Ежедневное электронное издание о российском Интернете
Онлайн-банкинг: российская версия
Тематика: HandyBank , UniCredit Group , ММБ , \"Альфа-Банк\" , \"Банк Москвы\" , \"Райффайзенбанк\" , \"Ситибанк\"
Рост популярности интернет-банкинга в нашей стране, отмечаемый как экспертами, так и участниками рынка, пока все же не позволяет сопоставлять отечественные показатели по оборотам и клиентской базе с аналогичными цифрами на Западе. Тем не менее, прогресс налицо, и уже понятно, что со временем клиенты российских банков будут больше пользоваться их услугами через Интернет, нежели в офлайне.
Начать стоит с имеющихся в свободном доступе данных статистики, которых, впрочем, не так уж и много. Итак, по результатам исследования BusinessVision, рост клиентской базы в этом направлении деятельности отечественных банков составляет, в среднем, 40 и более процентов в год. При этом на трех ведущих игроков рынка – «Альфа-Банк», «Райффайзенбанк» и «Ситибанк» - приходится более 300 тыс. пользователей интернет-служб. Напомним, совсем недавно начальник управления развития каналов самообслуживания «Альфа-Банка» Владимир Урбанский заявил, что на долю его банка приходится порядка 170 тыс. пользователей интернет-банкинга. Доля физических лиц среди них, однако, составляет менее 1%. Отчасти это связывается с отсутствием у значительной части населения доступа в Интернет, и эту проблему наши банки пытаются решать путем расширения возможностей доступа клиентов к соответствующим сервисам через мобильные телефоны и коммуникаторы.
Вместе с тем месячная аудитория Рунета, по разным оценкам, уже давно превышает 25 млн. человек, что весьма наглядно иллюстрирует, мягко говоря, невысокий уровень проникновения онлайновых банковских услуг в нашей стране. В США на сегодняшний день к услугам интернет-банкинга прибегает каждый третий пользователь Интернета, и очевидно, что эта стране далеко не единственная опережающая Россию по данным показателям. Причин тому можно найти великое множество – от неудобных интерфейсов и пробелов в законодательстве до неграмотности пользователей и их недоверия к недостаточно проработанной защите средств и персональных данных, предоставляемой банками. Но при всем при этом тот же «Альфа-Банк» собирается уже через несколько лет обслуживать дистанционно не менее 80% своих вкладчиков, а Владимир Урбанский указывает на то, что, несмотря на существенно запоздавшее появление интернет-банкинга в России, темпы его развития, наоборот, не менее существенно опережают западные.
Не будем выделять и давать оценки лидерам данного сегмента отечественного рынка – на эту тему уже проводились соответствующие исследования, не доверять которым не имеет смысла, а попробуем разобраться, на каком этапе развития находится указанное направление деятельности российских банков, и какими средствами они собираются добиться заметных успехов на этом поприще.
Комментирует Руслан Курепин, руководитель отдела по связям с общественностью HandyBank: «В последние годы в России наблюдается интенсивная динамика количественных и качественных показателей российского банковского сектора. А услугу интернет-банкинга предлагает своим клиентам все большее число банков. Причем не только крупных, но и мелких. Чтобы понять, как ведет себя рынок, давайте взглянем на график объемов использования наличных платежей в России:
Как мы видим, объем наличных денежных средств у населения сокращается, переходя в безналичную форму. Эта тенденция однозначно указывает на то, что растет объем потребления населением банковских услуг, в число которых входит и интернет-банкинг.
К сожалению, в России аудитория дистанционного банковского обслуживания пока остается достаточно узкой, но ее расширение неизбежно, и активный рост интереса к интернет-банкингу уже очевиден. Наступает общее понимание того, что без онлайнового банкинга сервисный пакет, предлагаемый физическому лицу, скоро будет попросту невозможен.
По статистике, рынок интернет-торговли увеличивается на 30-50% ежегодно, а число абонентов мобильной связи уже на 8% превышает численность населения России. Все эти показатели формируют благоприятную почву для развития дистанционных платежных сервисов. Вчера человек оплачивал услуги ЖКХ в сберкассах, сегодня он это делает через платежные терминалы, установленные в магазинах и торговых центрах, а завтра станет нормой производить платежи с домашнего компьютера или с мобильного телефона, в том числе и в автоматическом режиме. А если уж сам Сбербанк – крупный и неторопливый – планирует уже этой осенью предложить своим клиентам услугу онлайн-банкинга, то можно смело утверждать, что перспективы у этого направления самые радужные».
«Трудно оценивать доходность интернет-направления деятельности банков, - сообщает начальник Процессингового центра «Банка Москвы» Вячеслав Межов. – Скорее, здесь стоит говорить об экономии: банки стремятся сократить расходы на операции, которые сейчас производятся в офлайне».
«Мне не хотелось бы говорить о доле нашего банка на рынке интернет-банкинга в отрыве от нашей основной деятельности, - заявляет генеральный управляющий по частным и розничным клиентам «Международного Московского Банка» Максим Кондратенко. - В отличие от компаний, для которых финансовые операции через Интернет являются основным видом деятельности, для нас это один из сервисов, предоставляемых нашим клиентам. Безусловно, мы работаем в этом направлении, понимая, что хорошо развитый интернет-банкинг сейчас уже является серьезным преимуществом для банка в глазах клиентов. К тому же наши акционеры, UniCredit Group, придают большое значение развитию этого сервиса. Если говорить о «Международном Московском Банке», то количество наших клиентов, оценивших удобство интернет-банкинга, постоянно растет – например, за 9 месяцев 2007 года к нашему интернет-банкингу подключились более чем в 2 раза больше клиентов, чем за аналогичный период прошлого года. Общее количество клиентов, подключенных на данный момент к услуге интернет-банкинг в «Международном Московском Банке» - свыше 50 тыс.».
Не готов говорить о нынешних позициях своего банка на онлайновом рынке и Роман Воробьев, член правления, руководитель дирекции по работе с физическими лицами «Райффайзенбанка»: «Достаточно сложно говорить о доле «Райффайзенбанка» на данном рынке, однако я могу сказать, что, по внутренним оценкам, мы входим в тройку банков по количеству пользователей интернет-банкинга в России. На сегодняшний день около 180 тыс. наших клиентов - физических лиц пользуются интернет-банкингом. Своей целью мы ставим не столько увеличение количества пользователей интернет-банкинга, сколько увеличение количества операций, которое приходится на одного клиента».
Нетрудно заметить, что если сложить количество пользователей интернет-банкинга среди клиентов «Альфа-Банка» и «Райффайзенбанка», то получится цифра, уже существенно превышающая 300 тыс. российских пользователей, о которых говорилось в начале статьи. Однако вернемся к комментариям Романа Воробьева: «Внедрение таких услуг действительно дорого и окупаемость, и, тем более, доходность можно получить только при большом количестве активных клиентов интернет-банкинга (не менее ста тысяч пользователей). Но, безусловно, необходимо оценивать не только прямые доходы, которые приносит интернет-банкинг от совершения операций, но и сокращение нагрузки и соответственно затрат банка на традиционные каналы обслуживания, такие как отделения и контактный центр. При этом каждый банк сам для себя решает, развивать это направление или нет. Как нам кажется, для универсального банка - это достаточно важный пакет услуг. Для многих клиентов «Райффайзенбанка» – это необходимые дополнительные услуги, которыми они активно пользуются, и мы идем им навстречу и планируем их развивать. Основное преимущество интернет-банкинга – экономия времени и денег клиента».
О роли онлайн-банкинга в деятельности «универсального» банка высказался и Максим Кондратенко из «Международного Московского Банка»: «В первую очередь, интернет-банкинг для нас – это повышение качества обслуживания наших клиентов, которые получают возможность совершать некоторые операции, не тратя своего времени на визиты в банк, быстро и в любое удобное для них время. Но, кроме того, это для нас и возможность снизить нагрузку на наши отделения, и банку это выгодно. К тому же онлайн-платежи обходятся банку дешевле других видов внесения платежей».
Если же говорить о потенциале российского интернет-банкинга, то он, по общему мнению, достаточно велик. И если Владимир Урбанский из «Альфа-Банка», выступая на одном из специализированных форумов, выделил некоторые основные тенденции развития этого направления в нашей стране (рост популярности онлайн-услуг и стандартизация сервисов; рост прибыльности удаленного банковского обслуживания, интеграция и персонализация сервисов; ориентация на потребности клиента) и говорил о необходимости интеграции всех каналов взаимодействия между банком и клиентом, важнейшим из которых должен стать Интернет, то нынешние комментаторы оказались не так многословны в своих оценках.
«По опыту развития услуг интернет-банкинга в Центральной и Восточной Европе можно сказать, что потенциал роста российского рынка интернет-банкинга большой, - сообщает Роман Воробьев. - В некоторых странах Восточной Европы до 50% всех платежей, которые клиент совершает в банке, проходят через системы интернет-банкинга».
«Безусловно, мы наблюдаем и ожидаем только увеличения показателей, упомянутых в исследовании BusinessVision, вслед за активным ростом технологий персональной связи: Интернета, мобильной телефонии и POS-терминалов по всей стране», - комментирует Руслан Курепин из HandyBank.
В то же время есть на этом пути и определенные проблемы, не забывать о которых призывает представитель «Банка Москвы» Вячеслав Межов: «Безусловно, крупнейшие банки привлекают клиентов в зоны самообслуживания, и со временем онлайн-банкинг постепенно заменит собой офлайновые операции. Но этого не случится, пока в стране не появится четкого закона о цифровой подписи. Когда правила игры будут прописаны достаточно конкретно, нас ждет бум интернет-банкинга».
Спонсор «Темы недели»
- 00.00.0000 в 00:00
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
Заработай деньги
на своём сайте!
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2
Обсуждаемые новости
ТЕМА НЕДЕЛИ
Нужна временная регистрация: временная регистрация граждан. Услуги по регистрации в Москве.