Интернет-торговля на холостом ходу
26.08.2008 12:15 dvas Постоянный URL статьи: http://telnews.ru/dvas/c49656

Причин тому множество. Первая и основная — люди просто не привыкли покупать в Интернете. Не доверяют, боятся, не умеют. Однако представители интернет-магазинов считают, что беда эта поправимая.


Татьяна Цветкова, руководитель отдела маркетинга интернет-супермаркета Softkey:


«Недоверие к неизвестному присуще всем нормальным людям. Сеть постоянно развиваются, все новые территории получают в нее доступ, и, как следствие, в Рунете по-является большое количество неопытных пользователей. Там, где Интернет в обиходе давно, и у людей выход в Сеть не вызывает никаких сложностей, популярность вирту-альных покупок только возрастает, что вполне объяснимо: интернет-продавцы дают клиентам гораздо больше возможностей, чем традиционные магазины. Однажды офор-мив заказ в онлайне и оценив такие преимущества, как богатый ассортимент интернет-магазинов, экономия времени, удобство и простота заказа, большинство покупателей становятся приверженцами сетевого шопинга. Так что здесь вопрос скорее не в воспи-тании привычки, а в наличии самого инструмента. Ведь сложно ожидать, что в отда-ленных регионах с ограниченным доступом в Интернет покупательская активность бу-дет столь же высока, как в индустриальных центрах. На интернет-магазинах же ле-жит задача предоставить покупателям надежный канал, через который можно быстро и просто приобрести любой товар».


Борьба ведется с переменным успехом. С одной стороны, все очень неплохо. Так, на-пример, выручка Ozon.ru за последний год выросла на 78%. С другой — проблем масса. Трудности существуют с охватом регионов — у того же «Озона» доля московских покупателей — 49%. Сложности с доставкой в регионы — обычное дело. Даже если ре-шить технические проблемы, доставка в регионы настолько дорога, что сводит на нет все выгоды онлайнового приобретения.


Еще одна головная боль – оплата заказов. Дело в том, что свои счета в электронных платежных системах есть не у всех пользователей Рунета, а оплата пластиковой картой крайне затруднена при использовании карт Maestro и Visa Electron, ввиду того, что по-следние не предоставляют должных механизмов идентификации. Из всех вариантов люди по-прежнему выбирают оплату наличными курьеру — доля таких покупок составляет более 70%. Согласно мировой статистике, более 60% пользователей предпочитают оплату картой. Очевидно, чтобы повысить популярность интернет-магазинов, следует развивать использование пластиковых карт вообще.


В настоящее время цифры варьируются от магазина к магазину, и весьма существен-но. Если у «Озона» те же цифры, что и в исследовании компании «Ромир», то у магазина Softkey другой расклад: в первом полугодии 2008 года 30% покупателей оплатили заказы электронными деньгами, столько же — пластиковыми картами. Это, впрочем, понятно: курьерская доставка у магазина весьма и весьма редкое явление — в нем продаются про-граммы. Смущает другое. Если просуммировать имеющиеся цифры, то ясно, что элек-тронным образом (ЭПС или картой) покупатели оплатили всего 60% заказов. При том, что 80% заказов — заказы download-версий программ. Получается, что как минимум треть покупателей, заказавших электронные версии программ, вынуждены были выходить из дому для оплаты товара, который потом скачивали из Интернета.


А как у них?


Абсолютно фантастическое  исследование компаний «Комкон»  и SpyLog, проведенное в феврале этого года, показало, что Ozon.ru — самый популярный сайт Рунета. Не желая умалить качество методик опроса, использованных аналитиками этих компаний, отметим, что в такие результаты никто не поверил даже в «Озоне». Да и трудно поверить в статистику, где в список наиболее популярных сайтов вообще не попали социальные сети vkontakte.ru  и odnoklassniki.ru. Кроме того, интернет-магазин не становился самым популярным сайтом нигде и никогда — такова уж специфика. Согласно данным Alexa.com, реальность заключается в том, что «Озон» в России занимает семидесятую строчку в рейтинге популярности. И это — печальный факт для отечественной интернет-торговли. В США Amazon.com  — тринадцатый. Есть, правда, и радостный момент: на восемнадцатой строчке рейтинга находится marketgid.com  — каталог, позволяющий сравнить предложения разных интернет-магазинов. Категорий товаров, с ко-торыми работает marketgid очень много — на самом деле, все, что представлено на онлайн-рынке, есть на marketgid. Такой результат проще всего объяснить тем, что доля Ozon.ru на российском рынке ниже, чем Amazon.com — на американском. Хотя самые пе-редовые тут не американцы, а немцы — у них Amazon стал десятым.


Офлайн не у дел


Однако Amazon, прежде чем стать популярным, проводил активную рекламную кампанию среди пользователей офлайновых СМИ, что и понятно — успешными в Сети чаще всего и оказываются проекты, приводящие своего пользователя в Интернет самостоятель-но, потому что основным конкурентом интернет-сайта является не другой интернет-сайт, а офлайн. Была непродолжительная телерекламная кампания и у Ozon.ru. Однако не все следуют примеру этих магазинов. На вопрос о том, почему рекламу Softkey.ru в офлайне не найти, был получен следующий ответ.


Татьяна Цветкова, руководитель отдела маркетинга интернет-супермаркета Softkey:


«...наша целевая аудитория – пользователи Рунета, и именно к ним мы обращаемся прежде всего. По данным нашего опроса клиентов, большинство узнают о нас на сайтах разработчиков программ, что понятно: Softkey давно зарекомендовал себя как хорошо отлаженная платформа для организации собственного канала интернет-продаж для вендоров. Кроме того, много внимания мы уделяем работе с сайтом интернет-магазина, так чтобы он был хорошо представлен в поисковых системах».


Понятно, что дела у российских интернет-магазинов идут, в целом, неплохо. Рост продаж налицо, растут обороты и прибыль. Однако рост этот по сути своей экстенсивный — за счет притока пользователей в Сеть. Для обеспечения устойчивого развития нужно две вещи. Первая — это выход в офлайн. Второе — и это уже от интернет-магазинов практически не зависит непосредственно — внедрение культуры интернет-платежей. Тут, вероятно, нужно запастись терпением».

При перепечатке материалов ссылка на TelNews.ru обязательна.