Mail.Ru пошла на компромисс с общественностью
17.10.2008 22:26 konoplickii Постоянный URL статьи: http://telnews.ru/konoplickii/c66812

С самого начала конкурс «Мисс Интернет 2008» оказался в центре скандала, инспирированного теле- и радиоведущим Сергеем Стиллавиным. В своем блоге он сообщил, что Mail.Ru предложил ему стать членом жюри конкурса. При этом менеджер проекта Ася Лабунская якобы упомянула, что отбирать интернет-красоток будет не жюри, а сами организаторы. Возмущенный Стиллавин опубликовал ответ с оправданиями Лабунской (приложив зачем-то ее фото в купальнике). Несмотря на «натянутый» сюжет («звезда в шоке»), историю подхватили и почва для дальнейших разбирательств была готова.


Интернет не любит официоза. Поэтому организаторы любых массовых интернет-инициатив «сверху» рискуют нарваться на неожиданную реакцию веб-сообщества: от полного игнора до веселых флешмобов, сводящих на нет любую благую идею.


Все еще помнят феномен Алены Пискловой — победительницы конкурса «Мисс Вселенная», проводимого компанией «Рамблер» в 2004 году. Напомним, что тогда, усилиями сообщества «Нет куклам Барби!» Алена, которая никак не соответствовала канонам коммерческого культа красоты, обошла всех соперниц. Потом девушка была снята с конкурса за юный возраст (в анкете были представлены не правдивые данные), а после бури возмущения среди пользователей девушке присудили специальный приз зрительских симпатий.


Déjà vu, но в конкурсе «Мисс Интернет 2008» усилиями пользователей закрытого сообщества «Лепрозорий» появилась своя «Алена». Симпатичная барышня с именем Даша, не обладающая «модельными данными», быстро выбилась в лидеры голосования. Ее взлет оборвался на втором этапе конкурса, когда свои голоса отдавали уже члены жюри. Даше отказали, что дало повод продолжить «разоблачение Стиллавина» и заподозрить Mail.Ru в нечестной игре. «Все конкурсы Mail.ru - тупой развод пользователей сети на sms-бабло», - посты с подобной риторикой появились во многих блогах.


«Массовая агитация за Дашу была спланирована и реализована пользователями сайта leprosorium.ru. Их стремление поддержать нестандартную красоту этой девушки довольно быстро перешло рамки приличий, а там – и закона (были попытки взломать почтовые ящики участниц конкурса, публиковались персональные данные менеджеров Mail.Ru, ответственных за проведение «Мисс Интернет 2008» и т.п.). Поэтому мы были вынуждены связаться с создателем сайта leprosorium.ru и рассказать ему о сложившейся ситуации. Он извинился перед нами и удалил все обсуждения агитаторов за Дашу со своего сайта. Но чтобы усилия активистов не пропали зря и они не расстраивались, попросил учредить специальную номинацию – что мы в благодарность за понимание и оперативное решение ситуации и сделали», - сообщила подробности TelNews вице-президент, директор по маркетингу и PR Mail.Ru Анна Артамонова.


Гнев пользователей вылился на ни чем не повинного менеджера Асю Лабунскую и ее... мужа, личную информацию и контакты которого разместили в открытом доступе, со всеми вытекающими. Сама А.Лабунская считает, что высокий рейтинг Даши — не объективен. «Если бы каждый из голосующих за нее листал рейтинг, увидел Дашу и поставил 5, то это голос Рунета. А когда народ начинает просто стебаться... то это уже не голос Рунета, а накрутка», - написала она у себя в блоге.


Сама Дарья думает иначе. «Никто не считается с мнением интернет-сообществ, и это печально, поскольку именно Интернет должен выбирать свою Мисс, разве я не права?» - риторически заметила победительница в интервью TelNews. В то же время у Даши остались вопросы к организаторам конкурса: «Я не считаю, что мою кандидатуру сняли намерено, в конце концов, если верить организаторам - сотню финалисток отбирало именно жюри. Другой вопрос - каким образом жюри были показаны рейтинги интернет голосования, если ни одна из 100 лидеров не попала в топ 24 третьего тура? В данном конкурсе не было определенных критериев для участия, но в победителях, почему-то все девушки одинаковой модельной внешности. Возможно, бороться с навязанными стандартами красоты на просторах интернета все еще бессмысленно. Никто не говорит о том, что чьи-то протеже заняли нужные места в этом конкурсе, в конце концов, "кто девочку кормит, тот ее и танцует", но, к примеру, лицом Alfa Romeo стала никому не известная девушка с нулевым рейтингом, так же как и мисс Love Radio. Искренне рада за них, но не вижу в этом выгоды для спонсоров проекта».


Mail.Ru оказалась перед сложным выбором и наступила на те же грабли, что и «Рамблер». С одной стороны правила конкурса, с другой - мнение общественности. В любом случае определенная выгода с этой истории есть: конкурс привлек внимание, денег с SMS-голосов заработано больше, спонсоры довольны. Дашу отметили номинацией «Мисс leprosorium.ru», скандал замяли, вопросы остались. Как подготовить конкурс к флешмобам? Как управлять мнением общественности? Как обеспечить прозрачные и объективные условия будущих голосований? Анна Артамонова замечает: «Учитывая опыт проведения «Мисс Интернет 2007», мы столь серьезно усилили систему противодействия «накруткам», что увеличить рейтинг участницы техническими методами практически невозможно. Остается только использовать методы накрутки, основанные на человеческом факторе – когда на форумах, социальных сетях, в инстант-мессенджерах или с помощью спама группа активистов призывает пользователей проголосовать за ту или иную девушку».


Судя по всему, социальный фактор остается самым слабым звеном в любых конкурсах и сетевых мероприятиях. Управлять им можно только с помощью таких же социальных механизмов, «партизанских» акций. Однако специалистов в этой отрасли практически нет, а значит, флешмобы будут и впредь серьезным испытанием для организаторов интернет-массовок.

При перепечатке материалов ссылка на TelNews.ru обязательна.