В самом начале, ссылки на другие интернет-ресурсы расставлялись владельцами сайтов (и просто - страниц, как это было на заре веба) исключительно от чистого сердца: "Посмотрите, какой отличный ресурс по теме!" Потом ситуация поменялась. Например, ведущие поисковые машины склонны самым решающим образом использовать обнаруженные в интернете ссылки при формировании порядка в результатах выдачи по посиковому запросу. И это создаёт благоприятный климат для роста "оптимизаторских сетей" - ссылочных обменников, где ссылки проставляются только для того, чтобы продвинуть выше "оптимизируемую" страницу. На этом рынке крутятся существенные деньги. (Интересно, что сходные явления, правда в иной форме и в мелком масштабе, наблюдались и в научной среде, откуда, как мы разобрались, "ссылочное ранжирование" и происходит.) Впрочем, скорее всего, разгул "коммерческих ссылок" в поисковых машинах скоро прикроют - он уже плохо отражается на результатах выдачи и мешает продвижению самими поисковиками собственных рекламных площадок. Которые работают, конечно, тоже на ссылках. Из дальнейшего развития ссылочных механизмов выросли разнообразные системы "trackback", автоматически отслеживающие те места, где появляются ссылки на заданную страницу. Очень удобно для авторов. И не только для авторов блогов. Такой автоматизированный механизм живо помогает распространению социальных связей: ведь, думали создатели технологии, ссылку на какую-нибудь заметку ставит человек, которого заметка заинтересовала. Наверняка он сказал что-то важное, что-то о чём интересно узнать автору заметки. Впрочем, уже наблюдается разгул роботов, прислающих "по каналам trackback" совершенно рекламные и не нужные автору заметки ссылки. На ссылках, - не рекламынх, - строятся и иные виды ультрасовременного онлайн-бизнеса. Например, набирающие сейчас обороты разнообразные системы, вернее, сети "социальных закладок". Внутри них участники обмениваются ссылками на интернетовские страницы, тем или иным способом ранжируя эти самые ссылки. Конечно, на самом деле, ранжируются страницы, связанные со ссылками, но внутри системы основной акцент несут сами ссылки. Тут важно не только то, как ссылка оформлена (в зависимости от концепции сети, ссылки могут снабжаться текстовыми пояснениями и тому подобными вещами), но и сам процесс "простановки ссылки". Пользователю очень интересно узнавать, кто ещё "поставил те же ссылки", которые он сам считает интересными. Это важный для социальной коммуникации момент. И вот интернетовская ссылка (на web-страницу) порождает "референс" иного порядка: среди тех, кто "ставит те же ссылки", человек вполне может найти единомышленников. Таким образом порождаются новые группы "по интересам", внутри которых налаживаются социальные онлайн связи. Это тоже ссылки, но в другом "пространстве". Анализ динамики этого процесса, соотнесённый с "исходными ссылками" и с материалом страниц, на которые эти исходные ссылки ведут, даст замечательную пищу для размышлений не только опытному маркетологу. Интересно, что такой способ использования ссылок сразу "в двух уровнях" пока, судя по всему, никто ещё не развивает. Возможно, просто не успели наработать инструментарий для аналитики. А между тем, такой расклад - очевидный кандидат на роль "следующего шага" в ссылочном развитии Интернета. С другой стороны, когда повелителей ссылочных роботов выгонят поисковые машины - куда эти повелители направят свои армии? Куда применят опыт? Конечно, - к новинкам. Конечно, к "сетям закладок". А способ применения ссылочные спамеры наверняка придумают - не наука, так жизнь их заставит.