Сергей Арсентьев об IFPI и «музыкальном голодании»

Опубликовано: 15.01.2007, 16:27 Автор:
Сергей Арсентьев об IFPI и «музыкальном голодании» С приближением осени обстановка вокруг условно «легальных» mp3-сервисов становится все более напряженной. В отличие от AllOfMp3.com, который пока что держит удар, mp3search.ru тихо ушел в небытие, поделившись своей аудиторией с несколькими музыкальными порталами, в том числе, с GoMusic.ru.
 
Организации по коллективному управлению авторскими правами (РОМС, ФАИР) стремятся растолковать пользователям, запутавшимся в противоречивых сообщениях СМИ, что 1 сентября не станет последним днем работы "коллективных управляющих". Между тем, даже стороннему наблюдателю очевидно, что на российском рынке онлайнового музыкального контента что-то происходит.

Своими размышлениями о будущем российских mp3-сервисов и отечественного рынка цифрового контента с корреспондентом TelNews поделился Сергей Арсентьев, представляющий компанию "ИКС-Медиа". С 2001 года деятельность компании связана с предоставлением через Интернет различных мультимедийных данных: музыкальных композиций, видеоклипов, аудиокниг и текстовых документов. В частности, "ИКС-Медиа" принадлежит онлайновый музыкальный магазин GetMusic.ru и видеосервис GetMovies.ru, все файлы в которых защищены технологией Microsoft Windows Media Rights Management. Компанией запущен также B2B-сервис, предоставляющий лицензионный мультимедийных контент для онлайн-магазинов и статистику использования произведений для правообладателей.
 
- На каком основании был закрыт 
mp3search.ru? Почему домен теперь указывает на GoMusic.ru? Кроме того, сообщалось, что для российских пользователей происходит редирект на один ресурс, а для западных пользователей - на другой...

MP3Search.ru еще в начале года сменил владельца. И около полутора месяцев назад был окончательно закрыт. Возможно, что новый владелец, учитывая его отношение к международной звукозаписывающей индустрии, приобретая доменное имя, именно этого и собирался достичь. При этом российскую аудиторию сайта стороны изначально договорились перенести на партнерских началах на перспективный российский музыкальный сервис GetMusic.ru.

Зарубежные посетители, насколько мне известно, направляются на несколько иных порталов, включая зарубежные. Данная практика географического разделения аудитории общепринята: например ни на itunes.com, ни на napster.com и многие другие сайты невозможно зайти из России.
 
- Последние несколько месяцев можно наблюдать "массовые гонения" на mp3-сервисы: стоит вспомнить нападки IFPI на AllOfMp3.com, целую кампанию против коллективных управляющих правами и мрачные ожидания, связанные с 1 сентября. Кому нужно закрытие сегодняшних легальных mp3-сервисов? Кто от этого выигрывает?

AllOfMp3.com - российский сайт, работающий в рамках российского правового поля. А что есть IFPI? Я даже сомневаюсь, что эта, так называемая "федерация" надлежащим образом зарегистрирована на территории России. А если это так, то вся ее деятельность в России является гораздо более грубым нарушением, опять же, российского законодательства, чем его гипотетически может нарушать AllOfMp3.com. Хотя, IFPI можно понять, - за многие годы они привыкли не замечать российские нормы права и по привычке действовать в России по законам США и Великобритании.

1 сентября же - чисто виртуальная дата. Никаких принципиальных изменений в Законе в отношении функционирования интернет-сайтов и деятельности обществ по коллективному управлению правами не произошло. Фонографисты получили возможность исключительно распоряжаться еще одним новым правом - доведением до всеобщего сведения в интерактивном режиме. Однако же в целом разделе (а не какой-то отдельной статье) о коллективном управлении правами не изменено ничего, и там по-прежнему обществам по коллективному управлению правами предоставляется возможность разрешать использование объектов как авторских, так и смежных прав от имени всех правообладателей, включая и тех, которые не состоят в договорных отношениях с такими обществами.

Более того, кто сказал, что вот это самое "доведение до" - это и есть "Интернет"? Может быть, законодатель имел ввиду мобильный контент? Так это другое... Термин Закона "сообщение по кабелю" гораздо больше подходит к Интернету, так как предусматривает сообщение как по кабелю, так и по оптоволокну и "иными аналогичными средствами".

Да, и почему IFPI так сильно надеется на изменения в 39 статье, когда, например, в отношении авторских прав такой статьи вовсе нет, и закон вообще не предусматривает использование объектов авторского права в таком же режиме как и смежных (ст. 39 Закона), однако же ни у кого не вызывает легитимность существования Российского Авторского Общества и его деятельность по сбору авторского вознаграждения "за всех авторов".

И, наконец, самое "смешное". IFPI постоянно твердит о том, что "эти пиратские сайты" не "сообщают по кабелю", а "распространяют экземпляры фонограмм", и тут, вдруг, с 1-го сентября IFPI начинает считать, что сайты не "распространяют", а "доводят до"... Короче говоря, IFPI меняет мнение, исходя из сиюминутной выгоды своих заокеанских хозяев, гонимых уже даже на родине.

На вопрос о том, "кто выиграет", ответ простой - только пираты!

Легальной дешевой музыки, да и дорогой тоже, в Рунете не будет еще многие месяцы, а то и годы. IFPI решила отсрочить на несколько лет развитие в России рынка интернет-контента и цифровых технологий. Причина проста - ставка сделана все еще на продажи CD. Так что уважаемые, россияне, придется нам с вами отказаться от компактных Flash-плееров и перейти на пару-тройку лет обратно на громоздкие CD-плееры! Да и зачем вообще Западу сильная умами Россия? Конечно, незачем... Будем слушать только то, что IFPI нам прикажет.

Государство недополучит налогов. Бизнес многих контент-компаний завершится. Привлекательность Интернета упадет. А вот пиратам настанет сущее раздолье, так как IFPI очень здорово им помогла, уничтожив легальные сайты. А с пиратством наше государство даже на улице в переходах у здания МВД бороться не может, чего уж там говорить об Интернете... Все купят, всех прикроют, всех, кого надо, отмажут.

Все, только что родившийся легальный контент-бизнес уничтожен.
 
- В чем причина того, что подобная кампания против продавцов онлайнового музыкального контента становится возможна в России? Несовершенство законодательной базы?

Законодательная база более чем совершенна! Законодателю спасибо как раз. В США в этом плане все гораздо хуже. В России играет большую роль человеческий фактор, а не закон. Правоохранительным органам, по каким-то удивительным причинам, гораздо больше нравится иметь дело с богатым клиентом, а не с бедным владельцем какого-то виртуального ресурса. Первому они верят на слово, пляшут под его дудку, забывают почитать российское законодательство об авторском праве, пересчитывая в это время новенькие "франклины".
 
- Насколько велики обороты онлайновой торговли музыкой?

Если говорить о коммерческой торговле онлайн-музыкой в России, то обороты близки к нулю, так как гонения на "условно" легальные сайты помогли совсем нелегальным сайтам создать огромные каталоги бесплатных MP3 и перетянуть таким образом к себе всю российскую аудиторию.
 
- Что, по-Вашему, могут/должны предпринять легальные mp3-сервисы, чтобы отстоять свой бизнес?

Попытаться донести информацию о возможном сумеречном будущем до своих пользователей, попытаться объединить свои собственные усилия, заручившись поддержкой сотен тысяч пользователей. Проблема в том, что эти сотни тысяч пользователей до сих пор не понимают насколько они близки к "музыкальному голоданию", ведь сервис им предоставляется до сих пор без перебоев, и так будет до последней секунды жизни каждого сайта.
 
Текст: Федор Смирнов

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100