Пятая колонна Рунета — американцы выходят на тропу войны?

Опубликовано: 05.11.2008, 10:19 Автор: Николай Двас Рубрики: мнения
Пятая колонна Рунета — американцы выходят на тропу войны? Само по себе слово «пропаганда» означает просто «распространение» и не несет в себе никакой оценочной составляющей. Однако за годы употребления его значение трансформировалось, и теперь под пропагандой понимается распространение информации с целью формирования у аудитории определенных взглядов.

Именно такой деятельностью и предстоит заняться команде людей, нанятых государственным департаментом США. Работа им предстоит поистине непростая — посещать интернет-сайты, блоги, чаты, форумы, в том числе и рунетовские, и доводить до сведения заинтересованных участников положение дел по тому или иному, связанному с Америкой, вопросу. Правда, сами работники никогда не скажут, что занимаются пропагандой — для этого слова еще в шестидесятых годах прошлого века придумали специальный эвфемизм — «публичная дипломатия».


Публичный белый дом


Термин этот возник в разгар холодной войны: впервые его использовал американский дипломат Эдвард Гильон в связи с основанием центра Эдварда Марроу, который, по иронии судьбы, на тот момент совершенно не сочувствовал властям своей страны и был одним из тех, кто в 1954 году поставил крест на карьере Маккарти. Идея господина Марроу была очень простой: влиять на умы людей, чтобы те, в свою очередь, сами влияли на свои правительства. При этом поначалу термин «публичная дипломатия» предполагалось понимать как синоним словосочетания «правдивая пропаганда»: «Правда — лучшая пропаганда, а ложь — худшая. Чтобы быть убедительными, мы должны быть правдоподобными; чтобы быть правдоподобными, мы должны быть заслуживающими доверия; чтобы заслуживать доверие, мы должны быть правдивыми», — вывел формулу пионер американской журналистики. Так или иначе, публичная дипломатия быстро ушла из рук частных центров и стала прерогативой госдепа США. И начали появляться странные законы, такие как акт Смита-Мундта, ограничивающий распространение внутри Америки данных, предназначенных для работы публичных дипломатов. Несмотря на имеющиеся оправдания этого решения, оно плохо уживается с утверждением Эдварда Марроу. Впрочем, в Советском Союзе также развивалось направление публичной дипломатии — например, книжка «100 questions and answers about USSR». И без всяких законодательных актов это издание очень сильно отличалось от своей русскоязычной версии. Так или иначе, в доинтернетовскую эпоху, публичная дипломатия ограничивалась только и исключительно более-менее регулируемыми каналами типа СМИ или печатных книг, что сдерживало буйную фантазию публичных «дипломатов». Сегодня таких преград нет.


Контрпропаганда или информирование?


Возникает закономерный вопрос: зачем вся эта деятельность нужна сейчас, когда холодная война миновала, а новая еще не началась. Тем не менее, в Рунете достаточно сильны антизападные настроения, причем «легко включаемые»: антиэстонские, антигрузинсткие, антиамериканские — в зависимости от конкретного информационного повода. Преподаватель тартуского университета Роман Лейбов считает, что это связано как с общественно-политическими процессами в России, так и с демократизацией Интернета, все более адекватно отражающего риторические практики русских людей. Однако имеет место и прямая пропаганда — типа агрессивной спам-кампании по раскрутке ролика с «осетинской девушкой». В новых реалиях должно было заработать то, что мы привыкли называть словами «система сдержек и противовесов».


Впрочем, говоря о приведенной новости, нельзя не отметить нескольких вещей. Во-первых, это не эхо холодной войны, как хотелось бы думать многим. Прежде всего, работа американских чиновников будет обращена на исламские страны. Во-вторых, собственно в Рунете деятельность еще не начиналась — и на ближайшее время четко очерченных перспектив нет. В-третьих, англичанка, даже если она и собирается прийти в Рунет, будет делать не то, чего все от нее ожидают, а исключительно снабжать интересующихся фактами. Ссылками на законодательные акты, поправки. Тем, до чего в околополитических спорах российского сегмента Сети доходит один раз на тысячу. Роман Лейбов отметил, что если чиновники станут заниматься подобной деятельностью, чтобы она была более-менее успешной, им следует подчиняться простому набору правил: они должны быть доброжелательны, ненавязчивы и неэмоциональны, а их реплики — информативны. Возможно рассматривать два варианта. «Пятой колонной» могут действительно оказаться американские чиновники, владеющие русским языком — тогда выполнения этих требований ожидать можно. Второй вариант — это распределение услуг по местным добровольцам, что дешевле, однако качество этой работы может быть сколь угодно низким. Скорее всего, обычный посетитель Сети не заметит присутствия в ней «агентов влияния». Самое главное — это не начинать игры в шпионов. Всегда есть опасность заиграться, даже если исходный информационный повод — ничтожен.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100