Umputun, "Радио-Т": три года ведущему русскоязычному подкасту

Опубликовано: 27.08.2009, 02:00 Автор: weika
Тематика: новостиинтернет
Umputun,

В конце предыдущей недели подкаст "Радио-Т", первый российский IT-подкаст и первый русскоязычный подкаст, который начал записываться в прямом эфире, отметил свое трехлетие. Создатель "Радио-Т", известный подкастер Umputun, рассказал "Руформатору"про подкастинг в целом и "Радио-Т"в частности.



В конце предыдущей недели подкаст "Радио-Т", первый российский IT-подкаст и первый русскоязычный подкаст, который начал записываться в прямом эфире, отметил свое трехлетие. Создатель "Радио-Т", известный подкастер Umputun, рассказал "Руформатору"про подкастинг в целом и "Радио-Т"в частности.

- Евгений, Вы уже достаточно давно занимаетесь подкастингом. Как за это время изменилась российская подкаст-сцена? Ощущаете ли вы влияние "Радио-Т"на эти изменения?

- Она наверняка изменилась, но не настолько сильно, насколько я ожидал, когда начинал этим заниматься четыре года назад. Все остается в каком-то состоянии, близком к начальному, и никак из этого состояния не выйдет. Конечно, какие-то изменения налицо. Например, когда мы начинали делать "Радио-Т", это был единственный как-либо относящийся к IT подкаст. С тех пор такие подкасты выросли буквально как грибы.

- Если говорить о влиянии, можно вспомнить, что Вы, наверное, самый известный адепт качественного звука в подкастах. Некоторые другие отечественные подкастеры считают, что звук - это второстепенно, и все решает только контент. Как вы можете объяснить живучесть этой позиции?

- В этом вопросе я вовсе не сторонник плюрализма: я не считаю, что тут есть одно мнение и другое мнение. На мой взгляд, это опасное заблуждение, и я не знаю, чем оно вызвано. Возможно, те, кто это советует, плохо представляют себя на месте слушателей. Время от времени я пытаюсь слушать подкасты, но в огромном количестве случаев это ужасно. Я не говорю о том, что нужно быть адептом красивого звука, но его должно быть возможно слушать. Когда человек записывает на диктофон, а потом говорит с гордостью: "я звуком не заморачивался", - на мой взгляд, это позор.

- И все же, в плане звука российский подкастинг от общемирового отстает?

- Подкастов так много, что трудно говорить про общемировой подкастинг. Те подкасты, которые я считаю хорошими (возможно, это мое личное соображение), - с хорошим звуком. Я не считаю, что хороший подкаст может иметь плохой или даже посредственный звук. Однако люди меня наводили на, как они говорили, хорошие по контенту подкасты, которые было так же тяжело слушать, как многие из подкастов на русском языке. "Там"тоже встречаются те, кто не заморачивается по поводу звука - но, кажется, это не принципиальная позиция, а нежелание всерьез заниматься звуком или незнание того, как им заниматься.

- Российская блогосфера долгое время была сконцентрирована вокруг "Живого Журнала"и только потом потихоньку начала расползаться. Можно ли сказать, что наш подкастинг так же централизован вокруг терминала Rpod?

- Последний год я продолжаю продвигать мысль о том, что Rpod - довольно мелкая песочница и не является местом консолидации подкастеров. Когда меня спрашивают, как быть и где выкладывать, я всегда отвечаю: "стройте свою песочницу, и там вам будет гораздо вольготнее". Если сравнить цифры "Радио-Т"с Rpod - в принципе, один "Радио-Т"сравним со всем Rpod, так что не такая уж это и большая территория.

- "Радио-Т", как известно, выходит не только как обычный подкаст, но имеет и трансляцию в прямом эфире. Что вам дает прямой эфир, зачем он вам нужен и стоят ли получаемые результаты трудностей?

- "Радио-Т"начинался, как обычный подкаст. Мы собирались вдвоем с Бобуком (сооснователь "Радио-Т"Григорий Бакунов) и записывали. Потом мы решили попробовать делать его так, как сейчас (тут мы тоже были первыми), и нам самим понравилось. Технически ничего особенного это не приносит. Качеством звука прямой эфир похуже (приходится ориентироваться на полосу поуже, чтобы мы были доступны и слушателю на 64 килобитах), но в то же время возникает драйв. Тому, кто не пробовал - не объяснить. Мы настолько к этому привыкли за последнее время, что если эфир сорвется (у нас такое было однажды по техническим причинам), мы предпочтем подкаст перенести, а не записывать по старинке.

- Обычно прямоэфирные разговорные радиостанции очень интерактивны: они принимают звонки слушателей, общаются с ними и т. д. А почему ваш подкаст так скромно использует возможности интерактива?

- Это заблуждение. Радиостанции интерактивны, потому что количество людей, которым нечем заняться, и общее количество их слушателей велико. И даже тот малый процент, который звонит - это большое количество людей. Например, на "Эхе Москвы"наверняка из восьмисоттысячной аудитории можно найти пару десятков, а может, и пару сотен активных звонильщиков. Наша аудитория поскромнее, хотя, по меркам подкаста она огромна. В свое время - где-то полтора года назад - мы пробовали. Я был энтузиастом идеи, сделал техническое обеспечение, но ничего не вышло. Звонков было мало, звонящие в большинстве случаев не очень понимали, о чем говорят, появлялись для того, чтобы появиться. Ничего интересного ни для нас, ни для слушателей из этого эксперимента не получилось. Единственный случай, когда звонки выходят живенько - это какие-нибудь праздники. На праздник мы запускаем народ. Там понятно, что говорить, понятно, какая атмосфера и какое настроение, и это более или менее идет. В наших обычных, регулярных выпусках перспектива этого занятия весьма сомнительна.

- А как вы оцениваете размер своей постоянной аудитории?

- Трудно сказать: вопрос технически и практически нерешаемый. Каналы распространения подкаста мы не контролируем, мы контролируем только наш, основной, а потом происходит эволюция в странные места. Например, есть живые люди, которые видели наши диски продающимися в Москве на одном из радиорынков, диски с нашими записями вкладывали в журнал "Хакер", у которого я даже не знаю, какой тираж. Из тех цифр, которые мы хоть как-то опосредованно можем посчитать и которые оцениваем как более или менее достоверные ("Хакер"я, конечно, исключаю из рассмотрения: сколько из его читателей слушает вкладываемый диск, я понятия не имею), по нашим прикидкам - где-то 25-30 тыс. слушателей в каждом выпуске.

- Вам три года. Столько живет совершенно не каждое радиошоу, к нему теряется интерес - даже не слушательский, а создательский. Вы не ощущали потери интереса к "Радио-Т"?

- В некоторых кругах считается, что "Радио-Т"вышел из другого нашего с Бобуком проекта Daily Geek Show, который и закончился потому, что авторы потеряли интерес. Это не совсем так: просто одно шоу закончилось, другое началось. Интерес, конечно, в разное время разный. Но, во-первых, прямой эфир очень дисциплинирует. Это не такая ситуация, как в других подкастах: сегодня собрались-записали, а может, не сегодня, может, завтра, может, через неделю. У нас есть постоянное расписание, более или менее удобное для всех ведущих, у нас есть слушатели, которые приходят в прямой эфир, и перед которыми мы чувствуем какие-то моральные обязательства. Опять же, мы пытаемся как-то все разнообразить. Где-то год назад мы неявно опустили планку гиковости, за что нас многие ругают ( я думаю, гораздо больше людей, наоборот, в душе хвалят), начали привлекать дополнительных менее технических ведущих. Устоявшегося формата у нас по большому счету нет, и мы чуть ли не каждый выпуск так или иначе экспериментируем.

- О планке гиковости: есть такое мнение, что вы стали существенно менее гиковским шоу – и, судя по всему, вы с ним согласны. Какая у вас по этому поводу позиция: вы будете продолжать очеловечиваться или по этому пути дальше не пойдете?

- Вопроса поставлен немного с ног на голову. Шоу мы делаем таким или иным не потому, что мы хотим понравиться как можно большему количеству слушателей. Проект-то это некоммерческий: мы так развлекаемся. И если нам в какой-то день весело поразвлекаться, разговаривая о всяких не слишком хайтехнических, но около этой области глупостях, то почему бы и не поговорить: нам интересно, народу интересно. Если произойдет какое-то событие, которое подтолкнет нас (например, выход новой версии компилятора чего-то такого, что нам с Бобуком особенно близко), мы можем и полтора, и два часа проговорить про это, невзирая ни на какие форматы, ни на какие рамки. Хотя, конечно, при повышении градуса гиковости количество недовольных (в цифрах) возрастает. Еще раз повторюсь, нам это не особо важно: одни довольны, другие недовольны – главное, чтобы авторам весело было.

- Еще один вопрос по поводу разнообразия - гости. У вас достаточно небольшой устоявшийся набор гостей: эксперт из Microsoft Петр Диденко, ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин - за последнее время из "нестандартных"можно вспомнить только руководителя Evernote Степана Пачикова. Вы не зовете или к вам не идут?

- Дело в том, что мы - непрофессиональное шоу: остальные шесть дней в неделю мы занимаемся чем-то другим. Настоящая подготовка, то есть обработка гостей, нахождение их, договоренности с ними - это процесс, которым должен кто-то заниматься. Если оно само собой укладывается и дополнительных телодвижений не требует, мы с удовольствием примем гостя. Но заниматься этим как проектом, вызванивать человека - делать то, чем занимаются редакторы радиостанций - у нас, конечно, ни времени, ни сил, да и желания, в общем-то, нет.

- Вы проводили несколько экспериментов, связанных с размещением рекламы в подкасте. Насколько довольны остались вы, рекламодатели, слушатели?

- Для нас это не был эксперимент в смысле денег. Для нас это был эксперимент в том смысле, что нам хотелось понять, как аудитория воспримет, если вдруг у подкаста появится более или менее постоянный спонсор. С точки зрения аудитории никакой реакции - ни отрицательной, ни положительной - это не вызвало, потому что аудитория у нас в большинстве своем вменяемая; были всякие там локальные возмущения кое-где, но все это ерунда. С точки зрения рекламодателей я сказать не могу. Статистики их я не видел, насколько довольны остались, не знаю, но один из рекламодателей потом по результатам кампании всем нам еще по подарку прислал. Может, и довольны. У нас с ними нет длинных кампаний, нет обязательств. Мы покрутили ролики или объявления спонсорства пару-тройку выпусков и на этом отношения закончились. Поэтому трудно представить, насколько они довольны. Денег обратно не приходили требовать - наверное, довольны.

- А пожертвования? Получается их собирать?

- Пожертвования - это в основном воспитательный момент, хотя я против того, чтобы воспитывать слушателей. Деньги, которые приходят, идут в нужное дело: все-таки подкаст - занятие относительно затратное - хостинг, железо, много чего тут есть. Все это идет по назначению, я всякий раз благодарен слушателям, которые делятся. Но нельзя сказать, что с этого можно как-то заработать. Тут не то, что заработать, тут и своего, потраченного не вернуть.

- А почему, как вы полагаете, при такой большой аудитории такое небольшое количество пожертвований?

- Мне кажется, это не проблема аудитории - и это даже не проблема ментальности российской - так происходит везде. Я имел опыт с достаточно большим opensource-проектом, у которого было пользователей раза в 3 больше, чем слушателей "Радио-Т". Аудитория "Радио-Т"гораздо более лояльна в этом смысле, там я за все время, по-моему, получил три пожертвования - а аудитория была в основном местная, американская. Так что никто пожертвований не платит. Из моего опыта и из опыта коллег, которые в других местах и в подкастах пытаются собирать, - это исключительно символическое место.



Источник: Ruformator.ru


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 





Rambler's Top100