Тернистый путь из Москвы в Россию

Опубликовано: 14.10.2008, 12:38 Автор: Николай Двас Рубрики: прогнозы
Тернистый путь из Москвы в Россию Земля наша велика и обильна. Если речь идет об Интернете — то заметно более велика, чем обильна: согласно исследованию iKS-Consulting, проникновение широкополосного доступа в регионах России составляет в среднем шесть процентов. В то же время, в целом для России по данным Comscore эта цифра составляет четырнадцать процентов.

Нетрудно понять, что гигантская разница образуется за счет разрыва между Москвой, Петербургом (где уже дела обстоят хуже, чем в Москве и прочими регионами). Ситуация с ШПД напрямую влияет на все отрасли интернет-бизнеса. Состояние сетевой активности за пределами двух кольцевых автодорог иначе как депрессивным, согласно отчету Яндекса, назвать невозможно. Однако компаниям, производящим или предоставляющим контент, как-то надо выходить в регионы. Если говорить о коммерческих начинаниях — то хотя бы потому, что столичные рынки уже во многом поделены, а к дележке региональных федеральные монстры еще даже и не приступали. В случае с некоммерческими проектами причина еще более очевидна: жителям Москвы разнообразные социальные начинания нужны меньше всех.


Линукс в каждый дом


Компания «ГНУ/Линуксцентр» совместно с сервисным оператором «Нетвиль» открыла в регионах сеть серверов со свободным программным обеспечением. С этих серверов жители регионов смогут скачать СПО бесплатно или по цене внутреннего, регионального трафика. Для людей это единственная возможность получить доступ к бесплатным программам: цены на внешний трафик в регионах бывают настолько высокими, что они делают использование свободно распространяемого программного обеспечения бессмысленным, по крайней мере, с финансовой точки зрения.


«Нетвиль» тоже можно понять: привлекательная возможность совмещения «социальной ответственности» с рекламой по невысокой цене. Впрочем, по словам генерального директора ГНУ/Линуксцентра Павла Фролова, пока на серверах Netville выложены только свободные программные продукты для Windows, а также дистрибутивы Mandriva One и Mandriva Free. Создание репозитория только в планах — а наибольшую нагрузку будет создавать именно он.


Такое партнерство не должно было бы привлечь внимания, ограничивайся дело исключительно сотрудничеством двух фирм. Однако на договоренностях с «Нетвилем» Линуксцентр не остановился. Павел Фролов рассказал Telnews, что в Нижнем Новгороде недавно при поддержке администрации было открыто зеркало ftp-сервера ГНУ/Линуксцентра, содержащее все достойные внимания свободные дистрибутивы GNU/Linux. Также чуть более недели назад был подписан меморандум между последним и правительством Омской области. Согласно договоренностям, в числе прочих мероприятий планируется размещение ftp-сервера с архивом свободного программного обеспечения во внутреннем сегменте региональной сети, что позволит сделать соответствующий трафик бесплатным для жителей региона. Так Омская область оказалась в числе пионеров программы по внедрению СПО. Однако с восторгами надо повременить: в другом, куда более печальном списке Омская область уже засветилась. В начале осени в регионе не нашлось денег, чтобы оплатить школьный доступ в Интернет. Нет никакого основания предполагать, что на сей раз чиновники отнесутся к очередному социальному начинанию ответственнее, а не просто поставят галочку, написав очередную кипу ведомственных бумаг.


Яндекс нашел провайдеров


По другому пути пошел Яндекс. В пресс-службе компании сообщили, что никаких планов по строительству датацентров в регионах нет: сейчас у Яндекса пять ЦОДов, все находятся в Москве и Московской области, шестой строится в Ивантеевке. Проблемы стоимости трафика решается при помощи программы «Локальная сеть», в рамках которой провайдеры получают бесплатное подключение к сетевому оборудованию Яндекса, установленному на точках обмена трафиком. В обмен на это поставщик интернет-услуг включает Яндекс в глобальные тарифы, а логотип провайдера оказывается на сайте «Локальной сети». Таким образом, Яндекс получает приток трафика, провайдер — рекламу, конечный пользователь — дешевый и быстрый Яндекс. Директор по региональному развитию Яндекса Александр Ларьяновский отметил, что спрос на проект даже превысил скорость подключения новых городов, поэтому часть провайдеров подключена к Яндексу не через точки обмена трафиком, а напрямую. Это решение работает очень хорошо. К несчастью, его нельзя порекомендовать в качестве массового: то, что получилось у Яндекса, может не получиться больше ни у кого.


В любом случае, все предлагаемые решения — костыли. С учетом планов крупных московских провайдеров — «Акадо» и Comstar - по продвижению в регионы, понятно, что костыли эти временные. Следует понимать, что никакой альтернативы появлению дешевого (по столичным ценам) ШПД в регионах не существует. Сейчас же поставщики услуг вынуждены поступать так, как поступают. По словам Александра Ларьяновского, эта необходимость вызвана сложностью работы с регионами: помимо аренды каналов требуется организовать систему распределенной доставки и дистрибуции контента (CDN). Даже когда в регионы придет дешевый ШПД, наличие CDN все равно будет необходимо. А до этого момента «Локальная сеть», согласно утверждению Александра Ларьяновского, будет оставаться безусловно эффективным способом работы с быстрорастущей региональной аудиторией.


Однако, в случае если такие меры будут иметь не временный, а постоянный статус, последствия могут быть самыми неприятными. Так, например, аналитик РОЦИТ Владимир Анташов, вспомнил попытку построения «регионального Интернета» в Томской области. Тогда из-за демпинговой дешевизны внутреннего трафика он на восемьдесят процентов замыкался в региональной сети.


Эта «феодальная раздробленность двадцать первого века», конечно, не является целью компаний, продвигающих свои продукты среди региональных пользователей. Но вполне может стать побочным эффектом их деятельности. В результате такого «замыкания» трафика региональный Интернет может начать кардинально отличаться по своей структуре от федерального. Небогатые и некрупные игроки не смогут прорываться на региональные рынки просто потому, что не смогут предоставлять свой трафик по демпинговым ценам, рынок начнет заметно монополизироваться, и в результате проиграют все участники, включая и крупных поставщиков контента. Поэтому очень важно сохранять понимание того, что все предложенные меры — временные решения системной проблемы.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100
Новый милавица интернет магазин. Милавица каталог купальников.