15.01.2007 16:33 Dmitrij_Rodin Постоянный URL статьи: http://telnews.ru/Dmitrij_Rodin/c34816
А начиналось все больше двух лет назад, когда ничего не подозревающие работники малоизвестного российского почтового сервиса «Gmail.ru» вдруг столкнулись с небывалым наплывом пользователей – это было самое начало расцвета сетевой раздачи инвайтов в недавно открытый усилиями Google проект Gmail.com. Тогда многие пользователи, еще не успевшие разобраться, что к чему, ошибочно регистрировались на отечественном почтовом сервисе, не имевшем к широко разрекламированному детищу Google никакого отношения. Стоит отметить, что российский проект появился на год раньше, хотя доменное имя gmail.ru и было зарегистрировано лишь спустя восемь лет после регистрации gmail.com – в 2003 году – и стало сокращением от General Mail.
При этом многие помнят судебное разбирательство, закончившееся не в пользу Google, когда выяснилось, что немец Даниель Гирш создал свой Gmail – по первой букве своей фамилии. Аналогичный процесс был и в Великобритании, в результате которого Gmail был вынужден сменить название на Google Mail. С другой стороны, в 2004 году у российского владельца домена Google.ru отсудили-таки право на его использование, что лишний раз напомнило генеральному директору веб-студии «Сёма.Ру» Семену Владимировичу Буденному, в какой стране мы живем, и о том, что стоит в связи с этим перестраховаться.
В настоящее время Gmail.ru, зарегистрировавший свой товарный знак, помимо собственно бесплатной почты, предоставляет еще 5 сервисов, последний из которых (Маркет) был представлен совсем недавно. В настоящее время на Gmail.Ru зарегистрировано более 137 тысяч пользователей, но амбиции Семена Владимировича Буденного и его команды распространяются намного дальше, о чем они и рассказали в интервью Telnews:
- Вы рассчитываете однажды продать Google права на доменное имя gmail.ru? Были ли уже какие-то контакты с Google?
- Говорить о том, что именно компании Google мы рассчитываем продать проект «Gmail.Ru» было бы преждевременным. Действительно, на первый взгляд именно Google как владелец одноименного почтового сервиса «Gmail.Com» является потенциальным покупателем проекта «Gmail.Ru». На деле же всё обстоит несколько иначе. Во-первых, Google не проявлял какой либо инициативы в вопросе приобретения проекта «Gmail.Ru» (по крайней мере, в ракурсе поставленного вопроса). Во-вторых, с момента регистрации торговой марки «Gmail.Ru» мы получили ряд предложений от отечественных и иностранных инвесторов, заинтересованных в развитии проекта. Нельзя не заметить следующее: предложения о продаже Gmail.Ru и о сотрудничестве в рамках этого проекта поступали нам и раньше. Однако именно с момента регистрации торговой марки Gmail.Ru высказываемые потенциальными партнерами предложения стали достаточно привлекательными как в финансовом аспекте, так и с точки зрения развития долговременного сотрудничества, чтобы согласиться их обсуждать.
Возвращаясь к вопросу о возможности продажи проекта «Gmail.Ru» компании Google. Если рассматривать проект именно с точки зрения его продажи, то Google как компания для нас ничем не отличается от любой иной структуры, выразившей желание приобрести права на проект или участвовать в его развитии. Т.е. всё сводится к традиционному вопросу рыночных отношений, а именно, кто больше заплатит, или же по совокупности сопутствующих факторов, какой именно из видов предложенных к рассмотрению сделок мы сочтем для себя наиболее приемлемым. Поэтому говорить о том, что именно Google является для нас наиболее приемлемым покупателем проекта, в свете вышеизложенного, я бы не стал. Разумеется, все мы прекрасно понимаем, что если бы название сервиса «Gmail.Com» не было созвучно с сервисом «Gmail.Ru», то интерес инвесторов к последнему был бы на порядок ниже. Но произошло то, что произошло: «Gmail.Ru» был создан до рождения «Gmail.Com» и развивался самостоятельно.
- Почему решение зарегистрировать товарный знак было принято только сейчас?
- Это не совсем так. Решение о регистрации торговой марки «Gmail.Ru» было принято нами немедленно после возникновения прецедента в отечественной законодательной практике, когда западная компания отсудила домен у его российского владельца, опираясь на свои права на торговую марку. Особенность этого прецедента заключалась в том, что доменное имя было зарегистрировано его владельцем до того, как была зарегистрирована данная торговая марка. Однако по принятому в России законодательству, именно владелец торговой марки имеет приоритетное право на использование созвучного с торговой маркой доменного имени. То есть судебная практика стала складываться не в пользу добросовестных владельцев доменных имен и возникла тенденция т.н. «обратного захвата доменного имени». Поэтому еще в начале 2005 года мы начали готовить документы для подачи в «Роспатент» заявки на регистрацию торговой марки, аналогичной нашему домену «Gmail.Ru».
Возможно, многие профессиональные пользователи сети еще не понимают всей необходимости регистрации торговой марки для закрепления за ними прав на используемый ими домен. Скажу даже больше, исходя из действующего законодательства, владельцы многих доменов не осознают, что они находятся перед фактором угрозы не только лишиться своего доменного имени, но и получить иск от владельца торговой марки, которая даже частично созвучна с используемым доменом вплоть до уголовного преследования. Поэтому, исходя из сложившейся ситуации, наша компания в рамках отдельно созданного подразделения стала оказывать услуги по регистрации товарных знаков добросовестным владельцам доменных имен. Разумеется, начали мы с собственной клиентской базы (благо, у студии несколько сотен клиентов – владельцев доменных имён). Однако мы не отказываем в помощи любой обратившейся к нам организации или частному лицу, которые пожелают закрепить за собой юридические права на используемое доменное имя.
- Чем обусловлено введение в эксплуатацию новых серверных мощностей, рассчитанных на 10 миллионов пользователей?
- Хороший вопрос. Уже две недели мы тестируем новое оборудование, на которое будет перемещён сервис «Gmail.Ru». Необходимость в радикальном обновлении «железа» назревала давно. Но именно этой осенью вопрос стал более чем актуальным. Дело в том, что «Gmail.Ru» достиг очередного этапа своего развития, после которого одним только программным обеспечением добиться сохранения быстродействия сервиса не представляется возможным. Желая сохранить быстродействие «хождения почты» и стараясь доставить существующим пользователям минимальные неудобства, мы временно приостановили открытие в системе новых аккаунтов. Не забывайте, что сервис «Gmail.Ru» обслуживает не только почту под доменом «Gmail.Ru», но и почту еще десятка доменов, количество пользователей которых исчисляется многими тысячами активных аккаунтов.
Разумеется, ввод в эксплуатацию нового оборудования - это не спонтанное решение, а «отработка» возросшего пользовательского интереса. Очевидно, что, располагая определенным техническим резервом, мы сможем без снижения качества обслужить большее число пользователей. Поскольку спрос на сервис бесплатной почты остается на неизменно высоком уровне, то с учетом роста российского сегмента Интернета несложно сложить «два плюс два», чтобы понять, что на рынке электронной почты есть куда развиваться. Собственно, эти обстоятельства и предопределяют дальнейшее развитие «Gmail.Ru», и развитие его технической части является насущной необходимостью.
- Прокомментируйте, пожалуйста, тенденцию почтовых ресурсов наполнять свои проекты другими сервисами. Это оправданная необходимость на сегодняшний день?
- Да, полностью оправданная. Что такое почтовый ресурс? Это сервис электронной почты. Но для обслуживания сервиса требуются определенные ресурсы и средства. Если почтовый ресурс не является элементом другого бизнеса, то его владелец постоянно «озадачен» вопросом расширения своей аудитории, чтобы расширить его рекламные возможности и, как минимум, окупить свои расходы. В этом отношении очевидным решением является предоставление пользователям дополнительных сервисов. Поэтому в склонности «почтовиков» к портальной схеме организации нет ничего удивительного.
Хотелось бы также отметить следующую хорошую тенденцию российской Сети. За последние годы в ней выросли многие интересные проекты, которые позволяют подключать к единой базе различные точки входа (та же «Mamba.Ru» , например). Эти сервисы позволяют без особых затрат развивать портальную схему из почтовых систем.
- Оправдали ли себя сервисы Gmail.Ru (Работа, Маркет и т.д.)? Какие из них являются наиболее успешными?
- Работа каждого из сервисов напрямую связана с собственной аудиторией «Gmail.Ru». Подключая эти ресурсы, мы не рассчитывали привлечь к «Gmail.Ru» новую аудиторию, а скорее хотели предоставить больше возможностей существующим пользователям системы. Поэтому говорить об успехе каждого из них в отдельности сейчас не целесообразно. Во-первых, они были анонсированы сравнительно недавно, а во-вторых, не все еще сделано в этих сервисах так, как нам бы того хотелось. Полагаю, что к весне 2007 года эти сервисы получат широкую известность. Не ранее того. Если же говорить об успешности этих проектов, то, безусловно, аудитория «Gmail.Ru» использует их, а, следовательно, они востребованы.
- Обрисуйте, пожалуйста, вкратце принцип работы сервиса «Маркет» и его отличия от аналогичных проектов.
- Сервис «Маркет» является результатом сотрудничества двух ресурсов: «Auka.Ru» и «Gmail.Ru». Как вы знаете, в сети есть много систем, которые позволяют продавать товары. Но заметьте, большей частью все эти системы ориентированы на новые товары и как следствие, рекламодателем выступает фирма-продавец. А вот как быть тем, кто хочет реализовать товар, бывший в употреблении, или же продать товар в частном порядке? Для таких пользователей (чаще всего это физические лица) сеть, как ни странно, так и не предоставила единого решения. Безусловно, есть форумы, барахолки, каталоги и прочие ресурсы, на которых любой желающий может разместить свое частное объявление. Но вся эта сообщность ресурсов не является системной. То есть, чтобы продать тот же мобильный телефон, надо посетить несколько десятков форумов и на каждом из них зарегистрироваться - потратить время, без какой-либо вменяемой гарантии того, что объявление будет вообще прочитано (не говоря уж о том, что оно будет востребовано).
Вот именно эту задачу – создание единой системы продаж – и решает «Маркет». Это не сетевая «барахолка» и не место «слива всего и вся». Это цельная система, позволяющая пользователю работать в различных режимах и предоставлять информацию о своем товаре в выгодном свете. «Маркет» одинаково работает как с новыми товарами, так и с бывшими в употреблении. Для его использования нет необходимости быть юридическим лицом, поскольку система предоставляет всем своим пользователям равные права. Если же говорить о сервисах, которые предоставляет своим пользователям «Маркет», то здесь он вне конкуренции. Поддержка различных режимов продаж (фиксированная цена, торги, аукцион), отличная система фильтров, четкая классификация категорий, удобный поиск и много что еще делают работу с «Маркетом» чрезвычайно удобной и покупателям и продавцам. Если описать предназначение «Маркета» коротко, то это универсальный магазин купли-продажи всего, что не запрещено.
- Насколько прибыльным является «Gmail.Ru», и за счет чего поступает основной доход от этого проекта?
- В настоящее время «Gmail.Ru» находится в том «детском» периоде своего развития, который и определяет его будущее. Мы тесно сотрудничаем с системой «Бегун», развиваем дополнительные сервисы. Контекстная реклама вкупе с побочной рекламой нашей иной деятельности устойчиво сохраняют рентабельность проекта. Его же развитие осуществляется за счет инвестиций. Мы полагаем, что с момента, когда количество пользователей системы перешагнет планку в полмиллиона регистраций, можно будет говорить о прибыли с проекта. Сейчас же все, что проект зарабатывает, идет на его поддержку и дальнейшее развитие. Если выражаться точнее, то на создание репутации и доверия пользователей.
- Расскажите, пожалуйста, о планах Gmail.Ru.
- Занять к концу 2007 года не менее 3% рынка Российской электронной почты. И это - главная задача. Поэтому мы будем не только совершенствовать систему технически, но и будем расширять пользовательские функции. Так, например, сегодня базовая квота почтового ящика «Gmail.Ru» - 51 мегабайт. При этом с момента регистрации аккаунта объём почтового ящика пользователя увеличивается на 1 мегабайт в сутки. Мы не будем отходить от этого принципа, но в ближайшее время базовая квота почтового ящика заметно увеличится. Далее мы интегрируем в систему весьма эффективный алгоритм защиты от спама. Проведенные эксперименты с данным алгоритмом показали, что «спам-трафик» можно отфильтровывать более чем на 98%, расходуя на саму фильтрацию менее 0,01% ресурсов системы. Мы видим большое будущее за этим принципом и сейчас занимаемся введением этого алгоритма в практическую эксплуатацию.
Безусловно, получат дальнейшее развитие и сопутствующие сервисы. В ближайших планах - подключение пользовательских блогов и места для интерактивного общения (чаты). Некоторые проекты опираются на наши собственные разработки, а иные - на сторонних разработчиков, которым мы доверяем. Ну и конечно, если наши переговоры сложатся успешно, «Gmail.Ru» получит серьезный инвестиционный пакет, который позволит сервису заявить о себе так, как он того заслуживает.
|