Главное расписание Рунета: без претензий на полноту?
18.09.2008 22:50 dvas Постоянный URL статьи: http://telnews.ru/dvas/c57198

Несколько лет назад на сайтах аэропортов начали появляться уже не расписания, а онлайновые табло, на которых можно было увидеть то же самое, что видят люди на настоящих табло непосредственно в здании. Сервису, впрочем, никто не уделял много внимания. Самыми передовыми в плане онлайн-табло оказались столичные аэропорты Домодедово и Шереметьево. Однако даже эти два самых лучших образца оказались совсем не лишенными недостатков, что спровоцировало открытие множества сервисов, предоставляющих агрегированные из разных источников расписания, например, tutu.ru. Вполне в русле этих тенденций оказался Яндекс, предоставив в апреле этого года beta-версию своего сервиса "Яндекс.Расписания".

 

Откуда дровишки?

 

Можно, конечно, предположить, что информацию для этого сервиса собирает паук Яндекса, вырвавшийся на свободу и ползающий теперь по аэропортам и вокзалам. Хотя на самом деле все куда проще: информацию для своего сервиса Яндекс не собирает сам, а закупает у ЗАО "Агент.Ру" и ЗАО "Трансинфосеть". Поставщик данных, касающихся авиарейсов, "Агент.Ру", получает информационные сообщения от авиакомпаний и аэропортов, честно признаваясь, что в режиме реального времени данные поступают только из столичных аэропортов и от крупных компаний, а от других поставщиков - с задержками. Компания "Трансинфосеть" - официальный партнер Московской железной дороги, участвовавший в разработке системы "Экспресс". Есть у "Яндекса" и другие поставщики информации: международный аэропорт "Домодедово", ульяновская компания "Олвен-Авто", занимающаяся автоматизацией работы автовокзалов и бронированием билетов на автобусы.

 

Менеджер сервиса "Яндекс.Расписания" Дмитрий Крюков говорит о заинтересованности сервиса в сотрудничестве со всеми перевозчиками, которые способны регулярно поставлять информацию о расписаниях своих рейсов и гарантировать ее точность. Акцент в развитии администрация сервиса ставит именно на привлечение новых перевозчиков. Проблема заключается в том, что не все перевозчики готовы регулярно присылать обновленные версии своих расписаний. Сейчас ведутся переговоры с РЖД, касающиеся интеграции сервиса "Яндекс.Расписания" со службами, предоставляемыми официальным сайтом железнодорожников. 

 

Другое направление развития - это пользовательская информация. Пока, к сожалению, трудно ожидать, чтобы пользователи сами сообщали о задержке рейса. Для этого необходимо выполнение двух условий: наличие доступа в Интернет у большого количества посетителей аэропорта (либо в мобильном телефоне, либо в ноутбуке через Wi-Fi) и наличие у человека соответствующей мотивации. Сегодня в качестве основной формы получения пользовательской информации, по словам Дмитрия Крюкова, планируется задействовать форумы или сообщества, где пользователи рассказывают об удобных маршрутах из пункта А в пункт Б.

 

Быстрее - можно, дешевле - нельзя

 

Перспективы развития сервиса связаны не только с взаимодействием с другими перевозчиками или в работой с пользовательским контентом. Можно менять еще алгоритмы поиска и выдачи маршрутов. Сейчас маршруты отсортированы на сайте по времени в пути. Сервис может подсказать, как добраться из одного города в другой, даже если прямого сообщения между ними нет. В дальнейшем планируется улучшать алгоритм поиска оптимального маршрута. Вопрос о введении такого критерия оптимизации как стоимость рейса остается пока открытым. Дмитрий Крюков утверждает, что основные сложности связаны с быстрым изменением стоимости авиабилетов.

При перепечатке материалов ссылка на TelNews.ru обязательна.