00.00.0000 00:00 Boris_Bogdanov Постоянный URL статьи: http://telnews.ru/Boris_Bogdanov/c35406
Правда, пока на Западе, но, чем черт не шутит, и до нас дойдет. Потенциальную силу этой идеи и её перспективы просто кожей ощущает большинство заинтересовавшихся. Благо, количество блоггеров постоянно растет, западных гуру читают внимательно и вдумчиво, аккуратно подчеркивая строчки с цифрами посещений и доходов. Записи, скажем, Стива Павлины (Steve Pavlina) вызывают чувства, близкие к эйфории. Да и как инструмент для продвижения чего угодно блоггинг, коммьюнити и другие модные Web 2.0 явления кажутся очень и очень перспективными.
Вопрос в том, что сейчас блоггинг – такой же термин, как тот же «сайт» когда-то: за одним и тем же словом скрываются настолько разные явления, что объединять их и ставить на одну доску даже как-то неудобно. Что объединяет маленький дневник с 5 читателями где-нибудь на LiveJournal, который пришел на смену домашним страницам, и, скажем, TechCrunch или Интернетные штучки? Кроме сугубо формальных признаков, не несущих, на самом деле, особой нагрузки – ничего.
Разделение проходит достаточно четко: личные дневники, с которых, собственно, и начинался блоггинг, как явление, блоггинг «тематический», всё больше и больше напоминающий отраслевые СМИ в миниатюре (впрочем, далеко не обязательно в миниатюре – количество материалов, их качество и охват аудитории могут быть гораздо выше) и блоги, направленные на продвижение или сопровождение продукта.
Если оставить за скобками личные дневники, то можно сказать, что владельцы практически любого блога рано или поздно задумываются о получении прибыли или, скажем шире, выгоды. Блоги, связанные с каким-либо товаром изначально ориентированы на это – пусть прибыль может приходить и опосредовано через увеличение продаж, снижение расходов на сопровождение и т.д. Беда в том, что пока за понятием «продвижение в блогах и коммьюнити» всё больше подразумевается не создание собственных качественных материалов, способных привлечь читателей, сформировать стабильный круг лояльной аудитории, а тупой спам, забивающий чужие блоги, сайты, форумы… Более того, если посмотреть в требования о найме «исполнителей», вы не увидите там никаких требований грамотности, умению работать с аудиторией и т.д. Зачем? Для копипейста в сотню сообществ одного и того же фрагмента текста это не требуется. Корпоративных же блогов и программ по продвижению «социальными средствами» пока в России до обидного мало. К сожалению, такое начало может сыграть негативную роль в будущем – отсутствие ярких общеизвестных отечественных success stories подрывает доверие к самому методу. Если другим не удалось, то зачем нам вообще пытаться?
Интереснее блоги тематические. Благо сегмент это обширный и очень активно развивающийся. С перерождением узких профессионалов в центры влияния всё более или менее понятно. Темы более-менее популярные становятся прибежищем нарождающихся новых СМИ. Уже сейчас во многих случаях стадии «взросления» выглядят примерно так – просто персональный блог талантливого человека, хорошо пишущего, о том, что ему интересно. В какой-то момент блог набирает солидное число читателей и начинает приносить множество приятных, пусть и нематериальных бонусов – признание, известность, интервью, предложения о работе… Начинается интересный процесс – даже если блог уже не приносит изначального удовлетворения от самого процесса постописательства, бросить жалко – слишком много плюсов от него, слишком много труда вложено. Снижение частоты сообщений или их качества – потеря читателей… Вот и начинается поиск соавторов, когда добровольцев, а когда и просто наемных работников. Правда, контроль за качеством вряд ли уйдет из рук «отца-основателя»: всё же детище своё, родное, да и недосмотришь – кто ж знает, что дальше будет. Ничего модель не напоминает? Редактор и авторы, упрощенная схема взаимодействия в рамках обычных СМИ. Особенно интересно и забавно, когда происходит это с профессиональными журналистами, изначально занимавшихся блогами для себя и чтобы хоть где-то найти отдушину от достаточно жестких рамок традиционных изданий. Другой вопрос, что действует тут тот же естественный отбор, что и везде – на один успешный блог, у которого есть хотя бы шанс перейти на следующий уровень, приходятся тысячи блогов, никому неизвестных, пусть, возможно, и не уступающих ему по качеству.
Говорить об полной финансовой окупаемости таких проектов в России пока рано (впрочем, может я просто не знаю примеров?..). Да и примеры такого перерождения здесь пока редки. В тех же Штатах это уже вполне отработанный процесс. Да и тематический контент, как проповедуют гуру контекстной рекламы, наиболее привлекателен…
|