Холодное мобильное лето 2006-го: последствия
Весь июль 2006 года прошел под лозунгом «Все входящие бесплатно!» – именно тогда начали действовать поправки к закону "О связи", вводящие новый принцип «платит звонящий» (на Западе величаемый Calling Party Pays, CPP). Внешне достаточно безобидная философия, позволяющая без опаски принимать все входящие, будь то звонки с городского или мобильного, на деле вызвала суматоху в рядах мобильных операторов: из их рук уходила прибыль, это надо было срочно компенсировать – и тектонические плиты тарифов начали угрожающе трещать, приходя в движение.
Мобильные копейки
Еще на стадии обсуждения поправок основные баталии между мобильными операторами и городскими телефонными сетями развернулись вокруг размера компенсации мобильным операторам за входящий трафик; после долгих споров и консультаций было решено установить ее равной 95 копейкам. Если сравнить их с полутора рублями, установленными в качестве платы за звонки с городского телефона на мобильный, то нетрудно подсчитать чистую прибыль проводных телефонных сетей, составляющую 55 копеек.
Таким образом, МГТС и ее коллегам из регионов поправки пошли только на пользу; с другой стороны, мобильные операторы, по некоторым данным, потеряли до 10% прибыли.
В эти 10% уложились, на самом деле, два вида потерь: во-первых, туда вошли потери от бесплатных городских входящих, так как городские сети начали платить фиксированную плату в 95 копеек, и мобильные операторы лишились возможности управлять по ситуации этой цифрой; во-вторых, немалую роль сыграли потери от тех же 95 копеек компенсации, поскольку вызывающая мобильная компания теперь вынуждена платить принимающей компенсацию за так называемый «интерконнект» между мобильными операторами.
«Пока рано говорить о том, как сказался на финансовых результатах принцип СРР, - осторожно комментирует ситуацию Екатерина Осадчая, представитель компании «Билайн». - Судить о результатах можно будет по итогам полугода с момента внедрения принципа, то есть только по результатам IV квартала 2006 г. Со своей стороны мы стараемся свести эффект к нейтральному: так как рынок был абсолютно не подготовлен к вводу принципа с точки зрения регуляторики, нам пришлось самим вносить коррективы: это и взаимоотношение между мобильными и фиксированными операторами (плата за интерконнект), и коррекция линейки тарифных планов».
Не уходя далеко от темы, надо отметить и другую новинку, введенную Министерством связи одновременно с CCP, а именно отмену прямых номеров. Соль шутки заключается в том, что с июля все семизначные номера принадлежат городской сети, и мобильная компания лишь арендует номерные мощности, переадресуя все звонки с них на федеральные номера-двойники. Для абонента это нововведение оборачивается следующим фактом: несмотря на то, что платит, по идее, звонящий, принимающая сторона обязана платить за переадресацию порядка 10 центов за минуту.
Екатерина Осадчая так описала эту ситуацию:
««ВымпелКом» (как и любой другой сотовый оператор) по законодательству более не может быть владельцем прямой номерной емкости, а может только брать ее в аренду у операторов фиксированной связи. В связи с введением данных изменений «ВымпелКом» внедряет новую схему взаимодействия с владельцами прямой номерной емкости. На сегодняшний момент абонент может приобрести SIM-карту с прямым номером в офисах продаж, но дефицит таких номеров время от времени возникает», - посетовала она.
К слову сказать, с вышеупомянутыми 95 копейками связана курьезная и в чем-то трагикомичная ситуация: с середины лета и до середины осени большой тройкой операторов, куда входит «Билайн», МТС и «Мегафон», неподдельно заинтересовался Антимонопольный Комитет, который обнаружил, что компании договорились между собой о сохранении платы за интерконнект в 95 копеек, повысив эту цифру до рубля с лишним для региональных операторов. Разбирательства по делу продолжались вплоть до ноября, пока не был вынесен вердикт: все нарушения убрать. Что и было сделано.
Поиск пропавших денег
Да что говорить о сложных внутренних разбирательствах, когда основа основ - тарифная политика - в этот период отличилась своими остроумными находками. Первым нововведением, призванным отбить назад хоть часть утерянной прибыли, стали занимательные фокусы с курсом доллара: так, с 1 июля 2006 года МТС достаточно резво перешла на фиксированный курс у.е., который раньше был равен курсу доллара на день осуществления оплаты услуг, а теперь стал нерушимо равен 28,7 рублям. Не остался в стороне и «Билайн», который и раньше руководствовался внутренним курсом, но теперь повысил его до все тех же 28,7 рублей. «Мегафон», правда, избрал более прямой путь и незамедлительно сообщил о росте тарифов, как старых, так и новых, ощутимо повысив при этом цены на sms и мобильный Интернет, прикрутив, помимо прочего, округление GPRS-трафика в большую сторону с точностью до 100 Кбайт каждые 15 минут.
Волшебные превращения под авторством операторов «большой тройки» коснулись и роуминга: так, отныне весь мир разбит не на отдельные страны, как раньше, а на несколько гигантских зон, на территории которых действуют единые тарифы; глобализация глобализацией, но при этом цены на заграничные разговоры ощутимо выросли, неплохо замаскировавшись под новые правила.
Другая «мелочь», не привлекающая к себе внимания – это подкручивание рекламных акций; в период с лета по середину осени, к примеру, «Билайн» запретил выставлять «любимым номером» не-билайновский номер, а МТС провел тонкую корректировку скидок на исходящие вызовы в меньшую, разумеется, сторону.
Наконец, настоящей Эльдорадо стала для мобильных операторов плата за соединение, установленная в размере около 30-55 копеек. Этой нехитрой мерой мобильные операторы сумели хотя бы частично сохранить старые тарифы в первозданном виде, при этом установив хорошую цену за первую минуту разговора, неафишируемую в рекламе, и этим покрыв расходы. «Наши абоненты не стали платить ни больше, ни меньше. Их доходы практически не поменялись в связи с вступлением в силу принципа СРР», – сообщили нам, подытоживая, в «Билайне».
Краткая передышка?
Как бы то ни было, к середине осени тарифные колебания немного поутихли, и рынок вернулся в полусонное состояние, да и цены постепенно поползли вниз. Но надолго ли?
Екатерина Осадчая рассказывает: «На формирование тарифов влияет конкурентная ситуация на рынке и положение оператора. При высоком уровне проникновения услуг сотовой связи и высоком уровне конкуренции, цены, как правило, ниже, чем в ситуации слабой конкуренции. Кроме того, если оператор занимает на рынке региона лидирующее положение, то он может устанавливать цены чуть выше среднерыночных. Если оператор, наоборот, занимает догоняющую позицию и ориентируется на массовый низкодоходный сегмент, то и по ценам он будет ниже конкурентов. Вообще же, сейчас по мере приближения рынка к фазе насыщения падение цен замедлится. Еще одна тенденция связана со структурой тарифов, которая все больше ориентируется на профиль пользования потребителей и их специфические потребности. Например, у нас есть специальный тариф для интернет-пользователей с низкой ценой на GPRS, специальный тариф для студентов, специальный тариф для слабослышащих с низкой ценой на SMS. Тарифы будут меняться в сторону все большей специализации с целью удовлетворения специфических потребностей клиентов. Вторая тенденция, очевидная уже сегодня, - это стремление к максимальной простоте и понятности тарифов и услуг», – заметила она.
Действительно, "Билайн" не одинок в своем профилировании по целевой аудитории: так, специальный тариф для студентов возник одновременно и у «Мегафона», и у «Билайна», а также в завуалированной форме у МТС. По всей видимости, рынок сотовой связи уже почти оправился от удара, нанесенного ему поправками к закону «О связи», и входит в свое нормальное русло; с другой стороны, падения цен не ожидается даже по оптимистичным прогнозам представителей «Билайна», и последствия летнего мобильного кризиса могут аукнуться потребителям еще не раз.
- 15.01.2007 в 16:36
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!