Будущее социальных сетей: формирование рынка или пик его развития?

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Родин Дмитрий
Будущее социальных сетей: формирование рынка или пик его развития? Социальные сети сейчас везде и повсюду. Более того, с каждым днем их становится все больше – даже те проекты, которые все время своего существования ни о чем таком не помышляли, теперь всячески пытаются социализировать свои службы и сервисы. То, что начиналось с невинных блогов, сейчас переросло в по-настоящему массовое явление. В таком случае остается лишь один вопрос: а что со всем этим будет завтра?

Волей-неволей создается впечатление, что на рынке социальных сетей сейчас все слишком уж безоблачно – закончится ли это когда-нибудь или нет, и если да, то когда – вопрос, однозначный ответ на который получить пока не представляется возможным. Действительно, западные игроки неплохо зарабатывают и перепродаются за миллиарды долларов; на отечественном рынке все, как обычно, так же, только в меньших масштабах и с некоторым опозданием. Наверное, если и этому буму когда-нибудь настанет конец, то мы узнаем о нем, глядя на проблемы западных проектов.

Не секрет, что, как и некоторые другие проекты, российские социальные сети во многом являются клонами популярных западных сервисов. Путь этот не то, что бы проигрышный, но, скажем так, осторожный – упрекнуть наших специалистов в отсутствии собственных идей не повернется язык, но в некоторой медлительности и робости, когда отдельные проекты открываются в виде клонов хорошо зарекомендовавших себя на Западе служб, - очень даже. Видимо, одной из основных причин такого поведения российских разработчиков является недостаточно налаженная система поиска инвесторов и взаимодействия с ними – люди зачастую не могут рискнуть с таким трудом добытыми на запуск проекта деньгами, чтобы представить Рунету сомнительную и доселе нигде не опробованную авантюру. Инвесторы же, в свою очередь, тоже не всегда готовы бросать деньги на ветер и вкладываться в странные и малопонятные для них разработки, хотя в большинстве своем и пытаются браться за все, в чем видят хоть какие-то перспективы.

Стоит отметить, что эта ситуация потихоньку начинает меняться: взять хотя бы представленный на днях Сектор инновационных и растущих компаний ММВБ, где первым эмитентом выступил «Финам», прямо заявивший о своем намерении инвестировать в интересные IT-стартапы, прежде всего, связанные с вездесущим web 2.0. По словам организаторов проекта, заметные успехи работы в этом направлении будут видны уже через год, так что здесь пока стоит воздержаться от каких-либо прогнозов и надеяться на успех этого и других начинаний в данной области, а там глядишь – и мир чем-то интересным получится удивить, и денег на этом на этом заработать. Потому что, глядя на многомиллиардные сделки западных социальных сетей, наш рынок пока все же довольно сложно назвать конкурентоспособным, хотя потенциал, как обычно, в нем видят все.

К слову, на проходящем в эти дни тренинге для IT-руководителей «Start In Garage» инструкторы также отмечают, что в последнее время в Москву зачастили с неофициальными визитами представители западных инвестиционных компаний и венчурных фондов, заинтересованных в поддержке отечественных IT-проектов, большинство из кототых, отдавая дань времени, уже вряд ли обойдутся без хотя бы элементов социализации. Участники тренинга сошлись с инструкторами во мнении о том, что многие из российских инвесторов, готовых поддержать заинтересовавшие их стартапы, попросту не умеют грамотно себя вести на этом рынке. И наоборот: отечественные разработчики зачастую просто не знают, как правильно общаться с западными инвесторами. Понятно, что в не столь уж далеком будущем нам предстоит решить и эту проблему. Пока же в роли помощников и лидеров у нас выступают, в основном, всё те же участники «большой тройки»: появление «Я.ру» и покупка «MoiKrug.ru» - у «Яндекса», тестируемый сейчас «Мой мир» - у Mail.ru, «Планета» - у «Рамблера» и т.д. Впрочем, «Моему Кругу» от покупки его «Яндексом» хуже не стало, а «Я.ру» и «Миром» наверняка будут пользоваться миллионы россиян, так что такой вариант развития отечественных социальных сетей представляется вполне допустимым, и попасть под теплое крыло кого-нибудь из «большой тройки» сейчас, да и в ближайшем будущем, - далеко не худшая, а то и желанная, судьба для многих социальных проектов.

С развитием социальных сетей, как известно, приходится модернизировать и способы заработка на них, и если с рекламой в блогах все более-менее понятно, то предложить что-то принципиально новое за ее рамками пока не готовы даже эксперты. Например, руководитель Webby Алексей Ильин считает, что рекламные возможности социальных сервисов не всегда используются на 100 процентов. По его мнению, рынок уже понял, что реклама будет более эффективной, если она направлена на конкретную аудиторию или даже на конкретного пользователя того или иного сервиса, однако говорить о том, что уже найдены одна или несколько лучших бизнес-моделей, пока нельзя, причем, скорее всего, выбор той или иной модели будет зависеть от направленности конкретного сервиса.
Затрудняется дать однозначный ответ о будущем рекламы в социальных сетях и основатель проекта «Одноклассники.ру» Альберт Попков: «Реклама в социальных сетях будет развиваться, наверное, так же, как и вся остальная реклама в Интернете, без какой-то принципиальной разницы с рекламой в почтовых службах или системах обмена сообщениями». В то же время, по мнению руководителя новоиспеченного социального проект DrugMe Евгении Кронберг, «вебдванольные» стартапы предпочитают делать ставку на увеличение посещаемости, хорошие показатели которой являются необходимым условием монетизации проекта.

Помимо вечных финансовых вопросов, социальным сетям еще предстоит решить и проблемы моральные. Это и присутствие несовершеннолетних пользователей на сайтах проектов для «взрослых», и, напротив, нашествие педофилов и прочих развратителей юных умов в популярные сообщества с обычной подростковой аудиторией. За последнее время стало известно, как минимум, о двух попытках разобраться с этой проблемой – Disney дал возможность родителям контролировать онлайн-деятельность младших школьников на Family.com, а MySpace приходится выгонять из своих сетей как самих педофилов, так и их потенциальных жертв. Кроме того, уже начали поступать сообщения о блокировке отдельными компаниями доступа своих сотрудников к десяткам социальных сетей, которые стали отнимать у последних львиную долю рабочего времени. Учитывая тот факт, что далеко не все пользователи выходят в Интернет и на работе, и дома, это может прибавить головной боли руководителям социальных сервисов.

Другая проблема, которой сейчас уделяется наибольшее внимание, – собственно, контент этих самых социальных сетей. Мало того, что редкий западный проект, посвященный музыке или видео, еще не получил повестку в суд по делам о нарушении авторских прав или хотя бы угрозу получить такую повестку, так еще и материалы, не беспокоящие правообладателей, оказывается, могут быть оскорбительными или попирающими чувства и достоинство определенных групп людей (чего стоит только история с видеороликом про короля Таиланда, выложенным на YouTube). В обмен на предоставленную пользователям свободу слова и самовыражения социальные сети получают от них гигабайты «оскорбительных» (что, кстати, часто не представляется возможным выявить до появления реакции оскорбленных), порнографических и пиратских материалов, а от соответствующих организаций – обвинения, угрозы, иски и штрафы, а то и вовсе блокировку доступа к сервису на определенной территории. И если «оскорбительные» материалы – дело весьма тонкое, субъективное и требующее индивидуального подхода, то с остальным руководители социальных сетей начали активно бороться уже сейчас – путем установки всевозможных фильтров и специальных меток. Борьба, судя по всему, предстоит сложная, долгая, и вряд ли кто-то возьмется предсказать ее результаты – ведь онлайн-пиратов безуспешно преследуют уже давно, и почему эта борьба должна стать успешной именно в социальных сетях – пока не совсем ясно.

Понятно одно: социальные сети уже перестали быть очередным модным веянием Интернета, превратившись в его неотъемлемую часть, как, например, электронная почта или поисковые системы, не призванные и уже не способные никого сильно удивлять,. Пик их безудержного распространения (и, заодно, роста рынка) уже пройден, и сейчас идет планомерная работа по поиску и «закрытию» свободных ниш, а также развитию уже имеющихся идей, разработок и действующих проектов. Интересно будет понаблюдать за противостоянием «всеобъемлющих» социальных сетей вроде Comby со специализированными проектами вроде того же DrugMe. В России, по традиции, многое здесь будет зависеть от поведения участников «большой тройки».

Алексей Ильин из Webby видит хорошие перспективы развития профессиональных сообществ (и с его мнением трудно не согласиться) и даже готовит свой проект, непосредственно с ними связанный. Что касается рекомендательных сервисов – то здесь, видимо, будет оттачиваться и дорабатываться система коллаборативной фильтрации, активно внедряемая в нашей стране ее приверженцем Александром Долгиным посредством IMHOclub. Но при этом не стоит забывать о том, что, собственно, рынок социальных сетей, уже прошедший пик своего развития на Западе, в России еще окончательно не сформировался, и это тоже дело будущего всего Рунета. Говорит Альберт Попков: «Рынок социальных сетей в России будет идти в направлении развития интересных и полезных сервисов для людей и... настоящего создания этого самого рынка».

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100