Перевоспитание mp3-торговцев закончилось прокуратурой
00.00.0000 00:00 Fedor_Smirnov Постоянный URL статьи: http://telnews.ru/Fedor_Smirnov/c36494
Как утверждают в ChronoPay, никакого демонстративного «отключения РОМСа» не было. Просто процессинговый центр ограничился обслуживанием двух категорий клиентов: имеющих прямые договора с правообладателями, либо лицензии ФАИР. Свой выбор, как сообщал TelNews, компания мотивировала уступчивостью партнерской организации. ФАИР согласился пройти аудит и выплачивать правообладателям более справедливое вознаграждение – 50% вместо прежних 15%. Аналогичных действий ChronoPay ожидал и от РОМСа – организации по коллективному управлению авторскими правами, среди лицензиатов которой был замечен злейший враг ВТО – сайт AllOfMp3.com.

«Мы не пытаемся заставить коллективных управляющих играть по нашим правилам, - обозначил позицию процессинговой компании Денис Сотин, вице-президент по операционной деятельности ChronoPay. - Решение работать только с лицензиатами ФАИРа или с магазинами, работающими по прямым договорам – исключительно наше бизнес-решение, которое было предварительно доведено до представителей mp3-магазинов. Так что для наших контрагентов это событие не должно было стать неожиданностью. Все, кто хотел, имели возможность заблаговременно получить лицензию ФАИРа и начать работать по приемлемой для нас схеме». Он подчеркнул также, что после 1 апреля РОМС не пытался урегулировать ситуацию путем переговоров.

Пикантной деталью в этом скандале является то, что на долю ChronoPay приходится порядка 95% платежей на отечественном интернет-рынке музыкального контента. То есть, по сути, РОМС был лишен свободы выбора, а пресловутое обеспечение прозрачности рынка со стороны напоминало попытку диктовать свои условия «коллективным управляющим», а вместе с ними – и mp3-сервисам. Денис Сотин сообщил, что ситуация с фактическим доминированием ChronoPay в секторе онлайн-продаж mp3 «сложилась исторически». «На практике никаких ограничений по работе с другими процессинговыми компаниями или напрямую с банками у музыкальных онлайн-магазинов не существует. Все упирается исключительно в вопрос договоренностей», - добавил он.

В РОМСе уверены, что компания, осуществляющая процессинг платежей, незаконно вмешивается в деятельность других хозяйствующих субъектов. Соответственно, по итогам рассмотрения жалобы ОБЭП УВД Западного административного округа Москвы может возбудить уголовное дело по статье 169 УК РФ. «Ведомости» приводят комментарий Ирины Тулубьевой, управляющего партнера юридической фирмы «Тулубьева, Осипов и партнеры». Юрист утверждает, что перспективы у жалобы РОМС почти нулевые, поскольку антимонопольное законодательство не распространяется на деятельность «коллективных управляющих».

«Ссылки на антимонопольное законодательство тут безотносительны, так как оно распространяется только на отношения между, допустим, НП РОМС и ФАИР, но никак не на отношения НП РОМС с ChronoPay», - прокомментировал генеральный директор РОМСа Олег Незус в интервью TelNews. Процессинговая компания возлагает надежды на компетентность правоохранительных органов, будучи уверена, что ничьих интересов не ущемляла.

Обе организации по коллективному управлению авторскими правами – РОМС и ФАИР – балансируют на грани запретного. TelNews не раз рассматривал юридические тонкости, позволяющие работать с обширными каталогами музыки при отсутствии прямых договоренностей с правообладателями. Пока Запад боролся за закрытие AllOfMp3.com, его «коллега» AllTunes.com выиграл иск к Росбанку, который прекратил прием платежей у пользователей сервиса по требованию Visa.

Возможность неоднозначной трактовки законодательства сквозит и в комментарии Сони Соколовой, которая представляет сервис Soundkey.ru, работающий только по прямым договорам. «Вопрос не в величине предлагаемых отчислений, а в том, готовы ли правообладатели работать с упомянутыми обществами. К сожалению, в этом отношении ни РОМС, ни ФАИР сколько-нибудь существенным количеством прямых лицензиатов похвастаться не могут. Следовательно, любой сайт, который сейчас работает по подобной схеме и, прикрываясь лицензиями, торгует внушительными западными и российскими музыкальными каталогами, нарушает действующее законодательство», - утверждает она. - Мне кажется, сейчас мы наблюдаем практически героев Джека Лондона и О'Генри в онлайн-версии. Эпоха первичного накопления капитала в Сети непосредственно связана с веселым азартом, который так привлекает многих романтиков от Интернета. Кураж и азарт, с которым работают эти ребята, когда-нибудь привлекут своих летописцев. Но их время все же проходит».
При перепечатке материалов ссылка на TelNews.ru обязательна.