Поисковый бум

Опубликовано: 15.01.2007, 16:36 Автор: Aleksej_Borodkin
Поисковый бум Нынешнее поколение поисковых систем все меньше и меньше устраивает рядового пользователя, и виной тому разные неприятные вещи вроде несовершенства механизмов поиска и большого количества «замусоренных» страниц в списке выдачи. Это вынуждает разработчиков искать новые программные решения, и, судя по всему, очередная смена поколений не за горами.

Как бы то ни было, «пионеры» нового поискового бума уже на подходе: и на Западе, и у нас медленно созревают поисковые системы нового поколения с совершенно иным подходом к процессу поиска.

Сказка про бычка

Так, на Западе сейчас быстро набирает популярность поисковая система Pagebull, ныне доступная в виде бета-версии; основная ее «изюминка» – отображение найденных страниц не в привычном, текстовом, а в графическом виде. «Сложный механизм поиска, заложенный в Pagebull, показывает в выдаче скриншоты страниц с найденными результатами, тогда как большинство традиционных поисковиков просто приводят текст со страницы. С Pagebull'ом вы можете увидеть собственными глазами найденные страницы и отобрать нужную вам. Кроме того, Pagebull позволяет избежать вредного контента, так что вы можете перемещаться по Интернету более безопасно», – рассказывают создатели «Бычка».

Сам список выдачи выглядит крайне экстравагантно: все пространство экрана по умолчанию разбито на сетку 3х4 квадрата, в каждом из которых приведен скриншот найденной страницы с выделенными искомыми словами. И здесь, в главной изюминке «Бычка», кроется немалый конструктивный недостаток  – листать по 12 страниц не всегда бывает удобным; кроме того, не всегда видно качество найденной информации, особенно если на странице установлены не очень большие шрифты, и это может стать серьезной проблемой. Наконец, есть и такой недочет: создатели признаются, что для пользования Pagebull'ом необходимо быстрое соединение с Интернетом – таким образом, медленные пользователи с модемными соединениями остаются не у дел.

В остальном же "Бычок" весьма задорен и удал: поисковая база его обновляется весьма оперативно (во всяком случае, удалось с его помощью найти страницы, измененные буквально несколько часов назад), интерфейс его пригож и интуитивно понятен, а имеющиеся проблемы вроде отсутствия поддержки русского языка (при правильном, заметим, отображении русскоязычных страниц в выдаче) и некоторой заторможенности следует пока списывать на «бету».

Закат Google?

Справедливости ради отметим: отечественные программисты тоже не сидят, сложа руки, и у них уже есть разработки, которые имеют все шансы поменять диспозицию сил среди поисковиков.

Две наиболее яркие из российских поисковых систем – это системы Quintura и Nigma.ru, поэтому о жизни и борьбе в поисковом секторе Интернета мы поговорили с представителями именно этих систем. «Квинтуру» представил Антон Шуркус, об устройстве «Нигмы» рассказал Виктор Лавренко.

Говоря о современных тенденциях, наши собеседники сошлись во мнении, что необходимость появления новых поисковиков уже давно назрела, поскольку за последние несколько лет никаких коренных изменений в системах поиска информации не произошло, хотя при этом количество информации возросло во много раз, и находить нужные страницы традиционными способами становится все сложнее.

«Дело в том, - рассказывает Виктор Лавренко, - что нынешнее поколение поисковиков разрабатывалось в середине 90-х, когда Интернет выглядел совсем по-другому: страницы в большинстве своем создавались вручную добропорядочными людьми, ссылки друг на друга эти сайты ставили бесплатно. Сейчас практически все страницы выдаются из баз данных, причем очень много - поисковыми спаммерами, ссылки друг на друга сайты «на халяву» уже не ставят. Поэтому, с одной стороны, алгоритмы, основывающиеся на старой модели Интернета, работают все хуже и хуже, а с другой стороны - растут ожидания пользователей. Социально-демографический состав пользователей Интернета сильно меняется, – и если раньше это был программист или системный администратор, который хорошо понимал, что такое «ключевые слова», умел работать с синтаксисом языка запросов, то сейчас пользователи - самые обыкновенные люди».

Необходимость – необходимостью, но возможно ли пошатнуть позиции уже работающих – и успешных! - поисковиков?  Мнение наших экспертов и тут оказалось едино -  можно, причем шансы эти немаленькие. Так, Антон Шуркус отметил: «Мы в компании Quintura уверены, что новые поисковые системы имеют все шансы пошатнуть позиции лидеров рынка. Но это должны быть поисковые системы, основанные на принципиально инновационных технологиях, выводящие поиск информации на качественно новый уровень, и интерфейс работы должен стать более интуитивным для пользователя. Я бы сказал, что на смену Search Engines должны прийти Find Engines!» – подчеркнул представитель «Квинтуры».

Виктор Лавренко, со своей стороны, отметил, что у лидирующих поисковиков есть сильные сдерживающие факторы, не дающие им эффективно конкурировать с новой порослью поисковых систем: «Для лидирующих поисковиков полностью переделывать свои алгоритмы, с одной стороны, слишком затратно, а с другой - рискованно, так как пользователи уже привыкли к старым. Кроме того, имеют место неприятные элементы корпоративной культуры, например, у одного из поисковиков в руководстве компании находятся те люди, которые создавали эти алгоритмы, а новые программисты, которые приходят туда работать, сознательно или подсознательно боятся делать какие-то изменения в ядре поисковой системы. Поэтому-то подобные проекты постоянно запускают новые сервисы, которые никак не связаны непосредственно с поиском в Интернете - электронную почту, спутниковые карты и так далее».

Наше

Таким образом, у «Квинтуры» и «Нигмы» как у представителей нового поколения есть все козыри на руках, чтобы победить «старую гвардию» в честной борьбе. К слову, эти два новых поисковика исповедуют достаточно схожую философию, помогающую пользователю максимально конкретизировать запрос.

Так, по словам Антона Шуркуса, необычность «Квинтуры» заключается в ассоциативности поиска, подсказывающей пользователю вероятное продолжение поиска; выбирая слова на карте, пользователь может сужать область поиска, уточнить запрос и получить более релевантные результаты. «Разработка поисковых технологий Quintura велась около 10 лет, - рассказывает Антон Шуркус. - Впервые Quintura заявила о себе в Интернете осенью 2005 года. В ноябре того же года компания представила поисковую программу Quintura Search, а в декабре вышла русскоязычная версия программы. В июне 2006 года Quintura открыла поисковый онлайн-сервис на Quintura.ru. В августе Quintura была названа журналом Business 2.0 самым «горячим стартапом» из России. В ноябре 2006 года открылся поисковый онлайн-сервис на английском языке - Quintura.com. 20 декабря Quintura открыла уникальный поисковый сервис для детей на английском языке на kids.quintura.com».

С позиций удобства пользователя любопытно сравнить идеологию «Квинтуры» и «Нигмы». «Мы в Nigma.ru часто шутим, говорим, что наш поисковик должен хорошо искать даже для блондинки, - смеется Виктор Лавренко. - И, если кто-то и сможет объяснить ей, что такое «синтаксис», то после этого придется объяснить, что такое «запрос»! Поэтому мы стараемся делать такой поисковик, который если сразу и не сможет прочитать мысли пользователя и найти именно тот сайт, который ему нужен, то постарается это сделать изо всех сил: слева мы выводим список тем, подсказок, которые помогают пользователю четче сформулировать запрос безо всяких сложных синтаксисов языка запроса и тому подобного. Эта технология, которая называется «кластеризация», и есть наше самое главное конкурентное преимущество. Но мы не останавливаемся на достигнутом - сейчас мы занимаемся разработкой нового поисковика, который ориентирован на западный рынок. Проект запущен в альфа-версии, пока мы занимаемся доработкой алгоритмов».

Занятно, что идеи «Нигмы» и «Квинтуры» сильно перекрещиваются между собой, и обусловлено это общей атмосферой, царящей в поисковом секторе – когда средства поиска ограничены, а объем информации постоянно увеличивается, необходимо помогать пользователю конкретизировать запрос всеми возможными средствами.

Эхо будущих боев

В любом случае, победит ли новое поколение поисковиков или нет, нам предстоит пронаблюдать интереснейший процесс столкновения хорошо финансируемого старого и оригинально сконструированного нового.

«Я думаю, что для молодых энергичных проектов, которые не боятся предлагать новые бизнес-модели, - перспективы очень хорошие, - рассуждает Виктор Лавренко. - Но и старые поисковики тоже могут продемонстрировать что-то новое, однако вся история развития сектора информационных технологий говорит о том, что очень редко лидеру рынка удается вовремя успеть выйти на новую модель. Если и бывают подобные успехи, то только в поколении через одно от текущего, как, например, было с IBM - эта компания была лидером в производстве мейнфреймов, полностью проиграла борьбу в следующем поколении мини-компьютеров компаниям типа DEC, и только когда появились настольные компьютеры, она ненадолго (пока не пришла Dell и другие компании) сумела вновь войти в этот рынок. Так что, скорее всего нас ждет долгая и увлекательная борьба старых поисковиков и новых проектов», - пообещал представитель «Нигмы».

На этом фоне очень занимательна новость от Google, проскользнувшая по лентам в конце декабря: дело в том, что поисковый гигант пошел на достаточно жесткие меры, изменив алгоритм поиска и сильно занизив, как было заявлено, роль покупных ссылок в формировании списка выдачи. Этот шаг, пошатнувший азы оптимизаторской науки и приведший SEO-специалистов в недоумение, достаточно противоречив и не вполне ясен. Если изменения настолько масштабны в действительности, то за последнюю пару лет это самое крупное изменение алгоритма Google. Гигант пришел в движение – выходит, почуял опасность?


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100