Mail.Ru изгоняет роботов из интернет-поиска

Опубликовано: 16.01.2007, 13:14 Автор: TelNews_ru
Тематика: Resource id #16
Mail.Ru изгоняет роботов из интернет-поиска Компания Mail.Ru, в отличие от других игроков «большой тройки» лишенная собственного поиска, решила наверстать упущенное. Вместо разработки поисковых алгоритмов, портал решил повернуть активность пользователей в нужное русло. В социальном поисковике Ответы@Mail.Ru живые люди противостоят бездушным роботам, спрятанным под капотом Google, Яндекса и Рамблера.
 
Сервис воплощает давно известную идею, которая владеет умами сетевых энтузиастов уже на протяжении нескольких лет. Альтернатива - человек/машина - представляется одной из самых очевидных в интернет-поиске. Так, можно изобретать хитроумные алгоритмы, которые смогут анализировать большой объем информации и выдавать более-менее точный ответ, а можно воспользоваться знаниями другого человека. Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки. Машинный поиск, хоть и осуществляется по обширной базе документов, требует от пользователя умения "подстраиваться" под робота, формулировать свои потребности на понятном ему языке. Человеку, как правило, легче понять вопрос, при этом он обладает достаточно ограниченными знаниями, а может просто не захотеть на него ответить.

Ответы@Mail.Ru представляют собой классический "социальный поиск", где одни пользователи задают вопросы в свободной форме, а другие -  в меру сил и возможностей пытаются на них ответить. Дмитрий Гришин, генеральный директор Mail.Ru, говорит о "зацикленности" других поисковиков на машинной составляющей в ущерб человеческому фактору. ""Я считаю, что проект Ответы@Mail.Ru станет прорывом в области поиска информации в Рунете", - сказал он. - Сегодня мы открываем новую главу в истории поисковых систем в России". На Западе "поиск с человеческим лицом" вряд ли кто назовет "прорывом": аналогичные проекты разрабатывают, например, Yahoo! и Google. Да и на отечественном рынке существуют скромные аналоги, поэтому утверждения Mail.Ru о революционном характере "Ответов" кажутся чересчур пафосными.

Ключевым моментом в подобных поисковиках является мотивация пользователей. Зачем тратить свое время и отвечать на чужие вопросы? В Ответах@Mail.Ru для этой цели изобретена система баллов. Каждый зарегистрированный пользователь первоначально получает 100 баллов, которыми он волен распоряжаться в своей поисковой деятельности. За каждый заданный вопрос с его счета списывается по 5 баллов, ответ на вопрос другого пользователя, наоборот, способен пополнить баланс на 2 балла. Дополнительные бонусы можно получать за участие в голосованиях, либо в том случае, если ваш ответ будет признан лучшим другим пользователем.

Понятно, что портал Mail.Ru, обладающий аудиторией в 43 миллиона пользователей, может обеспечить достаточное количество желающих задать вопросы, необходимое для старта проекта. Между тем, сама модель "социального поисковика" вызывает немало сомнений. Способны ли предоставленные сами себе пользователи дать квалифицированный ответ на серьезный вопрос? Способны ли виртуальные баллы обеспечить достойную мотивацию для участников сообщества? Пока в списке можно наблюдать, в основном, "вопросы по приколу": "Кто красит редиску под землей?", "Как в карамельки засовывают повидло?", "Кто подарит мне компьютер?". Столь же мало информации можно почерпнуть и из некоторых ответов.

Похожие сомнения высказываются и экспертами. "Идея опоры на пользователей в предоставлении услуг поиска информации очень "древняя". Года 3-4 назад в Рунете ее пыталась реализовать команда internethelp.ru, но им это не удалось. Потом www.askme.ru, работают давно, но количество посетителей примерно 3000 в день, не больше", - прокомментировал Андрей Иванов, редактор электронного журнала "Продвижение сайтов: вопросы подписчиков, ответы экспертов", в интервью TelNews.

"Сама по себе идея жизнеспособна, именно этот принцип используется на всех форумах - человек приходит и спрашивает, более знающие ему отвечают. Но большинство форумов специализируется на какой-то узкой области знаний, там собирается целевая аудитория, и это обеспечивает, что заинтересованные в ней эксперты реально работают", - добавил он. Однако в данном случае речь идет об организации не тематического, а общепоискового форума, поэтому возникают соответствующие проблемы: почему эксперты должны ходить на этот поисковик, кого считать экспертом, как определять качество ответа и т.п. "Говорить о бешеном успехе Yahoo! Answers еще рано, более мелкие компании, пытающиеся работать в этой нише, еще не доросли до уровня серьезных поисковых сервисов, - сказал Андрей Иванов. - Что придумает Mail.Ru для мотивации экспертов, определения критериев качества и решения других очевидных проблем - не знаю. Правила, изложенные в 
справке, к сожалению, большого энтузиазма не вызывают".

Константин Рощупкин, аналитик департамента интернет-маркетинга компании "Ашманов и Партнеры", считает, что, судя по примерам вопросов, этот сервис так и останется очередной забавой. "Портал Mail.ru продолжает развитие по выбранной стратегии, озвученной на КИБе, - концентрация максимального количества пользователей в единой системе под одним логином, - сказал он. - У такого поиска есть несколько недостатков по сравнению с обычным поиском, во-первых, низкая оперативность (вам придется ждать ответа), во-вторых, отсутствие уверенности в компетентности отвечающего, в-третьих, довольно сильная привязанность пользователей Рунета к тематическим форумам (которые являются прямыми конкурентами такого социального поиска)".

Игорь Ашманов, управляющий партнер и генеральный директор компании "Ашманов и Партнеры", очень осторожно высказался в отношении перспектив Ответов@Mail.ru. "Вы знаете, я на такой вопрос ответить не берусь. Про "социальные" сервисы понять очень трудно, отчего один "завелся", а другой - нет, - сказал он в интервью TelNews. - Ясно, что пользователей туда Mail.ru нагонит. Но сколько они там просидят, возникнет ли сообщество - не знаю. В Википедии возникло, а это примерно похожая мотивация, для разговорчивых всезнаек с избытком времени".

Игорь Ашманов считает, что такому "социальному поисковику" вряд ли удастся конкурировать с машинным поиском:

"Здесь есть очень серьезная проблема полноты. С какой вероятностью новый вопрос, с которым пришел пользователь, уже есть в базе? Удастся ли за счет наращивания массы и повторяемости вопросов покрыть хотя бы самую частотную верхушку?

Вроде бы расчет здесь на повторяемость. Вот тут у меня есть очень серьезные сомнения. Вопрос на естественном языке, выражающий конкретную потребность пользователя, - это очень узкий запрос. Он длинный, в нем много слов, а значит, он очень узкий. Пространство таких длинных векторов-запросов чудовищно многомерно, это не поисковые запросы из 1-2 слов.

Грубо говоря, реальные вопросы расположены в пространстве многословных запросов очень разреженно, далеко друг от друга, в отличие от поисковых запросов, которые лежат плотно и уже толкаются локтями в своем довольно узком пространстве коротких фраз. Удастся ли плотно заполнить это пространство длинных фраз, чтобы была высокая вероятность попасть уже в существующую фразу? Я сильно сомневаюсь".

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100