Как хорошо известно, неурегулированность вопросов защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (ИС) была одним из основных препятствий по вступлению России в международные торгово-экономические организации (крупнейшая из которых — ВТО, к который Россия так и не присоединилась). Принятие Государственной Думой в ноябре 2006 года Четвертой части ГК стало не только формальным юридическим основанием вычеркнуть Россию из списка стран авторского правового нигилизма, но и пересмотреть собственную правовую практику и подходы к защите авторских прав внутри страны. Было очевидным, что назревает крупная ревизия всех систем и организаций, так или иначе задействованных на поле коммерциализации авторского права. Так и получилось. В рамках реализации ст. 1244 части IV ГК РФ, Министерство культуры Российской Федерации в лице Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) в августе этого года приступило к аккредитации организаций по управлению авторскими правами на коллективной основе. Первое заседание аккредитационной комиссии состоялось в Росохранкультуре 12 августа. Предварительно предполагалось, что комиссия безоговорочно примет документы от крупнейшей в своем роде Общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» (РАО). К тому же на заявленную деятельность по «управлению исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю», а также по «осуществлению прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения» никто кроме РАО документов в комиссию не подал. Однако плавный стандартный ход событий был нарушен представителями следственного управления ЦАО г. Москвы, которое предложило Росохранкультуре приостановить аккредитацию РАО и передать в распоряжение следственных органов материалы, представленные РАО для аккредитации. Официальный документ в лучших традициях киноискусства был доставлен курьером. В этом же документе сообщалось, что в отношении Российского авторского общества возбуждено уголовное дело по ст.159 (ч.4) — мошенничество, совершенное в особо крупном размере. Чуть позже стало известно, что в рамках следственных действий по возбужденному делу в центральном офисе РАО (Москва, ул. Большая Бронная, 6-А) были произведены обыски с выемкой документов и копированием компьютерных баз. Самое интересное в том, что в авторском сообществе информация о возбуждении в отношении руководства РАО уголовного дела с весьма серьезным обвинительным содержанием статьи УК большого удивления не вызвало. Анализ обсуждения этой новости на интернет-конференциях показывает: посвященные в проблематику реальной жизни этого бизнеса словно ожидали подобного развития событий. И больше всего их ожидания были связаны с тем, что «прорвется» история именно на теме музыкальных отчислений. Кстати сказать, по слухам следствие серьезно усомнилось в реальности существования у РАО 11 тыс. агентских договоров только с композиторами. Во-первых, столько композиторов трудно себе представить. Во-вторых, кто-то в Интернете подсчитал: если заключать по два договора в рабочий день, то на это уйдет больше 20 лет. При этом сама история РАО полна полутемных страниц с очевидно уголовным ароматом. Буквально за несколько лет хроника общественной (!) организации полна фактами арестов, исчезновений миллионов долларов, возбуждением отчаявшимися авторами уголовных дел против РАО, даже загадочной гибелью некоторых из тех, кто так или иначе касался финансов этой организации. Которую общественной, кстати, можно назвать достаточно условно, поскольку она уже давно стала больше походить на семейное дело, поскольку руководят РАО двое — Вера Владимировна Федотова и Сергей Сергеевич Федотов, мать и сын. Пусть Сергея Федотова (профессионального продавца) от замдиректора музыкального издательства в структуре РАО до первого лица, по словам очевидцев, выглядел стремительным и странным. Достаточно быстро один за одним из РАО исчезли все опытные руководители, вместо которых полноправным начальником организации стал тридцатилетний Сергей Сергеевич, о связях которого с правоохранительными органами ходили и ходит множество слухов, подогреваемых разговорами о регулярном уводе денег из РАО. По информации из неофициальных источников, один из центральных эпизодов возбужденного против них уголовного дела связан с музыкальным издательством «ММИ-Гармония», которое юридически и логически должно являться структурной частью РАО, а на самом деле стало частным предприятием руководителей РАО, через которое проходят в неизвестном (пока еще) направлении миллионы долларов США, поступающие в качестве гонораров за исполнение музыки советских и российских композиторов. Издательство это в свое время было учреждено РАО, но потом неожиданно перешло в собственность конкретных лиц, оставаясь на поверхности представителем законных интересов композиторов. Кто и как совершил такой правовой пируэт (или, точнее сказать, фокус) без решения общего собрания, без уведомления общественности и т.д. — тоже предстоит выяснить следователям. По циркулирующим в авторском сообществе слухам, в настоящее время РАО собирает примерно по $6 млн в месяц. Очевидно, что после аккредитации при Росохранкультуре поступления увеличатся «в разы». Следствию предстоит выяснить, насколько справедливо эти миллионы распределяются по авторам и правообладателям — то есть, по тем, чей талант, собственно, эти деньги и заработал. Это, конечно, не нефтяные супердоходы, но в данном случае речь идет не столько размерах незаконных «ответвлений», сколько о принципиальном наведении порядка в этой сфере — деликатной и очень важной с точки зрения имиджа и культурного развития государства. Именно от этого в большой степени зависит, будет РАО действительно общественной организацией, представляющей цвет многонационального российского искусства, или приватизированной кем-то «конторой». Кроме того, нам не может быть безразлично, какие именно песни будут петь завтра в нашей стране. Оригинал статьи: http://www.promweekly.ru/2008-31-2.php