда в их заявлении, все-таки, была: многие эксперты сейчас сходятся во мнении, что цена, установленная звукозаписывающими компаниями за выпускаемую музыку, неоправданно завышена; но, как бы то ни было, заявления ЛДПР ни к чему толковому не привели и так и остались предвыборным сотрясанием воздуха.
Как DRM аукнется – так и откликнется
Впрочем, в остальном мире в это время творились не менее волшебные и удивительные вещи: в конце все того же приснопамятного января в капканы федеральной торговой комиссии США (она же FTC) умудрилась угодить никто иная, как великая и ужасная корпорация Sony – и самое смешное, что прогорела она на DRM-защите музыкальных дисков, столь ею любимой.
Если быть совсем уж точным, в поле зрения американского закона Sony попала еще полтора года назад: вся история началась в октябре 2005 года, когда некто Марк Руссинович, автор антируткит-программы RootkitRevealer, со страниц своего блога поведал широкой общественности о нахождении руткита, созданного DRM-программой, пролезшей, в свою очередь, в недра ОС с защищенного музыкального диска, издаваемого Sony. Мало того - при всем при этом найденный руткит отчаянно сопротивлялся попыткам его удалить, и в результате для полного очищения системы пользователям приходилось совершать весьма шаманские манипуляции с реестром.
Sony, к ее чести, быстро сообразила, что к чему, и выпустила особую программу, начисто выкорчевывающую вредный DRM-руткит. Правда, эти поспешные шаги корпорации ничуть не помогли, и в декабре 2005 года на нее обратили внимание власти США. Разбирательства шли достаточно долго и нудно, но факт остается фактом – Sony сумела выкрутиться из крепких объятий американской судебной системы, сделав это с успехом и даже некоторым изяществом: так, корпорация избежала прямых денежных штрафов за свои фокусы, и ограничилась лишь клятвенным обещанием обменять до 31 июля 2007 года все выпущенные ранее музыкальные диски, защищенные DRM, да выплатить по $150 каждому, кто сможет доказать, что DRM-руткит нанес его компьютеру непоправимый вред; помимо этого, Sony обязали наносить на защищенных диски пометки о наличии DRM, а защитные программы устанавливать только с согласия пользователя. На этом конфликт, в общем-то, был исчерпан, но представители музыкальных кругов расслабиться толком не успели.
Стив Джобс – человек и провокатор
Февраль-2007 начинался исключительно мирно: в Лос-Анджелесе тихо и спокойно прошла пресс-конференция Music 2.0, на которой представители крупнейших интернет-продавцов музыки чинно и с расстановкой обсуждали проблему несовместимости контента, купленного в разных магазинах, с разными плеерами, необходимость привести DRM-защиту к единому стандарту и даже возможность отмены DRM как такового. Столь благонамеренные разговоры велись с оглядкой на опыт компании Yahoo!, со свистом продающей пользователям незащищенные MP3-файлы как горячие пирожки.
Степенными разговорами о мире во всем мире звукозаписывающие компании так и ограничились бы; проблема в том, что за этой дискуссией внимательно следил сам Стив Джобс, известный мастер делать громкие и острые заявления. Как итог, сразу же после окончания пресс-конференции на сайте apple.com точно гриб после дождя материализовалась статья главы Apple под названием «Размышления о музыке», в рамках которой автор выдвинул несколько весьма интересных и полемичных соображений, заслуживающие того, чтобы остановиться на них поподробнее.
«Перво-наперво, полезно запомнить, что все iPod'ы спокойно играют музыку, не защищенную никакими DRMами и закодированную открытыми лицензированными форматами типа MP3 и AAC, - подчеркивает Стив Джобс в своей статье, - Камнем преткновения здесь является та музыка, которую Apple продает через интернет-магазин iTunes. Поскольку Apple не владеет и не распоряжается продаваемой музыкой, компании приходится покупать лицензию на распространение музыки у звукозаписывающих компаний - в основном у «большой четверки» - Universal, Sony BMG, Warner и EMI (эти компании контролируют 70% всей музыки в мире). Когда Apple обратилась к звукозаписывающим компаниям за лицензией на легальное распространение их музыки по всему миру, эти компании повели себя крайне осторожно и потребовали у Apple защитить их музыку от нелегального копирования. Так родилась DRM-система, которая интегрирует каждую песню, купленную в iTunes, в особую секретную программу, которая не может быть проиграна на неположенных устройствах», – объясняет Стив Джобс.
Далее глава Apple рассуждает о философии DRM-защиты, отдельно подчеркивая, что DRM сама по себе предполагает абсолютную секретность и закрытость защитной технологии для предотвращения запуска скачанной композиции на неположенных устройствах – и если кто-то навешивает на песни навороченные криптографические замки, то у него же должны оставаться на руках и ключи от этих замков.
«Проблема состоит в том, - развивает Стив Джобс свою мысль, - что в мире полно умных людей с кучей свободного времени, обожающих, вдобавок ко всему, подбирать ключи к замкам и рассказывающих всем, как раздобыть бесплатную (то есть украденную) музыку. Это обычная практика, и любая компания, защищающая свой контент при помощи DRM, должна постоянно работать над технологией, совершенствуя и усложняя ее. Это настоящая игра в кошки-мышки. Пока что нам удается соответствовать всем требованиям музыкальных компаний, давая при этом пользователям максимум свободы в распоряжении легально скаченной музыкой».
Пиратству быть?
После такого вывода Стив Джобс принимается за живописание судьбы DRM-защищенного музыкального контента в будущем, видя при этом 3 варианта развертывания событий. При первом из них сохраняется текущее положение дел, когда каждый продавец музыки выстраивает свою собственную систему продажи, проигрывания и защиты музыки, то есть музыка, проданная через магазин Microsoft Zune, играет только на плеерах Zune, музыка из магазина Sony's Connect проигрывается только на плеерах Sony и так далее.
Согласно второму сценарию, компания Apple должна, ни много ни мало, разрешить всем своим конкурентам пользоваться системой защиты Fairplay – DRM-защитой композиций iTunes. «На первый взгляд, это кажется прекрасной идеей, поскольку она привлечет еще больше потребителей, да и компания Apple может разжиться за счет назначения небольшой лицензионной выплаты за пользование защитой Fairplay DRM, - честно признается Стив Джобс, - А вот если копнуть глубже, начинают вылезать проблемы. Основная проблема заключается в том, что лицензирование DRM включает в себя раскрытие секретов множеству людей из множества компаний, и история показывает, что эти секреты неизбежно уйдут на сторону. Интернет только усугубляет эту ситуацию - одна-единственная утечка распространится по всему миру менее чем за минуту».
Другая проблема, которая не менее опасна, заключается, по мнению главы Apple, в следующем: утечку информации необходимо будет устранить, для этого надо будет обновить механизмы шифрации, а это, в свою очередь, создаст необходимость обновить ПО десятков и сотен миллионов компьютеров и плееров. «Apple пришла к выводу, что если она лицензирует Fairplay остальным, то она не сможет больше гарантировать, что музыка, предоставляемая «большой четверкой», защищена от копирования, - сетует Стив Джобс, - по всей видимости, к подобному выводу пришла и Microsoft, недавно решившая перейти от открытой модели лицензирования DRM к закрытой».
Стив Джобс, надо сказать, замечательно выдерживает композицию своей статьи: кульминации повествование достигает лишь в самом конце - на описании третьего сценария развития событий. «Представьте себе мир, где каждый онлайновый музыкальный магазин продает свободную музыку открытых форматов, - весело фантазирует Стив Джобс, - в таком мире любой плеер может проигрывать музыку, купленную в любом магазине, это лучшая альтернатива для потребителей, и Apple сразу же поддержит такую инициативу! Если «большая четверка» решит лицензировать нашей компании музыку без DRM-защиты, мы сразу же начнем продавать через iTunes незащищенную музыку - и каждый iPod будет проигрывать без-DRM'овую музыку!» - с некоторым пафосом заключает Стив Джобс.
«Но с какой стати «большая четверка» согласится отказаться от DRM-защиты? Ответ прост: DRM никогда не была способна, да и, наверное, никогда не будет способна остановить пиратство, - режет Стив Джобс правду-матку дальше. - Кроме того, музыкальные компании продают незащищенные диски миллионами – более 90% контента и так продается без DRM-обеспечения, так какую же прибыль мы получаем, продавая эти несчастные 10%? Да никакую; а вот если мы снимем эти ограничения, то музыкальная индустрия обогатится новыми компаниями, желающими инвестировать в новые интернет-магазины и плееры. С точки зрения музыкальных компаний, это бесспорный позитив!» – радостно подытоживает глава Apple в своей статье.
Реакция со стороны звукозаписывающих компаний оказалась пусть и удивленно-заторможенной, зато дружной: представители «большой четверки» не пожелали отказываться от DRM-защиты своего контента и обрушились на Стива Джобса с критикой, назвав его высказывания нелогичными и лишенными каких бы то ни было под собой оснований. Единственный из крупных деятелей звукозаписи, кто поддержал Стива Джобса в его начинании – это американская звукозаписывающая ассоциация RIAA; правда, поддержка эта оказалась весьма комичной: представители этой ассоциации неизвестно с чего решили, что Стив Джобс ратует за передачу технологии Fairplay коллегам (то есть за второй сценарий, который он сам же и отмел), и принялись его всячески за это хвалить.
Сразу же нашлись и злые языки, которые принялись утверждать, что глава Apple своим уходом от Fairplay пытается отделаться от Норвежского совета по защите прав потребителей, объявившего «яблочную» DRM нелегальной и постановившей до 1 марта 2007 года определиться, куда компании нужно двигаться дальше, и до 1 октября претворить все планы в жизнь, а в случае непослушания норвежское правительство пригрозило компанию Стива Джобса засудить.
Так это или не так - доподлинно неизвестно, но Стив Джобс, в любом случае, лишний раз показал, как сильно звукозаписывающие компании держатся за DRM-технологии, которые рядовому потребителю не нужны вовсе; взамен он заработал репутацию «борца за пиратское дело». Стива Джобса, впрочем, подобные титулы не пугают: в любых скандалах этот многоопытный оратор чувствует себя, как рыба в воде.
- 00.00.0000 в 00:00
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
Заработай деньги
на своём сайте!
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2
Обсуждаемые новости