Музыка в цифрах

Опубликовано: 15.01.2007, 16:33 Автор:
Музыка в цифрах Три года назад был запущен наиболее успешный онлайновый магазин цифровой музыки – iTunes Music Store (iTMS). Сегодня отнять кусок пирога у компании Apple пытаются многие компании, крупные и не очень, и каждая предлагает что-то своё, особенное. А некоторые, например Microsoft, предпочитают использовать проверенную связку «плеер+магазин».

Но начать все-таки стоит с лидера музыкальной онлайн-торговли. iTunes Music Store сегодня является самым популярным и, как ни странно, самым дорогим интернет-магазином. Аудитория, покупающая трек у Стива Джобса по $0.99, - в основном американская, хотя и в Европе сервис пользуется большой популярностью. И это неудивительно, так как далеко не все жители Европы и США знают о существовании магазинов типа  AllOfMP3, где один трек можно приобрести за $0.20. А те, кто знают, как правило, осведомлены и об их нелегальности с точки зрения законодательства.

Что касается причин недоступности данного сервиса в России, то она кроется не только в слишком высоких (для нашего рынка) ценах, и не в том, что скачанные у Apple музыкальные файлы закодированы DRM FairPlay. Основная проблема – российский Закон об авторских и смежных правах, который в США считается чуть ли не преступным.

Бизнес-модель Apple предполагает минимальный доход с продажи каждого плеера и каждого трека в магазине. И руководство компании этого не скрывает, даже наоборот – чем меньше денег они положат в свой карман, тем выше их авторитет у покупателей. Если бы правообладатели позволяли продавать музыку дешевле, то сомневаться не приходится - Apple и продавала бы их дешевле.

Другим серьезным игроком на музыкальном рынке может стать компания Microsoft. Накануне «сезона подарков», 14 ноября, она запускает в продажу плеер Zune и одноименный музыкальный интернет-магазин. Для сравнения: один трек в лавке Microsoft будет стоить $0.99 - столько же, сколько трек и в магазине Apple. Даже плеер имеет сходную цену – Zune с тридцатью гигабайтами памяти будет стоить $249.99 против $249.0 за iPod. Таким образом, можно сделать вывод, что схема продаж Apple была практически полностью скопирована Microsoft. И тому есть несколько причин. Во-первых, стоит учитывать то, что цена в $0.99 за трек – это минимально возможная цена в США. Как уже было написано выше, если бы цену возможно было снизить, она была бы снижена. Исходя из этого, следует, что если парни из Рэдмонда поднимут цену на свой сервис и плеер, они проиграют на рынке, так как не смогут составить равную конкуренцию Apple. Более того, представители компании заявляли, что готовы продавать плееры ниже себестоимости, т.е. речь идет не о получении сиюминутной прибыли, а о желании отхватить большой кусок музыкального «пирога».

Пожалуй, единственное, что нашлось интересного в сервисе от Microsoft – это месячная подписка, стоимостью $14.99. За эти деньги пользователь получает неограниченный доступ к музыкальной библиотеке, в которую обещают загрузить миллионы песен. Впрочем, вполне обоснованно – не так давно Microsoft подписала контракт с Viacom International, собственником музыкального сервиса URGE, база данных которого на данный момент насчитывает примерно два миллиона композиций. Но пока проект не запущен, трудно сказать какая музыка будет в магазине Zune, и будут ли там фильмы или другой медиаконтент.

Еще один интересующий нас сервис принадлежит компании Mercora. Он представляет собой не музыкальный магазин, а огромный радиопортал, где каждый желающий может создать до пяти своих собственных радиоканалов, на каждом из которых может быть как разная музыка, так и какого-то определённого жанра. Это уже зависит от выбора конкретного пользователя. Отличие Mercora M (именно так называется новый сервис) от привычных пиринговых сетей – в невозможности передачи конкретных аудиофайлов.

На сегодняшний день в «сети» Mercora имеется около 400 000 зарегистрированных пользователей, число которых постоянно растёт. Ежедневно в онлайне находятся от семи до двенадцати тысяч пользователей, которые обеспечивают более 20 000 каналов. Mercora уже имеет собственных известных DJ’ев, собирающих публику в несколько тысяч слушателей.

Официально Mercora не позиционируется как сеть обмена контентом – пользователю предлагается исключительно радиопоток, который по желанию можно записать. Однако максимум внимания стоит уделить интересной новинке компании – возможности прослушивания музыки на своём телефоне (поддерживается только Windows Mobile 5.0). Принцип прост: музыкальная коллекция со своего компьютера закачивается на сервер компании, откуда ее можно прослушать и на телефоне. Можно слушать также и другие композиции, сохранённые на сервере другими пользователями Mercora. Как зарекомендует себя эта услуга пока непонятно, хотя идея представляется интересной. В перспективе на серверах Mercora M может образоваться огромная коллекция музыки, доступ к которой можно будет получить всего за $4.99 в месяц или $49.99 в год. А это, как можно заметить, дешевле услуг Apple или Microsoft.

Таким образом, разница в позиционировании продуктов Microsoft, Apple и Mercora вполне очевидна: последняя и не стремится стать соперником двух гигантов на медиарынке – у неё другая аудитория. Однако есть одно «но»: неизвестно, как проявит себя новинка компании, и как отнесутся правообладатели к возможности бесконтрольного обмена музыкой за неполные пять долларов в месяц.

Также следует заметить, что Mercora – не единственная компания, предоставляющая услугу закачивания музыки на мобильный телефон. Так, например, Cingular Wireless планирует начать сотрудничество с онлайновыми музыкальными сервисами, среди которых Napster, Yahoo Music и eMusic. В рамках нового проекта, который позиционируется как прямой конкурент iPod, пользователь сможет закачивать музыку с вышеупомянутых сервисов прямо на свой мобильный телефон.

Что касается влияния западных игроков на российский музыкальный рынок, то пока не будут внесены серьезные поправки в закон об авторском и смежных правах, оно будет находиться в области предельно малых чисел. Тем более что уже сейчас легальную часть российского рынка стремительно занимает Soundkey – система продаж музыкального контента при полном контроле автором. Если она сможет, как было задумано, стать связующим звеном между многочисленными правообладателями и музыкальными магазинами, то Zune и iTMS ждет тяжелая конкурентная борьба. Причем западные игроки сразу окажутся в невыгодном положении из-за более высоких и жестких цен. А это очень важно – российские пользователи не готовы отдавать по доллару за трек, сейчас это очевидный факт даже для правообладателей.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100