19.09.2008 19:05 Fedor_Smirnov Постоянный URL статьи: http://telnews.ru/Fedor_Smirnov/c57470
Подбор удачного домена кажется многим тривиальной задачей. С растущей теснотой в зоне RU эта задача постепенно усложняется и требует от исполнителя немалого терпения и творческого подхода. Крупные бренды привыкли отдавать генерацию идей (например, создание торговой марки, названия продукта, слогана) сторонним креативщикам, то же самое касается и доменных имен. Постепенно придумывание доменов на заказ становится более массовой услугой, которая могла бы дополнить "джентльменский набор" отечественных регистраторов.
ВотИменно.ру: тренируемся на американцах
В этой нише работает сервис "ВотИменно.ру", специализирующийся на генерации слоганов, фирменных наименований и доменных имен коллективным разумом. По сути, проект объединяет вокруг себя некоторое количество свободных художников, которые способны обнаружить незарегистрированное, но удачное сочетание и предложить его заказчику. Такой мозговой штурм для домена в зоне RU обойдется всего в 600 рублей, причем автору идеи достанется лишь 40%.
Российский проект, запустившийся в этом году, представляет собой копию англоязычного PickyDomains.com, который работает по аналогичной модели с 2006 года. Цена за креатив в зоне COM, правда, несколько выше - $50, и доходы делятся между автором и системой поровну. Схема работы традиционна для подобных проектов: заказчик оставляет в системе некоторое подобие брифа, а пользователи старательно генерируют свободные домены, которые могут представлять интерес. Копирайтеры свободны от любых обязательств и работают над теми заказами, что им по душе. Однако и вознаграждение получает только тот, чей вариант поразил заказчика в самое сердце.
"Я начал заниматься неймингом в 2003 году, когда моим коллегам-шароварщикам понадобились красивые названия и домены, которые бы нормально звучали на английском", - рассказал создатель "Вотименно.ру" Дмитрий Давыдов в интервью TelNews. По его словам, клонированию PickyDomains.com на российской почве способствовал успех сервиса на Западе. Сейчас есть некоторый постоянный поток заказов на нейминг (максимум 7 поручений в сутки), среди которых домены составляют около 70%.
Безграничное доверие за 50 рублей
Понятно, что при демократичных расценках и небольшом количестве заказов сервис будет приносить весьма скромный доход. Такая бизнес-модель выбрана Дмитрием Давыдовым вполне осознанно. До недавнего времени услуги креативщиков, в том числе, и по придумыванию подходящих доменных имен, стоили весьма недешево - от нескольких тысяч до сотен тысяч долларов. В "Нейминг.ру", например, стоимость услуги будет варьироваться в зависимости от конечной цели и от рынка, на котором будет работать проект. Идея хорошего домена может обойтись заказчику от 500 до 7000 евро.
Совсем уж удивительной кажется безрисковая сущность "Вотименно.ру", на которую делают особый упор создатели сервиса. Если заказчик, получивший достаточное количество вариантов, все равно остался недоволен работой копирайтеров, он может получить предоплату обратно в полном объеме. Как правило, онлайновые сервисы, эксплуатирующие "коллективный разум", не идут на такой шаг. Если договорные условия были выполнены полностью, оплата не возвращается. В случае с доменами по низкой цене это создает дополнительную угрозу: никто не мешает заказчику зарегистрировать понравившиеся варианты, а потом со спокойной совестью забрать деньги.
По утверждению Дмитрия Давыдова, с подобными случаями "воровства" он пока не сталкивался. "Большинство наших клиентов - серьезные люди с деньгами, им нужно просто имя, они не будут "кидать" за 600 рублей, - уверен он. - Но есть категория "школьнегов", которые могут попытаться злоупотребить сервисом". Единственной страховкой, которая практикуется в настоящее время, является удержание части суммы (50 рублей), пока администрация не удостоверится, что предложенные авторами варианты не были зарегистрированы.
Вопрос честности заказчика при такой схеме выходит на первый план, ведь регистрация домена намного менее затратна, чем регистрация торговой марки, - высказал свое мнение Алексей Дементьев, руководитель партнерских программ E-generator.ru.
Аксессуары для регистраторов
Регистрация домена и торговой марки зачастую взаимосвязанные процессы. В "Е-генераторе" 9 из 10 клиентов, заказавших разработку названия для бренда, пользуются и дополнительными "доменными" услугами. Под выбранный вариант проверяются имена во всех популярных зонах.
"Если же говорить об отдельной генерации доменных имен, то отмечу, что вероятность "занятости" доменов приблизительно такая же, как и вероятность существования потенциальной торговой марки, - рассказал Алексей Дементьев. - Правда, в офлайне намного больше товарных групп, чем доменов второго уровня в Интернете, потому выбор "сетевого имени" несколько чаще натыкается на ответ "занято" со стороны регистраторов". Непосредственно генерацию доменных имен в "Е-генераторе" заказывают стартапы, готовые рассматривать самые сумасшедшие варианты.
Дмитрий Давыдов рассказал, что "Вотименно.ру" пока не занимается монетизацией невыкупленных имен. Теоретически сервис может выбрать удачный вариант, перепродать его непосредственно заказчику и заплатить часть денег автору. Однако самостоятельная регистрация "доменных идей", например, с целью выставления на аукцион, не производится.
Идея интеграции подобных сервисов с сайтами регистраторов или их партнеров кажется весьма разумной. Хорошие варианты хочется сразу же зарегистрировать, и наоборот, многие посетители регистраторских сайтов не отказались бы от помощи в подборе доменного имени по разумной цене. Наконец, неиспользованные результаты мозговых штурмов можно сбывать домейнерам. Не исключено, что что-то подобное появится в Рунете в ближайшие месяцы.
|